Образовательный экологический проект «В гармонии с природой» 2класс
проект (2 класс) на тему
Образовательный экологический проект
«В гармонии с природой»
2класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz.ekolog.proekt.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Образовательный экологический проект
«В гармонии с природой»
2класс
Адрес: 658620 Алтайский край
Завьяловский район, с. Завьялово
ул. Школьная, 7
Телефон: 8(38562)22180, 22296
Электронный адрес:
scoolzvl1@rambler.ru
выполнила:
Новохацких Татьяна Павловна
учитель начальных классов
Завьялово, 2015г
Пояснительная записка
Программа: «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой
Предмет: окружающий мир
Класс: 1-4
С 2014 года я работаю в творческой группе учителей начальных классов по методическому сопровождению уроков окружающего мира. Представляю краеведческий экологический проект «В гармонии с природой»для учащихся 2 класса.
Актуальность: сложностью современной жизни являются всё углубляющие противоречия между обществом и природой. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная деятельность начальной школы по открытию младшим школьникам на конкретном местном материале эстетического, практического, оздоровительного, познавательного значения природы для человека и проблем разумного взаимодействия человека и природы.
Основополагающее направление проекта:
расширение и обогащение содержательной линии «Человек и мир природы» в курсе «Окружающий мир» для формирования экологического мировоззрения обучающихся на местном материале.
Новизной проекта является
- интеграция следующих видов деятельности: познавательной, игровой, физкультурно-оздоровительной, туристко-краеведческой
- создание обучающимися продукта собственной творческой деятельности по итогам наблюдений.
Цель проекта: создать условия для становления духовно-нравственной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе и Обществе
Данная цель направлена на решение следующих задач:
- формировать у учащихся основы экологических знаний на краеведческом материале;
- привлечь внимание учащихся к экологическим и социально-нравственным проблемам, существующим в родном селе;
- научить учащихся проводить экологический мониторинг конкретного участка территории своего населенного пункта, обрабатывать и наглядно представлять полученные результаты;
- способствовать развитию знаний биологического разнообразия родного края;
- продолжить развитие умения работать с различными источниками информаций , умения наблюдать, анализировать, рассуждать, решать творческие задачи
- воспитывать чувство патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию своего родного края.
Принципы построения образовательного процесса основан на идеях развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом; расширение его экологических представлений, углублении теоретических знаний и их применении на практике.
Основные направления предметной деятельности
просматриваются через образовательные области. Целью каждого вида деятельности выступает формирование духовно-нравственной культуры личности.
Образовательная область | Основное содержание и возможные виды деятельности |
Образовательная область «Познание» | Формирование мировоззрения на основе общения с природой, работы с разными источниками информации, включение в проектную и исследовательскую деятельность. Занятия проводятся в парке, на берегу водоёма, в лесу, на лугу, на болоте. на улицах села, в краеведческом музее . Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребёнок овладевает теми взаимосвязями, которые создают целостность и логическую завершённость в системе «природа - человек -общество - природа». |
Образовательная область «Физическая культура». | Двигательная деятельность общеразвивающей направленности способствует укреплению здоровья, развитию мышления, творчества и самостоятельности. В процессе познавательных и подвижных игр формируются у детей первоначальные знания и представления о природе, основы экологической культуры. Подбор упражнений обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. |
Образовательная область «Здоровье» | Позитивное отношение к своему здоровью. Применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи. Владеть элементами психологической грамотности, иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга; уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств. |
Социокультурная образовательная область | Формирование у детей моральных норм и правил поведения в природе. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребёнок приобретает полезный личный опыт, формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе, обществе. Ученик должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать своё мнение, понимать другие позиции своих одноклассников. Договариваться с ними, согласуя свои интересы и взгляды для совместного учебного взаимодействия. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде. |
Образовательная область «Безопасность». | Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них Иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.). Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными растениями, животными, насекомыми. |
Образовательная область «Художественное творчество». | Воспитание интереса к природному миру- источнику творческой радости. Уметь выражать свои впечатления, мысли и настроения, показывать красоту каждого мгновения, каждого состояния природы. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. |
Образовательная область «Краеведение» | Формирует представления о нормах, убеждениях, ценностей сохранности природы своей местности – части огромной страны. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к родному краю, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме. |
Формы организации деятельности: практическая работа, эксперименты, экологические проекты, изготовление поделок из природного материала, разработка и создание экознаков, защита проектов. Методические занятия являются комплексными - на них используются различные виды деятельности: аналитические и эвристические беседы, сценки, экологические сказки, игры, викторины, творческие проекты.
