Мониторинг качества образования
материал по теме
Презентацию посвящена внутреннему мониторингу качаства образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_kachestva_obucheniya_v_gimnazii.pptx | 107.45 КБ |
vnutr.monitoring.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МБОУ гимназии № 53 Внутренний мониторинг качества образования получение объективной информации о состоянии образователь ного процесса выявление динамики и тенденций в развитии системы образования установление степени соответствия достигнутых показателей требованиям ФГОС, нормативных актов выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по устранению отрицательных последствий формирование механизма системы сбора, обработки и хранения информации Координация деятельности всех участников мониторинга формулирование направлений развития гимназии на основе анализа Задачи
МБОУ гимназия № 53 Внутренний мониторинг качества образования Объекты мониторинга Структурные элементы образовательной системы гимназии различных уровней(обучающийся, воспитанник, кл . коллектив…) Компоненты образовательного процесса (условия, организация, содержание, результаты) Процессы функционирования и развития образовательного процесса
МБОУ гимназия № 53 Направления внутреннего мониторинга качества образования работа с одарёнными детьми; качество обученности гимназистов; кадровое обеспечение гимназии; эффективность воспитательной системы гимназии; реализация ФГОС в гимназии; деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и др.
МБОУ гимназия № 53 Виды измерений внутреннего мониторинга педагогические; дидактические; социологические; психологические; медицинские; санитарно-гигиенические; экономические; демографические; статистические и др .
МБОУ гимназия № 53 Методы проведения внутреннего мониторинга экспертное оценивание; тестирование, анкетирование, ранжирование; проведение контрольных и других квалифицированных срезов; статистическая обработка информации; наблюдение; опрос, собеседование; анализ документов; посещение уроков и мероприятий и др.
МБОУ гимназия № 53 По результатам мониторинга готовятся отчёты, справки, доклады, принимаются административные управленческие решения на уровне гимназии. Этапы реализации внутреннего мониторинга Подготовительный Практический Аналитический
МБОУ гимназия № 53 Направления внутреннего мониторинга качества образования деятельность по повышению качества владения обучающимися иностранным языком; работа с одарёнными детьми; качество обученности гимназистов; кадровое обеспечение гимназии; эффективность воспитательной системы гимназии; реализация ФГОС в гимназии; деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и др.
Первый уровень индивидуальный, персональный (осуществляется учителем, классным руководителем) Второй уровень внутригимназический (осуществляется администрацией гимназии) Уровни внутреннего мониторинга
Мониторинг сформированности УУД Долговременная диагностика: стартовая; промежуточная; итоговая .
Этапы реализации внутреннего мониторинга Подготовительный (определяются цель, объект мониторинга, инструментарий, сроки) Практический (сбор данных) Аналитический (структурирование баз данных, обработка , анализ и интерпретация данных, выработка рекомендаций, определение путей корректировки, подготовка документов, распространение результатов)
Виды мониторинга Дидактический Воспитательный Психолого-педагогический Медицинский Социологический
Дидактический мониторинг уровень развития обучающихся; состояние успеваемости; качество образования и др. математика русский язык окружающий мир чтение изо УУД
Воспитательный мониторинг (различные стороны воспитательного процесса) уровень воспитанности; уровень развития классного коллектива; уровень сформированности умения работать в группе и др.
Психолого-педагогический мониторинг психологическое здоровье обучающихся; развитие индивидуальных особенностей детей мотивационная сфера познавательные процессы психологическая комфортность волевые качества особенности развития адаптация круг интересов
Медицинский мониторинг Динамика здоровья обучающихся и их физического развития измерение роста состояние здоровья обучающихся изучение медицинских карт организация горячего питания
Социологический мониторинг Создание социального портрета 1-х классов Создание социального портрета родителей 1-х классов изучается возрастной состав классов, количество мальчиков и девочек, место проживания, состав семей, выявляются семьи социального риска изучается возрастной состав родительского коллектива, образовательный уровень родителей, занятость родителей
Предварительный просмотр:
Внутренний мониторинг качества образования
в гимназии №53 г. Нижний Новгород
Образовательная деятельность гимназии направлена на совершенствование образовательного процесса, организация которого проводится в соответствии с требованиями ФГОС. Насколько успешно это проходит, какова динамика образовательных достижений, в чём заключаются трудности и каковы пути их устранения, позволяет установить внутренний мониторинг качества образования. В гимназии в соответствии с Законом РФ «Об образовании», действующими правовыми и нормативными документами министерства образования и науки РФ, программой развития гимназии и нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию оценки качества образования, разработано Положение о внутреннем мониторинге качества образования, принято педагогическим советом гимназии и утверждено приказом директора.
