Мониторинг качества образования
материал по теме

Презентацию посвящена внутреннему мониторингу качаства образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_kachestva_obucheniya_v_gimnazii.pptx107.45 КБ
Microsoft Office document icon vnutr.monitoring.doc69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ гимназии № 53 Внутренний мониторинг качества образования Цель: повышение эффективности управленческой деятельности по обеспечению качества образования в соответствиии с ФГОС Беленко Л.В., учитель высшей категории

Слайд 2

МБОУ гимназии № 53 Внутренний мониторинг качества образования получение объективной информации о состоянии образователь ного процесса выявление динамики и тенденций в развитии системы образования установление степени соответствия достигнутых показателей требованиям ФГОС, нормативных актов выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по устранению отрицательных последствий формирование механизма системы сбора, обработки и хранения информации Координация деятельности всех участников мониторинга формулирование направлений развития гимназии на основе анализа Задачи

Слайд 3

МБОУ гимназия № 53 Внутренний мониторинг качества образования Объекты мониторинга Структурные элементы образовательной системы гимназии различных уровней(обучающийся, воспитанник, кл . коллектив…) Компоненты образовательного процесса (условия, организация, содержание, результаты) Процессы функционирования и развития образовательного процесса

Слайд 4

МБОУ гимназия № 53 Направления внутреннего мониторинга качества образования работа с одарёнными детьми; качество обученности гимназистов; кадровое обеспечение гимназии; эффективность воспитательной системы гимназии; реализация ФГОС в гимназии; деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и др.

Слайд 5

МБОУ гимназия № 53 Виды измерений внутреннего мониторинга педагогические; дидактические; социологические; психологические; медицинские; санитарно-гигиенические; экономические; демографические; статистические и др .

Слайд 6

МБОУ гимназия № 53 Методы проведения внутреннего мониторинга экспертное оценивание; тестирование, анкетирование, ранжирование; проведение контрольных и других квалифицированных срезов; статистическая обработка информации; наблюдение; опрос, собеседование; анализ документов; посещение уроков и мероприятий и др.

Слайд 7

МБОУ гимназия № 53 По результатам мониторинга готовятся отчёты, справки, доклады, принимаются административные управленческие решения на уровне гимназии. Этапы реализации внутреннего мониторинга Подготовительный Практический Аналитический

Слайд 8

МБОУ гимназия № 53 Направления внутреннего мониторинга качества образования деятельность по повышению качества владения обучающимися иностранным языком; работа с одарёнными детьми; качество обученности гимназистов; кадровое обеспечение гимназии; эффективность воспитательной системы гимназии; реализация ФГОС в гимназии; деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и др.

Слайд 9

Первый уровень индивидуальный, персональный (осуществляется учителем, классным руководителем) Второй уровень внутригимназический (осуществляется администрацией гимназии) Уровни внутреннего мониторинга

Слайд 10

Мониторинг сформированности УУД Долговременная диагностика: стартовая; промежуточная; итоговая .

Слайд 11

Этапы реализации внутреннего мониторинга Подготовительный (определяются цель, объект мониторинга, инструментарий, сроки) Практический (сбор данных) Аналитический (структурирование баз данных, обработка , анализ и интерпретация данных, выработка рекомендаций, определение путей корректировки, подготовка документов, распространение результатов)

Слайд 12

Виды мониторинга Дидактический Воспитательный Психолого-педагогический Медицинский Социологический

Слайд 13

Дидактический мониторинг уровень развития обучающихся; состояние успеваемости; качество образования и др. математика русский язык окружающий мир чтение изо УУД

Слайд 14

Воспитательный мониторинг (различные стороны воспитательного процесса) уровень воспитанности; уровень развития классного коллектива; уровень сформированности умения работать в группе и др.

Слайд 15

Психолого-педагогический мониторинг психологическое здоровье обучающихся; развитие индивидуальных особенностей детей мотивационная сфера познавательные процессы психологическая комфортность волевые качества особенности развития адаптация круг интересов

Слайд 16

Медицинский мониторинг Динамика здоровья обучающихся и их физического развития измерение роста состояние здоровья обучающихся изучение медицинских карт организация горячего питания

Слайд 17

Социологический мониторинг Создание социального портрета 1-х классов Создание социального портрета родителей 1-х классов изучается возрастной состав классов, количество мальчиков и девочек, место проживания, состав семей, выявляются семьи социального риска изучается возрастной состав родительского коллектива, образовательный уровень родителей, занятость родителей



Предварительный просмотр:

Внутренний мониторинг качества образования

в гимназии №53 г. Нижний Новгород

Образовательная деятельность гимназии направлена на совершенствование образовательного процесса, организация которого проводится в соответствии с требованиями ФГОС. Насколько успешно это проходит, какова динамика образовательных достижений, в чём заключаются трудности и каковы пути их устранения, позволяет установить внутренний мониторинг качества образования. В гимназии в соответствии с Законом РФ «Об образовании», действующими правовыми и нормативными документами министерства образования и науки РФ, программой развития гимназии и нормативными правовыми актами, регламентирующими реализацию оценки качества образования, разработано Положение о внутреннем мониторинге качества образования, принято педагогическим советом гимназии и утверждено приказом директора.

