ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» с. Дивное
Апанасенковского района, Ставропольского края
«ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Опыт работы
Овчаренко Натальи Михайловны
учителя начальных классов
муниципального общеобразовательного учреждения
« Средняя общеобразовательная школа № 3» с. Дивное
Cодержание.
1. Информация об опыте………………………………..3 стр.
2. Технология опыта……………………………………..7стр.
3. Результативность опыта………………………………13 стр.
.
4. Библиографический список…………………………..21 стр.
5. Приложение № 1, 2 – Разработки уроков……………22стр.
Введение.
На протяжении 16 лет работы в школе меня интересовали вопросы: какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы, как обеспечить учение с увлечением. В процессе работы в данной школе я сформулировала тему своего исследования: «Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников».
За это время мною накоплен богатый опыт работы, сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса. Работа над опытом является реализацией одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в начальной школе.
В настоящее время в моем классе обучается 18 учащихся. Большинство учащихся живут в семьях, в которых родители имеют полное среднее и среднее специальное образование. Естественно, что социальный состав учащихся в большей мере определяет их интеллектуальные, психологические возможности, личностную направленность. Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так у меня возникла идея дифференцированного подхода в обучении как средства развития познавательной активности младших школьников.
Другим условием становления данного опыта является попытка решения проблемы обновления методов, средств и форм организации обучения, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс и внеклассную работу новых педагогических технологий.
Актуальность опыта.
В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый ученик был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей. Этому способствует использование новых технологий, что и легло в основу опыта.
Среди множества задач, стоящих перед школой, выделю те, которые на мой взгляд напрямую соотносятся с опытом работы:
- Совершенствовать образовательный процесс путем привития интереса к знаниям;
- Активизировать познавательную деятельность за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения;
- Сформировать систему социально- ценностных отношений школьника посредством включения его в активную деятельность.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие познавательную активность учащихся. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.
Таким образом, в процессе работы с классом обозначились противоречия между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие способностей учащихся в процессе предметного образования, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески развивать себя.
Большой поток учебной информации для учащихся | _______ | Необходимость быстрого усвоения учебного материала |
Отсутствие эффективности системы подачи учебной информации разного уровня сложности | _______ | Необходимость использования заданий с учетом личностных особенностей ребенка |
Единые требования к учащимся по предметам по окончании начальной школы | ______________ | Разный уровень учащихся в усвоении учебного материала |
Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делаю акцент на развитие мышления, воображения, осуществляю деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха»
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, потенциальных возможностей учащихся.
Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.
Теоретическая обоснование опыта работы.
В основе педагогического опыта лежат идеи П.Я.Гальперина, И.С.Якиманской, Ш.А.Амонашвили, Н.Ф.Виноградовой, Занкова Л.В.
Л.С. Выготского, И.Ф. Исаева, В.А.Сластенина.
Сущность опыта заключается в создании условий для развития познавательного интереса учащихся через внедрение новых педагогических технологий в преподавание; введение в урок элементов дифференциации, занимательности, новизны; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий.
Учебно-познавательная деятельность в опыте представлена как специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством; это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость (В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев).
Дифференциация.
Дифференциация определяется как создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета их контингента ,а также как комплекс методических, психолого-педагогических и организационно – управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Индивидуализация.
Индивидуализация обучения – это такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. Поэтому при построении индивидуальных образовательных траекторий приоритетным, на мой взгляд, является субъектный подход к учащимся.
Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил мне выделить следующее:
активизация познавательной деятельности требует определенной организации совместной деятельности учащихся и учителя, использования различных методов, способов и форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению активности и самостоятельности. Для этого необходимо, чтобы объект познания был включен в сферу деятельности школьника, и диалектическое взаимодействие между ними создавало бы условия проявления активности и самостоятельности. На уроках это могут быть ситуации, в которых ученик должен:
- Защищать свое мнение, используя приобретенные знания;
- Выяснять непонятное, задавая вопросы учителю, товарищам;
- Оценивать ответы одноклассников, делиться своими знаниями с другими, помогать товарищам в затруднениях;
- Рецензировать результаты своей деятельности, вносить коррективы.