Целью внутреннего мониторинга является повышение эффективности управленческой деятельности по обеспечению качества образования в соответствии с ФГОС.
Задачи мониторинга:
- получение объективной информации о состоянии образовательного процесса в гимназии;
- установление степени соответствия достигнутых показателей работы гимназии требованиям федерального государственного образовательного стандарта, нормативных правовых актов Российской Федерации, Нижегородской области и города Нижнего Новгорода в области образования;
- формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;
- координация деятельности всех участников мониторинга;
- своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования гимназии;
- выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий;
- формулирование основных стратегических направлений развития гимназии на основе анализа полученных данных.
Объектами мониторинга могут быть:
- структурные элементы образовательной системы гимназии различных уровней (обучающийся, воспитанник, классный коллектив, группа продлённого дня, параллель, ступень, педагог, педагогический коллектив, методическое объединение и др.);
- компоненты образовательного процесса (условия, организация, содержание, результаты);
- процессы функционирования и развития образовательного процесса.
К основным направлениям мониторинга относятся:
- качество обученности гимназистов;
- работа с одарёнными детьми;
- кадровое обеспечение гимназии;
- эффективность воспитательной системы гимназии;
- реализация федеральных государственных образовательных стандартов в гимназии;
- деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и др.
Мониторинг, организуемый по выбранным направлениям, может использовать различные виды измерений:
- педагогические;
- дидактические;
- социологические;
- психологические;
- медицинские;
- санитарно-гигиенические;
- экономические;
- демографические;
- статистические и др.
При проведении мониторинга используются следующие методы:
- экспертное оценивание, экспертиза,
- тестирование, анкетирование, ранжирование,
- проведение контрольных и других квалификационных срезов,
- статистическая обработка информации,
- наблюдение,
- опрос, собеседование,
- анализ документов,
- посещение уроков и мероприятий и др.
Реализация мониторинга проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный
- этап – практический
- этап – аналитический
По результатам мониторинга готовится документация:
- отчёты;
- справки;
- доклад;
- управленческие решения на уровне гимназии.
Одним из направлений внутреннего мониторинга качества образования гимназии является реализация федеральных государственных образовательных стандартов в гимназии. Ежегодно в рамках реализации ФГОС проводится мониторинг качества образования 1-4-х классов. Это непрерывные изучение, отслеживание результатов качества знаний, результатов воздействия образовательного процесса на личность обучающегося, определение уровня сформированности УУД. Мониторинг качества образования 1-х классов представлен двумя уровнями.
- Первый уровень - индивидуальный, персональный, осуществляется учителем, классным руководителем (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).
- Второй уровень – внутригимназический, осуществляется администрацией гимназии (отслеживание динамики развития классов, параллели по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).
Мониторинг первого уровня (индивидуального, персонального) представляет собой систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учётом его возможностей и способностей. Для проведения мониторинга, рассматривающего особенности развития обучающихся, уровень сформированности УУД важна долговременная диагностика. Проводится стартовая диагностика, промежуточная и итоговая. Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению образовательной программы. Частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных умений, скудость и неполнота представлений, низкий уровень социального развития не является основанием для дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребёнком и направления коррекции. В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала. Также эти 3 этапа диагностики проводятся в течение каждого последующего учебного года, по завершению процесса обучения на первой ступени эту работу продолжают учителя среднего звена.
Любой из видов мониторинга проводится в три этапа:
- Первый этап (подготовительный) - определяется цель, объект мониторинга, сроки, инструментарий.
- Второй этап (практический) - сбор информации.
Методы сбора информации разнообразны (наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д.) Использование тех или других методов зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.
- Третий этап (аналитический) - информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.
Проводятся следующие виды измерений:
- дидактические;
- воспитательные;
- психолого-педагогические;
- медицинские;
- социологические.
Все эти виды измерений нашли своё отражение в плане мониторинга качества образования 1-4-х классов, где определены темы, предметные области, цели, сроки и ответственные.
Мониторинг осуществляют ответственные лица, состав которых утверждается приказом директора. В мониторинге качества образования 1-х классов принимают участие учителя, классные руководители, психологи, социальный педагог, администрация гимназии.