Практическая значимость: возможность использования данного проекта в рамках экологического образования в урочное и внеурочное время.
Учебный план
2 класс
Содержание | Всего | Теория | практика |
Вводное занятие. Цели и задачи курса «В гармонии с природой». Климатические особенности природной зоны своей местности–лесостепи. | 1 | 1 | |
Солнце, воздух, вода… и растения. Установление природных взаимосвязей. Защита проектов «Солнце и свет – источник жизни на Земле» | 2 | 1 | 1 |
Основные группы растений. Работа с определителями растений. Игра «Узнай растение» Исчезающие, охраняемые растения нашей местности. | 2 | 1 | 1 |
В гостях у бабушки Загадушки. «По грибы, по ягоды» Правила сбора. Проект «Грибы-лекари». | 1 | 1 | |
Художественная галерея «Портрет сосны обыкновенной» . Целевая прогулка в Кулундинский ленточный бор. Экологические проблемы соснового леса. | 2 | 1 | 1 |
Берёзово- осиновые колки нашей местности. Роль берёзы в охране полей. Природный фильтр. Творческий проект «Берёза – символ России» Фотозарисовки. | 2 | 1 | 1 |
Зелёная аптека нашей местности. | 1 | 1 | |
Птицы кочующие, оседлые, перелётные Викторина «Кто на дереве живёт? Кто под деревом живёт?» Наблюдения в парке. | 1 | 1 | |
Обитатели воздушного пространства (виды, места обитания) Игра «Птичий час». Охрана и привлечение птиц. Сооружение кормушек, скворечников. | 3 | 1 | 2 |
Звери, обитающие на террирории своего района. Игра «Зверьё получите своё жильё». Определение и описание жилищ различных животных, проживающих в ленточном бору и колках. Электронный фотоальбом. | 2 | 1 | 1 |
Охраняемые животные нашей местности. Особенности их внешнего вида, поведения. Причины сокращения численности и меры охраны. Экскурсия в краеведческий музей. | 2 | 2 | |
Обитатели водоёмов нашей местности. Промысловые рыбы наших озёр. Источники загрязнения водоёмов. Защита проектов «Жизнь на дне озера». | 3 | 1 | 2 |
Есть ли жизнь в почве? Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни. Роль в поддержании почвенного плодородия. | 3 | 1 | 2 |
Виды почв нашей местности. Исследовательский проект « «Что вырастет из семечки?» | 3 | 1 | 2 |
«Все друг другу мы нужны». Бережное отношение человека к домашним животным. Праздник домашних животных. | 2 | 1 | 1 |
Враги моего жилья(крысы. мыши) Борьба с грызунами. | 1 | 1 | |
«Кто важнее?» -викторина-игра «спор насекомых». Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями. Ядохимикаты на огородах –польза или вред? | 1 | 1 | |
Раннецветущие растения на территории села. | 1 | 1 | |
Устный журнал «Наш дом – планета Земля». | 1 | 1 | |
34 | 17 | 17 |
Для реализации целей и задач курса «В гармонии с природой» разработана тетрадь. Все задания предлагает детям Завьялыч - старейший домовой села. Задания основываются на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьника. Во 2 классе работа на «Страницах юного исследователя». Задания способствуют воспитанию инициативы, добросовестного отношения к научному эксперименту, формируют познавательный интерес. Вместе с Завьялычем ребята совершают путешествия по селу и изучают природу, историю, культуру, экологию своей малой родины, приобретают навыки научного анализа явлений природы, получают возможность ощутить себя полноправными субъектами природоохранной деятельности. Осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии : «Оцени свою работу», «Вопросы для самоанализа». Выполняют итоговые тесты по курсу.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В сфере формирования личностных УУД
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в природе и обществе;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
- уважения к родной природе, истории малой Родины, гордости за неё;
- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края;
Метапредметными результатами освоения учащимися программы курса являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности : умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками эколого-краеведческой информации: находить информацию в различных источниках (в учебнике, научно-популярной литературе, определителях, словарях и справочниках, ресурсах Интернет и др.), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию в различной знаковой форме – в виде таблиц, рисунков и т.д.)