Исследования показывают, что активность в сотрудничестве всегда очень высоко оценивается личностью. Совместная деятельность для школьников необходима не только в целях приобретения опыта, обмена информацией; главное в том, что «человек смотрится в другого человека, как в зеркало» и тем самым многое соотносит к себе. Для младших школьников характерна репродуктивно – подражательная активность, и задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для перехода детей к творчеству, поисково-исполнительской активности, наиболее высокому уровню активности.
Новизна опыта.
Данный опыт можно обозначить как репродуктивный, так как этот вопрос широко рассматривался в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Цель его – активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся.
В процессе познавательной деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
В ходе использования своей концепции я:
- Перехожу с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;
- Мотивирую познавательную деятельность учащихся на игровой основе, в ходе решения проблемных ситуаций;
- Организую самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирую интерес к предметам;
- Использую коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включаю всех учеников в учебную деятельность, организую взаимопомощь;
- Создаю ситуацию успеха;
- Организую самоанализ и самооценку собственной учебной деятельности учащимися.
Новизна опыта состоит в создании системы применения дифференцированного подхода, нацеленного на развитие познавательной активности младших школьников.
Технология описания опыта.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности учащихся посредством дифференцированного подхода в обучении.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1.Создание максимальной помощи ученику с учетом результатов анализа контрольных работ, работы на уроке.
2.Познание становится ведущей деятельностью в развитии ребенка.
3. В зависимости от уровня и качества развития познавательных способностей формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся.
4. Замечать любые способности учеников.
5. Создавать условия для развития познавательных способностей посредством дифференциации, как на уроках, так и во внеклассной работе.
Изучению индивидуальных способностей каждого ребенка способствуют активные формы и методы обучения. К ним я отношу: дидактическую игру, проблемную ситуацию, обучение через деятельность, групповую работу, парную работу.
Методы, используемые в реализации опыта, различаются по характеру деятельности ученика: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
В данном проекте уделяю особое внимание отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, т.е. процесс обучения строю так, чтобы школьник был равноправным его участником.
Для успешной работы по программе я выделяю, по крайней мере, три группы учащихся:
1-я группа – ученики с высокими учебными способностями. Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.
2-я группа – учащиеся со средними способностями.
Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.
3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающих побуждением интереса к получению знаний в учебе.
На основании опыта дифференцированной работы определились следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока.
Схема урока
Объяснение нового материала.
I этап. Повторение пройденного.
Самостоятельная работа учащихся различной сложности.
1-я группа
-выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний;
-следит за работой 2-й и 3-й групп, приходя к ним на помощь в случае затруднений;
-готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу для 2-й и 3-й групп.
2-я группа
-прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися 1-й группы на прошлом уроке;
-проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.
3-я группа
- выученные правила применяет на практике, выполняет самостоятельную работу по опорным схемам, проработанную на предыдущих уроках с учащимися 1-й и 2-й групп;
-повторяет материал, связанный с объяснением нового.
II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (работают все группы).
III этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умения применять усвоенный материал на практике.
1-я группа.
Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение.
2-я группа.
Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам.
3-я группа.
Доработка по объяснению нового материала: 1) теоретическое положение по учебнику; 2) типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.
Тема: Проверка безударных гласных в корне изменением формы слова.
Закрепление изученного материала.
Индивидуальное задание по карточкам.
Карточка 1.1. Прочитай.
Раньше коньки вырезали из дерева. По форме они напоминали лошадку. Отсюда и название коньки.
2. Спиши текст, поставь над словами знак ударения, безударные гласные, требующие проверки, подчеркни.
Карточка 2 (для сильных учащихся).
1. Прочитай.
Раньше коньки вырезали из дерева. По форме они напоминали лошадку. Отсюда и название коньки.
