Публичное представление опыта работы
методическая разработка (3 класс) на тему

Публичное представление опыта работы. Тема " Формирование УУД В начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Общие сведения

ФИО

Гришина Валентина Сергеевна

Должность

учитель начальных классов

Стаж педагогической работы

29 лет

Квалификационная категория

высшая, 27.01.10

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Тема: Формирование универсальных учебных действий

в учебном процессе.

1. Актуальность и перспективность опыта

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках.

Переход  российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы. Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить  новые умения. Поэтому приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД).Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Надо сказать, что само содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Все виды универсальных учебных действий можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действияпозволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Работая по ОС «Школа 2100»,  главной целью моей педагогической деятельности считаю формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

В соответствии с указанными приоритетами обучения в материалахОбразовательной системы «Школа 2100» в качестве основного способадостижения цели образования – выращивания функциональнограмотной личности – рассматривалось формирование и развитиеобщеучебных умений.

Мне, как учителю начальных классов, необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

2. Новизна опыта

В чём новизна подхода к формированию УУД?

В основу формирования системы Универсальных учебных действий положен системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся( переход от классно- урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видодеятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

3. Наличие теоретической базы

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский,А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов,А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой иС.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Наличие  учебно-методических пособий : все учебники системы «Школа 2100» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27 декабря 2011 г.), в классе имеется интерактивная доска, компьютер, документ -камера.

Учебно-методический комплект (УМК) «Школа 2100» выпускает

издательство«БАЛАСС».

Обучение в рамках данной  образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые Образовательной системой «Школа 2100» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения и способствуют формированию УУД.

4. Ведущая педагогическая идея.

Создание системы организации познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время с целью повышения мотивации к творческой деятельности учащихся. Повышение качества обучения, развитие  познавательного интереса и мышления, развитие ученика как личности.

        

5. Оптимальность и эффективность средств

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на  уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, работа в группах, проблемное  обучение.

Одним из эффективных методов формирования УУД является проблемно-диалогическая технология, которая даёт развёрнутый ответ навопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материаладолжны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы ипоиск её решения. Постановка проблемы– это этап формулированиятемы урока или вопроса дляисследования. Поиск решения– этапформулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходеспециально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивныеуниверсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умениярешать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и другихуниверсальных учебных действий: за счётиспользования диалога –коммуникативных, за счёт развития умений извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Технология оцениванияобразовательных достижений (учебныхуспехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихсяразвиваются умения самостоятельно оцениватьрезультат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьнымконтролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическоездоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формированиерегулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие уменияопределять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативныхуниверсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводитк личностномуразвитию ученика.

Технология продуктивного чтенияобеспечивает понимание текстаза счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, вовремя чтения ипосле чтения. Эта технология направлена на формированиекоммуникативныхуниверсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать своюпозицию, адекватно понимать собеседника (автора), познавательныхуниверсальных учебных действий, обеспечивая умения смыслового чтения: извлекать все виды информации из текста, осознанночитать вслух и про себя сплошные инесплошные тексты учебников.

На современном этапе  перед учителем стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий  с традиционными.  Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения,  коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные,  учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на  уровне отдельных элементов и в системе.

6. Результативность опыта.

Качество знаний учащихся по отдельным предметам составляет 75 % и выше.Повысилось качество обученности слабых учащихся.  Итоги формирования УУД возможно будет проанализировать полностью только в марте – мае и октябре – ноябре 2015 года,  когда учащиеся закончат начальную школу, перейдут в 5 класс и пройдёт адаптационный период обучения в среднем звене.

7. Возможность тиражирования.

За время работы по формированию УУД  и, опираясь на научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом ОС "Школа 2100", были  проведены открытые уроки, разработаны рабочие программы, проведён мастер-класс по теме «Формирование  типа правильной читательской деятельности», выступление на педагогическом совете школы по теме «Влияние самооценки на мотивационную деятельность школьника».

8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися.

За время работы были разработаны рабочие программы  по предметам для 1-го, 2-го,3-го классов.

Проведены открытые уроки для учителей школы и города, семинары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление опыта учителя.

Публичное представление  собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов "Здоровьесберегающие технологии"...

Публичное представление опыта работы воспитателя группы продленного дня

Публичное представление опыта работы воспитателя группы продленного дня...

публичное представление опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе".

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Публичная презентация опыты работы

Презентация подготовлена по итогам 2016-2020 года, представлена на школьном методическом объединении....

Публичное представление опыта учителя начальных классов Фоминой О.Н.

Публичное представление опыта учителя начальных классов Фоминой О.Н....

Представление опыта работы на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования "Внедрение в практику работы идей нейролингвистического программирования, направленных на развитие информационной культуры младшего школьник

В основе работы - книга «Понимать детей – дело интересное», автор Е.С. Гобова, ведущий специалист – психолог методического кабинета Управления Образованием РФ. Задача автора со...