Целью внутреннего мониторинга является повышение эффективности управленческой деятельности по обеспечению качества образования в соответствии с ФГОС.

Задачи мониторинга:

  • получение объективной информации о состоянии образовательного процесса в гимназии;
  • установление степени соответствия достигнутых показателей работы гимназии требованиям федерального государственного образовательного стандарта, нормативных правовых актов  Российской Федерации, Нижегородской области и города Нижнего Новгорода в области образования;
  • формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии системы образования;
  • координация деятельности всех участников мониторинга;
  • своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования гимназии;
  • выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий;
  • формулирование основных стратегических направлений развития  гимназии на основе анализа полученных данных.

 Объектами мониторинга могут быть:

  • структурные элементы образовательной системы гимназии   различных уровней (обучающийся, воспитанник, классный коллектив, группа продлённого дня, параллель, ступень, педагог, педагогический коллектив, методическое объединение и др.);
  • компоненты образовательного процесса (условия, организация, содержание, результаты);  
  • процессы функционирования и развития образовательного процесса.

 К основным направлениям мониторинга относятся:

  • качество  обученности гимназистов;
  • работа с одарёнными детьми;
  • кадровое обеспечение гимназии;
  • эффективность воспитательной системы гимназии;
  • реализация федеральных государственных образовательных стандартов в гимназии;
  • деятельность  по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и др.

Мониторинг, организуемый по выбранным направлениям, может использовать различные виды измерений:

  • педагогические;
  • дидактические;
  • социологические;
  • психологические;
  • медицинские;
  • санитарно-гигиенические;
  • экономические;
  • демографические;
  • статистические и др.

При проведении мониторинга используются следующие методы:

  • экспертное оценивание, экспертиза,
  • тестирование, анкетирование, ранжирование,
  • проведение контрольных и других квалификационных срезов,
  • статистическая обработка информации,
  • наблюдение,
  • опрос, собеседование,
  • анализ документов,
  • посещение уроков и мероприятий и др.

Реализация мониторинга проходит в 3 этапа:

1 этап – подготовительный

  1. этап – практический
  2. этап – аналитический

По результатам мониторинга готовится документация:

  • отчёты;
  • справки;
  • доклад;
  • управленческие решения на уровне гимназии.

Одним из  направлений внутреннего мониторинга качества образования гимназии  является реализация федеральных государственных образовательных стандартов в гимназии. Ежегодно  в рамках реализации ФГОС проводится мониторинг качества образования 1-4-х классов. Это непрерывные изучение, отслеживание результатов качества знаний, результатов воздействия образовательного процесса  на личность обучающегося, определение уровня сформированности УУД. Мониторинг качества образования 1-х классов представлен двумя уровнями.

  • Первый уровень - индивидуальный, персональный, осуществляется учителем, классным руководителем  (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).
  • Второй уровень – внутригимназический,  осуществляется администрацией гимназии (отслеживание динамики развития классов, параллели по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени – по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения).

Мониторинг первого уровня (индивидуального, персонального) представляет собой систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учётом его возможностей и  способностей. Для проведения мониторинга, рассматривающего особенности развития обучающихся, уровень сформированности УУД важна долговременная диагностика.  Проводится стартовая диагностика, промежуточная и итоговая. Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению образовательной программы. Частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных умений, скудость и неполнота представлений, низкий уровень социального развития не является основанием для дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребёнком и направления коррекции. В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала. Также эти 3 этапа диагностики проводятся в течение каждого последующего учебного года, по завершению процесса обучения на первой ступени эту работу продолжают учителя среднего звена. 

Любой из видов мониторинга проводится в три этапа:

  • Первый этап (подготовительный)  - определяется цель, объект мониторинга, сроки, инструментарий.
  • Второй этап (практический) - сбор информации.

Методы сбора информации разнообразны (наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д.) Использование тех или других методов зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.

  • Третий этап (аналитический) -  информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.

Проводятся следующие виды измерений:

  • дидактические;
  • воспитательные;
  • психолого-педагогические;
  • медицинские;
  • социологические.

Все эти виды измерений нашли своё отражение в плане мониторинга качества образования 1-4-х классов, где определены темы, предметные области, цели, сроки и ответственные.