2. Спиши текст, поставь над словами знак ударения, безударные гласные, требующие проверки, подчеркни. Дополни текст ещё 1-2 предложениями.
IVэтап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается с 3-й группы, потом 2-й и заканчивается 1-й.
Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа прослушивает дважды. Выполнение самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы.
Тема: «Прибавление суммы к числу разными способами»
3-я группа: решает тремя способами под руководством учителя, используя кружки трех цветов 5+(1+3)
2-я группа: решает самостоятельно тремя способами: 7+(2+1)
1-я группа: решает каждый пример удобным способом: 3+(7+20), 4+(6+5), 16+(3+4)
Vэтап. Единая самостоятельная работа для всех групп.
Затем каждой группе предлагаю дополнительное задание разной сложности.
VI этап.
Домашнее задание: различные по сложности и по содержанию; различные или по сложности, или по содержанию:
Деление класса на группы помогает мне организовать взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке тоже провожу по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою значимость — он тоже выполняет посильную часть общей работы. (Приложение №1)
Преимущества такой работы заключаются в следующем:
- у меня появилась возможность более тщательно отбирать методы и приемы дифференцированного подхода при обучении учащихся;
- темп работы учащихся в одной группе примерно одинаков, поэтому объем
выполняемой работы и степень сложности отбираемого на урок материала в группах: (1 группа) значительно больше, чем во второй группе;
- работа с разноуровневыми группами мне помогла более эффективно оценить качество знаний выпускников начальной школы.
1.Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например:
-преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную):
-задания с недостающими или лишними данными;
-выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
-самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений.
2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
- усложнения математического материала (в задании для 3-й и 2-й групп используют однозначные числа, а для 1-й группы – двузначные);
- увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (3-й и 2-й группам задача в три действия, а 1-й группе – в 4 действия);
- использование условных символов вместо чисел или отдельных цифр
(1-й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными)
3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 1-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
В качестве дополнительных предлагаю творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их индивидуализирую, предлагаю ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.
4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельное предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказываю дозированную помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:
а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске)
- Дифференцированная работа по форме учебных действий.
Различные способы дифференциации обычно использую в сочетании друг с другом. Наиболее целесообразной я считаю следующую организацию работы.
Дети со средним уровнем обучаемости выполняют тренировочные упражнения из учебника самостоятельно.
Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под моим руководством или самостоятельно с использованием карточек – помощниц.
Детям с высоким уровнем обучаемости предлагаю творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника
Таким, образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету. (Приложение № 2)
Осуществляю дифференцированный подход на всех этапах урока.
Обязательные задания даю такие, чтобы были посильны для выполнения каждому ученику. Дополнительные задания рассчитываю на тех учеников, которые справились с обязательными заданиями. Эти задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, выводов.
Детей не делю на группы. На каждом уроке они могут быть разными. Примерные задания при изучении темы: «Прибавление числа к сумме»;
обязательные задания.
- Прочитайте пример (4+3)+2 и реши его разными способами:
1) сначала прибавь число 2 к первому слагаемому, а затем к результату прибавь второе слагаемое;
2) сначала вычисли сумму, затем прибавь к ней число 2: (4+3)+2=
3) сначала прибавь число 2 ко второму слагаемому, а затем результат прибавь к первому слагаемому.
