Публичное представление опыта учителя.
материал на тему
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов "Здоровьесберегающие технологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов МОУ «Средне общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №38
города Саранска Республики Мордовия
Мумряевой Натальи Вячеславовны
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Федеральные государственные образовательные стандарты основной образовательной программы начального школьного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую важность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в школьных учреждениях. Таким образом, актуальность обусловлена тем, что современный человек, общество и государство нуждаются в здоровьесберегающем образовании. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Одной из приоритетных задач реформирования образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Школа имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, так как через неё проходит все население страны. В законе РФ «Об образовании» обозначена ответственность образовательных учреждений за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем как одна из главных задач школы.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В современных условиях модернизации российского образования деятельность учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, культура здоровья, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений.
Среди факторов, влияющих на здоровье ребенка, можно выделить общие и внутришкольные. При этом оценивать здоровье ребенка необходимо в рамках той среды, которая является для него основной.
Негативно влияют на здоровье ребенка как уровень социально – экономического развития региона и общества в целом, так и материальный уровень семьи, семейные установки и модели поведения, наследственность, экологическое состояние окружающей среды.
В школе отрицательными факторами являются:
-стрессовая тактика педагогических воздействий
-стресс ограниченного времени
-стресс оценок
-недостаточная квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии,
-психологии, охраны здоровья школьников.
Эти факторы приводят к нарушениям физического и психического здоровья обучающихся: невротизация личности школьников, деформации характера, снижение адаптационных возможностей, повышение риска хронических и инфекционных заболеваний, формирование беспечного отношения к своему здоровью, снижение иммунитета, снижение мотивации к обучению.
В то же время существуют и положительные факторы, одним из которых являются технологии обучения, содействующие сохранению здоровья.
По многим другим признакам здоровьесбережение занимает одно поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированной педагогикой и другими аналогичными образовательными системами. Новизна связана с попыткой создания системы оптимального сочетания элементов разных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе с точки зрения сохранения здоровья учащихся начальной школы.
3.Теоретическая база опыта
Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько. В пособии известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровьесбережения, приводится конкретная программа здорового образа. Также в основе предложенного опыта использую работу Н.К.Смирнова, основное содержание понятия «здоровьесберегающая образовательная технология».
Теоретической базой опыта явились работы М.В.Антроповой, М.Т.Матюшонок, М.М.Безруких, Г.Н.Сердюковской, требующие не столько медицинского, сколько педагогического осмысления. Большое значение в решении проблем формирования здоровой личности имеет работа А.А.Дубровского «Лечебная педагогика». Сравнительно недавно ученые Н.М.Амосов, Н.К.Смирнов, В.И. Ковалько, Ш. А. Амонашвили, в своих монографиях, учебных пособиях обратились к теме здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».
В основе организации жизнедеятельности школы, работающей в рамках здоровьесберегающих технологий, заложены следующие принципы:
- принцип демократичности и гуманности реализуется через игровые технологии, приоритетом индивидуального подхода, гуманистической направленностью содержания (Ш.А.Амонашвили).
- принцип эффективного межличностного взаимодействия, основанный на технологиях сотрудничества, гуманистическом подходе во взаимодействии ученик – учитель, ученик – ученик
- принцип личностно-ориентированного подхода.
- принцип научности и развивающий характер обучения: логическая структура учебного материала имеет в своей основе логику науки, при этом обучение признается ведущей движущей силой развития ребенка (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, Б.Д.Эльконин, В.В.Давыдов).
- принцип природосообразности: любой человек часть природы, окружающей среды и понимание этого, понимание и оценка своей роли в этой среде и есть этапы развития и формирования целостного мировоззрения. Представление о бесконечности природы, ее глобальности и соответствующем месте своем в этом мире ведет к формированию у ребенка целостных абстрактных понятий и образов, делающих мир более понятным и повышающим степень мотивации в познании его (Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци).
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Ведущая педагогическая идея – создать среду, максимально поддерживающую сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся, формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, развитие ученика как личности (его социализация).
Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35-минутная продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому сложно требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока, необходимо переключение с одного вида деятельности на другой, изменение позы ребенка. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения и проводятся физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета, зачастую с музыкальным сопровождением.
В состав упражнений для физкультминуток обычно включаются:
-упражнения по формированию осанки,
-упражнения по укреплению зрения,
-упражнения по укрепления мышц рук,
-упражнения для позвоночника,
-упражнения для ног.
Большое внимание уделяется выбору места учеников на уроке. Рассаживая учащихся, принимается во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и наличие нейропсихологических особенностей. Каждый месяц дети пересаживаются. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию ребенка относительно доски; во-вторых, обеспечивает более равномерные условия освещения.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструированных и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация урока, показателем которой являются:
-объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
-нагрузка от дополнительных занятий в школе;
-занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Большое значение имеет психологический климат на уроке. Детям необходима эмоциональная разрядка, положительно окрашенный эмоциональный фон, принятие учителем их эмоционально-психологического состояния. Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Я считаю, урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, музыкальных минуток.
Особое внимание уделяется работе, требующей повышенной зоркости, зрительного внимания, так как зрительная информация играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности в целом. Чаще всего ухудшение зрения возникает у учащихся, начиная со второго года обучения в школе. И чтобы этого не произошло, регулярно выполняются элементы зрительной гимнастики.
В концепции здоровьесберегающего обучения можно выделить следующие составляющие:
- организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий;
- игровые технологии;
- веселые физкультминутки на уроках в начальной школе;
- работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;
- дыхательная гимнастика;
- игровой массаж;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- взаимодействие с семьей в формировании у детей стремления вести здорового образа жизни.
В своей деятельности я использую образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Основной принцип преподавания – это истинное уважение к личности ученика. На уроке создаётся атмосфера радости и взаимопонимания, которая благоприятствует творчеству.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
На уроках использую различный занимательный материал (стихи, викторины, конкурсы, загадки, пословицы, задачи):
- На уроках русского языка, математики напоминаю о правильном положении тетради и ручки известным стихотворением:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу
Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь. За работу я возьмусь.
Или о правильной посадке при письме:
Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроках окружающего мира я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни. Рассказываю детям о пользе и о целебных свойствах меда, овощей, орехов, ягод. Говорю о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями.
Для уроков русского языка тщательно подбираю упражнения, которые позволяют мне решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья моих учеников. Я обращаю внимание на содержание текстов, предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. Прививать ученикам навыки здоровьесбережения мне помогают пословицы. Соответствующие данной теме, которые я использую в своей работе.
5.Анализ результативности
Работая учителем начальных классов, стремлюсь уделять большое внимание развитию у учащихся интереса к учебной деятельности, успешному овладению детьми учебными компетенциями.
Опыт работы показывает, что здоровьесберегающие технологии способствуют повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет повысить качество знаний. Кроме того, у детей отмечается рост мотивации к обучению, в классе благоприятный эмоционально-психологический климат. 100% учащихся класса охвачены горячим питанием.
Использование здоровьесберегающих технологий дает стабильные результаты в повышении качества знаний по предметам:
1Г 2012-2013 | 2Г 2013-2014 | 3Г 2014-2015 | |
Математика | - | 72 | 74 |
Русский язык | - | 60 | 74 |
Литературное чтение | - | 96 | 96 |
Окружающий мир | - | 83 | 88 |
Кроме того, учащиеся отмечают отсутствие усталости к концу урока, эмоциональный комфорт на уроке, постоянную поддержку со стороны учителя.
Мои ученики ежегодно участвуют в Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру», Международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа».
6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Вместе с тем в работе здоровьесберегающих технологий есть некоторые трудности и проблемы.