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Диагностическими материалами для оценки планируемых результатов освоения программы курса являются:
- педагогическое наблюдение;
- лист наблюдений (который может заполнять ученик совместно с учителем)
- вопросы для самоанализа
- тестирование
- анкета
- творческие задания (проекты, исследования)
Листы наблюдения
1-я ступень | Ставит цель с помощью учителя | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные учителем |
2-я ступень | Ставит цель самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень | Самостоятельно ставит цель и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и осуществляет деятельность | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы её получения |
Заполнять такой лист может как учитель, так и сам обучающийся (совместно с учителем и под его контролем). Освоенные навыки школьники и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определённую клеточку – полностью или частично.
Результаты прослеживаются по уровням
Уровни | Ожидаемые результаты | |
Первый уровень | Представление | Узнавание, описание, различение объектов природы и правил поведения в природе. |
Второй уровень | Воспроизведение | Воспроизведение, повтор информации и операций. Решение типовых заданий. Позитивное отношение к базовым ценностям реальности, разумное отношение к природе |
Третий уровень | Уровень умений, навыков | Применение полученных знаний экологической направленности на экскурсиях и прогулках в других ситуациях |
Четвёртый уровень | Творческий | Реализация мотивационных знаний экологической направленности. Творческие задачи исследовательской, проектной деятельности. |
Динамика личностного развития ребенка в процессе освоения курса оценивается по следующим показателям:
Критерии | Методы отслеживания |
1. Организационно – волевые качества: 1.1.Терпение (, преодолевание трудности) 1.2. Самоконтроль (уменье контролировать свои поступки) | Наблюдение Наблюдение |
2. Ориентационные качества: 2.1. Интерес к занятиям (осознанное участие в освоении программы) 2.2. Самооценка (способность оценивать себя адекватно) | Тестирование анкетирование |
3. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность (способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации) 3.2. Тип сотрудничества (отношение к общим делам (уменье воспринимать общие дела как свои собственные) | Тестирование наблюдение |
Литература:
- Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир». «Вентана-Граф», 2010 г.
- Корабельников В. «Краски природы». «Москва», 1985 г.
- Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. «Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх». «Москва», 2005 г.
- Солдатов А.В. Завьяловский район. История.События.Люди.., «Барнаул», 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности (кружок):" В гармонии с природой", 3 класс
программа кружка,3 класс...
Игра-путешествие "В гармонии с природой и с собой"
Совместное мероприятие с родителями и детьми, целью которого стало формирование экологической культуры....
Презентация к игре "В гармонии с природой"
Материал может быть использован на классных часах, посвященных природоохранной деятельности....
Тест по окружающему миру. Тема "Явления природы". 2класс УМК Школа России
Тест «Явления природы» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показы...
Конспект урока по окружающему миру "Живая и неживая природа"2класс
урок проведен во 2 классе...
Технологическая карта внеклассного мероприятия Тема занятия: «Учимся видеть гармонию живой природы».
Тема занятия:«Учимся видеть гармонию живой природы»....
Презентация на классный час: «В гармонии с природой»
Классный час «В гармонии с природой»...