2. закончи запись и догадайся, когда легче решить пример:
(40+5)+3=40+ (…..)=
(40+3)+30=(40+30)+ ….=
(50+1)+9=50+(…)=
(70+8)+10=(70+…)+…=
(6+4)+3=
дополнительные задания
- найди результат самым удобным способом и догадайся, как к каждому примеру применить правило:
(6+9)+4=, (50+3)+6=, (20+6)+50=, (7+9)+1=, (7+3)+9=
- вычисли: (5+6)+4=, (9+3)+1=, (8+5)+2=
Вся эта работа позволяет дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты, а в целом – активизировать познавательную деятельность.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживать интерес к предмету. Технология дифференциации обучения обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности, предоставляет учителю возможности работать с группами близкого уровня подготовки и мотивации к обучению
2. Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь
значительное разнообразие, способствующее активизации познавательной
деятельности и формированию познавательных интересов учащихся;
взаимосвязь познавательной и практической деятельности должна
удовлетворять запросы и тех, кто углублялся в процессе познания, и тех,
кто стремился непосредственно видеть результат своих практических
материальных условий; взаимосвязь познания и игры должна давать пищу
развитию ума, творчества школьника; ( Приложение № 3)
3.Реализуя дифференцированный подход в обучении, я получаю нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Я получаю свободную, творческую, адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.
Результативность опыта.
Работа по данной проблеме дает мне определенные позитивные результаты.
В данный период результатами моей работы являются количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, итоги участия в школьных и районных предметных олимпиадах, конкурсах, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся.
Вовлечение учащихся в активную учебно - познавательную деятельность на всех этапах урока, максимальное использование самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику:
С целью реализации дифференцированного подхода я практикую проведение мониторинга, направленного на выявление уровня школьной готовности (тесты «Графический диктант», «Рисунок человека» и т.д.). Совместно с психологом школы провожу мониторинг уровня сформированности психических процессов (тесты на изучение внимания, мышления, памяти, восприятия, речи), прогнозирование школьных трудностей. Внедрение разнообразных форм работы на уроке: групповой, парной, индивидуальной, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.
Вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность на всех этапах урока, максимальное использование самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику.
Диагностика психологических характеристик учащихся.
Класс УМК «Школа России» | Мышление | Умственная активность | Память | Внимание | Интеллект | ||||||||||
Выс | сред | Низ | выс. | Сред. | Низ. | Выс | Сред | Низ | Выс | Сред | Низ | Выс | Сред | Низ | |
2 | 3 | 8 | 7 | 4 | 10 | 4 | 6 | 7 | 5 | 3 | 9 | 6 | 3 | 8 | 7 |
3 | 4 | 9 | 5 | 7 | 8 | 3 | 8 | 6 | 4 | 4 | 9 | 5 | 4 | 8 | 6 |
4 | 5 | 10 | 3 | 8 | 8 | 2 | 10 | 5 | 3 | 6 | 8 | 4 | 7 | 6 | 5 |
Диагностика познавательного развития учеников.
класс | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2 класс | 11% | 40% | 49% |
3 класс | 15% | 46% | 39% |
4 класс | 19% | 47% | 34% |
Количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности выросло на 8% , со средним – на 7%, с низким уровнем стало на 15% меньше.
Анализ знаний учащихся за 3 года показал, что учебный материал учащимися усвоен. Качество знаний постепенно растет.
Качество знаний по предметам в %
Уч.г | класс | рус. | чтен. | матем. | окруж. | технол. | кач | успев |
2007 2008 | 2 | 50 | 88,8 | 72,2 | 77,7 | 100 | 50 | 100 |
2008 2009 | 3 | 61,1 | 94,4 | 77,7 | 72,2 | 100 | 61,1 | 100 |
2009 2010 | 4 | 66,7 | 94,4 | 83,3 | 88,8 | 100 | 66,6 | 100 |
Качество знаний учащихся.
Учебный год | класс | качество |
2006 -2007 | 1 класс | 100% |
2007 -2008 | 2 класс | 50% |
2008 -2009 | 3 класс | 61,1% |
2009 -2010 | 4 класс | 66,6% |
Все вышеприведенные данные позволяют говорить о высоком результате в обучении. Высокий результат достигается за счёт развития познавательной
активности учащихся в условиях уровневой дифференциации.