Современное образование столкнулось со сложнейшей проблемой – не просто обучить подрастающее поколение, но и сохранить у него устойчивое здоровье. Оказалось, что готовность к интеллектуальным нагрузкам связана не только с умением читать и писать, но и с уровнем здоровья ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Сохранение здоровья ребенка начинается, прежде всего, с организации учебно-воспитательного процесса. То есть в первую очередь эта забота ложится на родителя дома и на учителя в школе.
В своей работе столкнулась с тем, что дети наиболее часто встречаются с такими проблемами и трудностями.
- Сниженная работоспособности.
- Колебания внимания.
- Недостаточна сформирована речь.
- Зрительно-пространственные трудности.
- Трудности переработки слуховой информации.
- Трудности переработки зрительной информации.
Указанные проблемы и трудности приводят к тому, что потенциал детей не раскрывается в полной мере.
7.Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт может быть адресован учителям образовательной области «Начальные классы», что особенно актуально в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Опыт можно предложить всем учителям, кто использует активные формы на уроках.
В целях обмена, повышения собственного опыта провожу открытые уроки. Для родителей обучающихся провожу индивидуальные беседы, на родительских собраниях провожу групповые и индивидуальные консультации, по проблемам воспитания культуры здоровья в семье.
Вывод
Таким образом, основные задачи учителя, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.
Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить и добиваться успеха в современном мире.
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
8. Наглядное приложение.
Я хотела бы представит фрагмент урока математики в 1 классе.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Здравствуйте, дети.
Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Посмотрела я на вас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
А стараться и стараться.
- Ребята а теперь закройте глаза, повторяйте со мной:
«У меня хорошее настроение. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке.»
- Пусть урок принесет вам радость!
II. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и целей урока.
(на доске написаны примеры.)
15+3 12+6 14+5
- Кто сможет прочитать примеры?
- А кто догадался, как решаются такие примеры? (К десяткам прибавляются десятки, а к единицам – единицы.)
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Считать до 20)
- Какую мы поставим перед собой цели? (закрепление знаний по нумерации чисел от 1 до 20)
-Хорошо молодцы.
III. Минутка чистописания.
-Откройте тетради. Вспомним правила письма: (хором)
- Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку вот как я держу!
Сяду прямо, не согнусь!
За работу я возьмусь!
-Запишите число. Отгадайте загадку:
-Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой …(пять)
- А теперь напишем большую «пять» медленно указательным пальчиком правой руки в воздухе, глазами следим за пальчиком. (упр. для глаз)
-Пропишите в тетради строчку, тщательно копируя с образца написания.
5 55 555 5555
IV. Устный счёт
Игра « Верно – неверно» ( сигнальные карточки: красный (неверно)– зелёный (верно)
-В прямоугольнике 4 стороны?(з.)
-В любом квадрате все стороны равны?(з.)
-Число 20 двузначное число? (з.)
-10 самое маленькое двузначное число? (з)
-Если к числу прибавить 1, то получится всегда 1? (к)
-Если к числу прибавить 0, то получится всегда это же число? ( з)
V. Работа по теме урока.
- Сравним числа:
на доске:
11 и 14 0 и 15
12 и 6 13 и 10
3 и 15 9 и 10
Работа с учебником.
№ 6 стр. 65
-Молодцы давайте дадим пальчикам отдохнуть.
Упражнение для пальцев рук «Скалочка» (10-15с).
-Покатать ручку между ладонями.
- Покатать ручку между большим и указательным пальцами.
VI. Физминутка
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх.Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки.Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться. Сесть на место.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лобаскинская средняя школа"
Материал содержит Актуальность, концептуальность, теоретическую базу опыта, ведущую педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта, возможность тиражирования, налич...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...
Публичное представление опыта работы
Публичное представление опыта работы. Тема " Формирование УУД В начальной школе"...
Публичное представление опыта работы учителя начальных классов
Описание опыта работы за 5 лет...
Публичное представление опыта работы воспитателя группы продленного дня
Публичное представление опыта работы воспитателя группы продленного дня...
публичное представление опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе".
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....
Публичное представление опыта учителя начальных классов Фоминой О.Н.
Публичное представление опыта учителя начальных классов Фоминой О.Н....