Дидактический мониторинг: во внимание берутся различные стороны учебного процесса (уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество обученности), отслеживаются результаты по предметным областям и уровню сформированности УУД.
Ежегодно отслеживаются результаты по математике, русскому языку, чтению, изо, окружающему миру, определяется уровень сформированности УУД. Мониторинг освоения учебных программ и сформированности УУД осуществляем на материалах учебников и учебных пособий, рабочих тетрадей УМК «Планета знаний»
Воспитательный мониторинг: рассматриваются различные стороны воспитательного процесса.
Ежегодно исследуем:
- уровень воспитанности обучающихся;
- уровень развития классного коллектива;
- уровень сформированости умения работать в группе.
Для осуществления воспитательного мониторинга использовались карты особенностей развития (наблюдения учителя), листы наблюдения, методика Третьякова П.И.
Психолого-педагогический мониторинг: исследуется психологическое здоровье обучающихся, развитие индивидуальных особенностей детей.
Ежегодно изучаются:
- познавательные процессы;
- мотивационная сфера;
- психологическая комфортность;
- адаптация к обучению в гимназии;
- круг интересов детей;
- волевые качества;
- особенности развития детей.
Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии (по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).
Медицинский мониторинг: рассматривается динамика здоровья обучающихся и их физического развития.
Ежегодно исследуются:
- рост детей,
- горячее питание,
- состояние здоровья,
- медицинские карты.
Социологический мониторинг: знакомство с детьми и их семьями, выявление детей и семей социального риска.
Ежегодно исследуются:
- возрастной состав обучающихся;
- количество мальчиков и девочек;
- место проживания детей;
- состав семей;
- возрастной состав родителей;
- образовательный уровень родителей;
- занятость родителей.
Создаются социальный портрет 1-4-х классов, социальный портрет родителей 1-4-х классов. На основе данного мониторинга учителя 1-4-х классов строят свои воспитательные системы, выявляют семьи социального риска (малообеспеченные, родители-инвалиды, приёмные семьи, неполные семьи, многодетные) с целью организации помощи (методической, материальной и др.)
Портфолио.
Системная оценка личности метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – портфолио. Накопительная система портфолио обучающегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных общеобразовательных достижений ребёнка, предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки и взаимооценки даёт возможность каждому ученику не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Структура портфолио:
1 раздел – «Знакомьтесь – это я»
(фотография, рисунки, сведения о себе, семье, родословная, любимые занятия, заполняется «Дневничок»).
2 раздел – «Я – ученик»
(первые диагностические работы, рисунки, небольшие тексты о классе, учителе, распорядок дня, круг чтения, что умею в начале – в конце года).
3 раздел – «Коллектор»
(правила поведения в школе, законы жизни в классе, литература для самостоятельного и семейного чтения, памятки о пожаре, опасности и т.д., учебные памятки).
- раздел – «Рабочие материалы»
(проверочные и диагностические работы по предметам).
- раздел – «Мои достижения»
(лучшие работы, по мнению учителя и ученика, грамоты за участие в мероприятиях, соревнованиях, конкурсах в гимназии и вне, тексты о личных достижениях, проекты – материалы или фотографии).
Педагогу важно на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирать, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем передавать ребёнку нормы и способы оценивания (не выставление отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствовать выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свой портфолио творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка.
Выполнила Беленко Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система внутреннего мониторинга качества образования
В школе разработана программа мониторинга, которая является частью основной общеобразовательной программы начального общего образования. Данная программа позволяет контролировать качество образования,...
Мониторинг качества образования по литературному чтению 4 класс
Предствленные материалы даны в виде тестов и заданий к ним. Данный мониторинг представлен в 4 вариантах....
Выступление по теме:"Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО" учителя начальных классов МОУ "СОШ №2 г. Ртищево" Дьяковой Светланы Александровны"
Данное выступление освещает вопрос мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС НОО, раскрывает его важнейшую роль в эффективности управления учебным заведением....
Мониторинг качества образования по окружающему миру в 3 классе.
В работе дан подробный анализ мониторинга качества образовния по окружающему миру в 3 классе по теме "Чему учит экономика"....
Мониторинг качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО
Статья посвящена стартовой диагностике первоклассников....
Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения входного мониторинга качества образования по математике обучающихся 4 класса
Назначение КИМ – оценить качество подготовки по математике обучающихся 4 класса с целью выявления уровня освоения учебного материала. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных ...
Мониторинг качества образования
Статья "Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО"...