Особенно выразительной является тенденция положительного влияния общественной деятельности на познавательный интерес и активизацию учащихся любого возраста. Процесс общения, коллективные формы взаимосвязанных видов деятельности с выходом на общественную всегда обеспечивают значительный интерес, стремление их к перспективной
деятельности коллектива. Социальная значительность труда школьников,
их познания, общения и всех видов деятельности укрепляется
общественно ценным результатом, становится в процессе
жизнедеятельности коллектива учащихся не только важнейшим стимулом,
но и потребностью каждого осуществлять полезную, необходимую для
других деятельность.
В системе “ Школа 2100 “, по которой я работаю, существующий принцип « мини - макса» помогает мне создавать ситуации успеха для каждого ребёнка, потому что есть такие задания, где каждый бы мог справиться и получить удовольствие от проделанной работы. Я стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика, использую эмоционально-положительный стиль общения.
Сейчас в моем классе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Дети уверены в себе, свободны в выражении собственного мнения, не боятся проявить себя, общительны и активны. Многие из них с удовольствием посещают дополнительные образования, принимают активное участие в школьных мероприятиях и мероприятиях районного масштаба . (В районном конкурсе рисунков « безопасность дорожного движения» Ганнова Лиля заняла 2- место ).
Результатом посещения учащимися кружков также свидетельствуют грамоты.
Кроме того, учащиеся моего класса участвовали в школьных турах олимпиад по математике, русскому языку, литературному чтению в 2008 -2009 и в 2009-2010 учебном году, а также становились победителями этих туров. Математика -1,3 место, русский язык 1 место, литературное чтение 1,3 место. В районной олимпиаде по русскому языку ученица моего класса Кравченко Влада в 2009 году заняла 3 место, а в 2010 – 2 место.
Библиографический список:
- Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации.- М.: Просвещение, 1994.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Просвещение, 1998.
- Лукьянова М.И. Дифференцированное обучение как педагогическая проблема // Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учеб.пос. Ульяновск. 1988.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988.
- Фомина И.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на 1 ступени обучения. – Волгоград: Учитель, 2009.
«Приложение № 1»
«УМК «Начальная школа 2100 » Окружающий мир. (3 класс)
Тема: «Пернатые изобретатели»
Цели:
1.Познакомить учащихся с птицами и их приспособлениями к полету. Углубить знания детей о птицах нашей местности, занесенных в Красную книгу.
2. Развивать любознательность, наблюдательность, речь. Учить детей делать выводы и обобщения.
3.Прививать интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ребята, слышите, звенит звонок,
Говорит: « Начнем урок!»
2. Актуализация знаний.
У. Ребята, давайте вспомним, с какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке?
Д. Пресмыкающимися.
У. Назовите их.
Д. Змеи, крокодилы, черепахи, ящерицы.
У. А можно ли назвать пресмыкающихся настоящими наземными животными? Почему?
Д. Они расселились далеко от воды и откладывают яйца на суше.
У., Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца?
Д. Под оболочкой яйца есть все, что нужно для развития зародыша, включая запас воды.
У. Чем холоднокровность отличается от хладнокровия?
Д. Холоднокровность - это когда у животных температура тела меняется в зависимости от температуры окружающей среды.
Хладнокровие – спокойствие и выдержка в поведении.
3. Совместное открытие знаний или объяснение нового материала.
У. Каких летающих животных вы знаете?
Д. Стрекозы, бабочки, летучие мыши, птицы.
У. Давайте проверим.
1 слайд (Летающие животные.)
У. Правильно, посмотрите, вот эти животные, которых вы назвали.
-Наш урок сегодня будет посвящен тем, кто два раза родится: в первый раз гадкий, а во второй раз мягкий.
-Кто это?
Д. Птицы.
У. Так какова тема нашего урока?
Д. Птицы, пернатые.
У. Вы правы. Тема нашего урока звучит так: « Пернатые изобретатели».
Д. Так как они имеют перьевой покров, их тело покрыто перьями.
( Выступление уч-ся 1группы)
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, птицы всегда рядом с человеком, они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым оперением, разнообразной окраской оперения.
3 слайд (Птица в полете.)