Мониторинг осуществляют ответственные лица, состав которых утверждается приказом директора. В мониторинге качества образования 1-х классов принимают участие учителя, классные руководители, психологи, социальный педагог, администрация гимназии.

Дидактический мониторинг:  во внимание берутся различные стороны учебного процесса (уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество обученности), отслеживаются результаты по предметным областям и уровню сформированности УУД.

Ежегодно отслеживаются результаты по математике, русскому языку, чтению, изо, окружающему миру, определяется уровень сформированности УУД. Мониторинг освоения учебных программ и сформированности УУД осуществляем на материалах учебников и учебных пособий, рабочих тетрадей УМК «Планета знаний»

Воспитательный мониторинг: рассматриваются различные стороны воспитательного процесса.

Ежегодно  исследуем:

  • уровень воспитанности обучающихся;
  • уровень развития классного коллектива;
  • уровень сформированости умения работать в группе.

Для осуществления  воспитательного мониторинга использовались карты особенностей развития (наблюдения учителя), листы наблюдения, методика Третьякова П.И.

Психолого-педагогический мониторинг: исследуется психологическое здоровье обучающихся, развитие индивидуальных особенностей детей.

Ежегодно  изучаются:

  • познавательные процессы;
  • мотивационная сфера;
  • психологическая комфортность;
  • адаптация к обучению в гимназии;
  • круг интересов детей;
  • волевые качества;
  • особенности развития детей.

Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии (по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).

Медицинский мониторинг: рассматривается  динамика здоровья обучающихся и их физического развития.

Ежегодно исследуются:

  • рост детей,
  • горячее питание,
  • состояние здоровья,
  • медицинские карты.

Социологический мониторинг: знакомство с детьми и их семьями, выявление детей и семей социального риска.

Ежегодно  исследуются:

  • возрастной состав обучающихся;
  • количество мальчиков и девочек;
  • место проживания детей;
  • состав семей;
  • возрастной состав родителей;
  • образовательный уровень родителей;
  • занятость родителей.

Создаются социальный портрет 1-4-х классов,  социальный портрет родителей 1-4-х классов. На основе данного мониторинга учителя 1-4-х классов строят свои воспитательные системы, выявляют семьи социального риска (малообеспеченные, родители-инвалиды, приёмные семьи, неполные семьи, многодетные) с целью организации помощи (методической, материальной и др.)

Портфолио.

Системная оценка личности метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – портфолио. Накопительная система портфолио обучающегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных общеобразовательных достижений ребёнка, предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки и взаимооценки даёт возможность каждому ученику не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

Структура портфолио:

1 раздел  –  «Знакомьтесь – это я»

        (фотография, рисунки, сведения о себе, семье, родословная, любимые занятия, заполняется «Дневничок»).

2 раздел  –  «Я – ученик»

                                (первые диагностические работы, рисунки, небольшие тексты о        классе, учителе, распорядок дня, круг чтения, что умею в начале – в конце года).

3 раздел  –  «Коллектор» 

                             (правила поведения в школе, законы жизни в классе, литература для самостоятельного и семейного чтения, памятки о пожаре,  опасности и т.д., учебные памятки).

  1. раздел  –   «Рабочие материалы» 

               (проверочные  и диагностические работы по предметам).

  1. раздел  –  «Мои достижения»

(лучшие работы, по мнению  учителя и ученика, грамоты за участие в мероприятиях, соревнованиях, конкурсах в гимназии и вне, тексты о личных достижениях, проекты – материалы или фотографии).

Педагогу важно на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирать, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем передавать ребёнку нормы и способы оценивания (не выставление отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствовать выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свой портфолио творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка.

Выполнила Беленко Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система внутреннего мониторинга качества образования

В школе разработана программа мониторинга, которая является частью основной общеобразовательной программы начального общего образования. Данная программа позволяет контролировать качество образования,...

Мониторинг качества образования по литературному чтению 4 класс

Предствленные  материалы даны в виде тестов и заданий к ним. Данный мониторинг представлен в 4 вариантах....

Выступление по теме:"Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО" учителя начальных классов МОУ "СОШ №2 г. Ртищево" Дьяковой Светланы Александровны"

Данное выступление  освещает вопрос мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС НОО, раскрывает его важнейшую роль  в эффективности управления учебным заведением....

Мониторинг качества образования по окружающему миру в 3 классе.

В работе дан подробный анализ мониторинга качества образовния по окружающему миру в 3 классе по теме "Чему учит экономика"....

Мониторинг качества образования в условиях внедрения ФГОС НОО

Статья посвящена стартовой диагностике первоклассников....

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения входного мониторинга качества образования по математике обучающихся 4 класса

Назначение КИМ – оценить качество подготовки по математике обучающихся 4 класса с целью выявления уровня освоения учебного материала. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных ...

Мониторинг качества образования

Статья "Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО"...