Птицы очень легкие, потому что кости у них полые и заполнены воздухом. А обтекаемая форма тела помогает им быстро летать. Некоторые внутренние органы птиц уменьшены, зато полетные мышцы развиты больше, чем остальные. Но главное «изобретение» птиц – это перья.
У. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо?
-Самый первый шаг к познанию мира - это внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас и мы на время превратимся в ученых, будем исследовать перья.
Работа в парах.
-На столах у вас лежат перья, возьмите их и рассмотрите. Сравните по цвету, размеру. Какие они?
Д. Разные.
Уч. Что общего у всех перьев?
Д. Есть стержень, волоски.
У. Возьмите самое крупное перо и рассмотрите бородки (волоски). Кто увидел на них маленькие крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка-молния.
-Отрежьте кончик пера, рассмотрите срез. На что он похож?
Д. На пустую трубочку.
У. О чем это говорит?
Д.Перо легкое и внутри него воздух.
У. А теперь обмокните перо в стакан с водой. Изменилось ли перо? Намокло ли?
Д. Нет, вода скатилась капельками.
У. А знаете ли вы, почему перо не намокло?
Д. Нет.
4 слайд (Копчиковая железа).
У. Давайте сделаем вывод, какую же роль у птиц
выполняет их оперенье?
Д. Перья защищают птицу от воды и сырости.
У. Для чего птицам нужны большие перья?
Д. Для полета.
У. А маленькие?
У.Чтобы согревать тело.
5 слайд (Виды перьев)
У. Посмотрите, вот большие перья, которые нужны для полета, вот маленькие, которые защищают тело и согревают. А о каких перьях мы еще не сказали?
Д. Правильно, о перьях хвоста.
У. Как вы думаете, какую роль они играют?
Д. Они позволяют держать равновесие, делать повороты и остановку.
6 слайд (Птицы в полете, страус.)
У. Крылья поднимают птицу в воздух. Птицы машут крыльями и летят. Крыло сгибается так же, как рука. При помощи крыльев птицы могут изменить направление полета. Взлетая, птица подпрыгивает в воздух и очень быстро машет крыльями. Все птицы хорошие летуны. Зато у птиц, которые не летают, например, у африканского страуса, сильные ноги, так что он легко может убежать от врага.
Для полета им нужна энергия, поэтому птицы много едят. Легкие и сердце у птиц совершенны. Благодаря ним обмен веществ у птиц идет очень быстро: они теплокровные животные. Поддерживать температуру в зимнее время помогает пушистое оперение, которое удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду.
Работа в парах – учебн. стр.28 №2
У.Прочитайте задание и выполните его.
-Так в какую «одежду» превращается оперение чечетки?
4. Физминутка.
У. Теперь я вам предлагаю немножко отдохнуть и послушать голоса птиц.
7-8 слайд (Голоса птиц.)
5. Первичное закрепление (обучение способам самостоятельного применения знаний).
Слайд – 9(Линька птиц).
( Выступление уч-ся 2группы)
Весной начинается горячая пора для птиц - сезон размножения. Самцы занимают для своей будущей семьи лучшие участки и пением сообщают другим, что место занято. Самки выбирают понравившийся участок и самца. Самка строит гнездо и откладывает яйца – не все сразу, а по одному в день, чтобы не потерять способность к полету, - и насиживает их.
У. На стр.30 прочитайте текст самостоятельно.
-Что нового вы узнали?
-Каких птиц мы называем перелетными, а каких оседлыми?
(Выступление уч-ся 3группы)
Слайд 10(Почему птицы улетают?)
Поработайте в группах, выполните№4 на стр. 31.
-Давайте проверим. К каким группам вы отнесли птиц?
-Теперь я предлагаю послушать рассказы от каждой группы.
( Выступление уч-ся 1группы)
Слайды – 11-17( Краснокнижные птицы.)
6. Итог урока.
В завершении урока я предлагаю поиграть в игру « Да или нет».
Я задаю вопросы, если согласны, пишите - да, не согласны - нет.
1.-Всех животных, которые летают, называют пернатыми?
2.- К пернатым относятся только птицы?
3.- Для полета птицам нужна энергия?
4.-Птицы холоднокровные животные?
5.- Температура тела птиц постоянна?
6. – У птиц наблюдается линька?
7. – Птицы улетают на юг, потому что им холодно?
8.- Околоводные птицы живут на деревьях?
У. Теперь обменяйтесь листочками и проверьте, кто на все вопросы ответил правильно поставьте «5»
Слайд 18(Ответы).
У. Как думаете, вы сегодня на уроке все узнали о птицах? (Нет).
Слайд 19(Домашнее задание).
7. Домашнее задание.
Дома вы прочитаете некоторые сведения на стр. 28-30 и № 3, 5, 7, 9 выполнить по выбору.
Найти стихи, загадки о птицах, нарисовать рисунки.
Найти интересные факты и события о птицах.
«Приложение № 2»
«УМК «Начальная школа 2100 » Русский язык (4 класс)
Тема: Изменение глаголов по временам.
Цель: совершенствовать умения распознавать части речи, умения рассказывать о глаголе по плану;
развивать умения различать временные формы глагола и правильно их употреблять.
Оборудование: карточки, таблица, сигнальные карточки: время глаголов, стихотворения, «Паучок» - глагол.
Ход урока:
1.Организация класса:
- Я предлагаю вам пойти
Со мною в путь-дорогу,
Сегодня снова на пути
Опасности нас ждут,
Но знанья, дружба, память, ум
К победе приведут!
2.Работа в тетрадях по чистописанию:
-На пути разрушен мост,
Да, Безграмотник не прост.
Чтобы мост восстановить,
Нужно буквы повторить.
3.Проверка домашней работы:
-Он нас мучает опять,
Не дает глагол назвать.
выписать глаголы: малина, верит, синий, решал, едят, хорошо, моет, ехал, лес, научит, аукает.
4.Работа над новым материалом:
По первым буквам глаголов определить слово: ВРЕМЕНА.
-Определить время выписанных глаголов
5.Распознавание времени глагола:
1) письмо по памяти № 403,(дифференцированно)
Чтоб в дороге не отстать,
Надо память упражнять,
И глаза свои, и ушки –
Их поставьте на макушки.
Предложения читайте,
Про себя их повторяйте.
2)Выборочное списывание.
Чтобы с трудностями сражаться,
Надо много упражняться.
№404 – выписать глаголы, указать время.(1, 2 группы)
Инд. – карточки (творческая группа): выписать глаголы, добавить 3 глагола.
Разбор предложения – у доски.
Физкультминутка
Так, откуда эта тень?
Ну, конечно, это лень.
Прилетела нам мешать!
Надо нам ее прогнать.
3) Работа по таблице (с. 176)
4) Вставка в текст подходящих по смыслу глаголов № 405 (дифференцированно)
творческая группа – определить время всех глаголов
1, 2 группы – определить время вставленных глаголов
Безграмотник хитрый
Смеется опять:
Учитель, детишки,
Я буду мешать.
Из учебника слова он стащил
Вписать их попробуйте
Хватит ли сил?
6. Обобщение. («Паучок» - обобщение о глаголе по плану)
7)Домашнее задание №406 (1, 2 группы – выписать 5глаголов, определить время;
творческая группа – выписать все глаголы, определить время, дописать 3 глагола)
8) Рефлексия
Наше путешествие удачно закончилось. Нам помогала природа, наши знания. Давайте и мы украсим наш класс солнышком.
Красный цвет – понравилось, интересно, легко.
Синий цвет – трудно, не все усвоил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....
Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников
Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников...
Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"
В данной работе описаны все разделы из информационной карты по обобщению педагогического опыта на примере темы "Дифференцированный подход в обучении ...
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Обобщение педагогического опыта...
Дифференцированные задания на уроках математики как средство развития младшего школьника
Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать дифференцированные задания с нарастающей степенью сложности.В каждом варианте таких заданий в...