План работы на межаттестационный период.
материал по теме
Моя межаттестационная работа за 2011-2015 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhattestatsionnyy_plan_vahitovoy_a._f.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кзыл-Ярская средняя общеобразовательная школа» Бавлинского муниципального района РТ
Индивидуальный план работы
на межаттестационный период
по повышению профессионального
уровня
учителя начальных классов
Вахитовой Айгуль Фаритовны
Личная карта учителя
Год рождения: 1976
Домашний адрес: РТ Бавлинский район с. Кзыл-Яр ул.Кирова д.3
Контактный телефон: 89274776503
1. Образование: высшее
2. Предмет: начальные классы
3. Педагогический стаж: с 15 августа 1995 года
Общий стаж трудовой деятельности: с 15 августа 1995 года
4. Должность: учитель начальных классов
5. Прохождение курсов: 1. ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» с 3 января по 12 января 2013года, 72 часа, по теме «Психолого-педагогические условия реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в начальной школе» № УПК-33 от 12 января 2013г.
2. ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» с 15 апреля по 13 мая 2013года, 72 часа, по теме «Особенности реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и курса «Основы религиозных культур и светской этики» № УПК-2792 от 13 мая 2013 года.
6. Тема самообразования: «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии»
7. Технология, по которой работает учитель: технология системно-деятельностного метода обучения.
8. Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, олимпиад, участие в школьных, районных и республиканских конкурсах, предметных недель.
9. Общественно-педагогическая деятельность: руководитель ШМО, член РМО, член профсоюзной комиссии школы.
10. Творческие замыслы: участие в районном МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям.
План работы учителя начальных классов Вахитовой Айгуль Фаритовны
в межаттестационный период (2011-2015)
Учебный год | Мероприятия и конкурсы | Итоги | |
2011-2012 | Оформление кабинета | 1.Пополнены материалы по итоговой аттестации выпускников начальной школы. 2.Пополнены дидактические раздаточные материалы для 2 класса по математике, русскому языку, татарскому языку, окружающему миру, литературному чтению. | |
Подготовка документации по кабинету: план работы кабинета. | Составлен план работы кабинета, паспорт кабинета. | ||
Участие учащихся в конкурсах и олимпиадах. | Районный экологический конкурс поделок, Маликова Лейсан, призёр, Идрисов Айнур, призёр. Всероссийская олимпиада младших школьников по русскому языку, Кашапова Эльвина, 1 место, диплом I степени. Всероссийский конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» Маликова Лейсан(сертификат) Кашапова Эльвина(сертификат) Бадретдинова Румия(сертификат) Вильданова Динара(сертификат) Всероссийская олимпиада младших школьников по математике Кашапова Эльвина – сертификат Бадретдинова Румия – сертификат Вильданова Динара – сертификат Райманов Ильназ – сертификат Маликова Лейсан – сертификат Идрисов Айнур – сертификат по окружающему миру Райманов Ильназ – сертификат | ||
Анализ успеваемости за год | Успеваемость – 100%; качество знаний –- 67% (район – 61%). | ||
2012-2013 | Оформление кабинета | 1.Пополнены материалы по итоговой аттестации выпускников начальной школы. 2.Пополнены дидактические раздаточные материалы для 3 класса по математике, русскому языку, татарскому языку, окружающему миру, литературному чтению. | |
Подготовка документации по кабинету: план работы кабинета. | Составлен план работы кабинета, паспорт кабинета. | ||
Участие в заседании МО. | |||
Работа над темой самообразования «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии» | 1. Использование на уроках презентаций. 2. Работа с ресурсами Интернет и их непосредственное использование на уроках. 3. Подготовка и использование дидактических материалов. | ||
Проведение, участие в семинарах | 1.Выступление по теме «Универсальные учебные действия» на курсах повышения квалификации «Психолого-педагогические условия реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в начальной школе», справка №27, от 11.01.13 г. 2. Выступление по теме «Системно-технологический уровень реализации технологии деятельностного метода обучения в рамках семинара «Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» при ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», справка №572 от 26.03.2013г. | ||
Участие учащихся в конкурсах и олимпиадах. | Районный конкурс чтецов к 75-летию Ф. Яруллина, Маликова Лейсан, грамота за активное участие. Районный конкурс «Ученик года», Маликова Лейсан, 3 место. Всероссийский конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» Маликова Лейсан (сертификат) Ханнанов Салават(сертификат) Вильданова Динара(сертификат) Международный математический конкурс «Кенгуру» Маликова Лейсан (сертификат, 45 баллов) Ханнанов Салават (сертификат, 22 балла) Вильданова Динара (сертификат, 34 балла) Кашапова Эльвина (сертификат, 38 баллов) Идрисов Айнур(сертификат, 33 балла) Всероссийская олимпиада младших школьников по окружающему миру Маликова Лейсан (сертификат,56 баллов) Кашапова Эльвина (сертификат, 54 балла) Райманов Ильназ (сертификат, 68 баллов) по математике Маликова Лейсан (сертификат, 82 балла) Идрисов Айнур (сертификат, 72 балла) по русскому языку Кашапова Эльвина (сертификат, 80 баллов) Конкурс по татарскому языку “Зирәк тиен” КашаповаЭльвина (сертификат) Сабирзянов Айнур (сертификат) Маликова Лейсан (сертификат) Ханнанов Салават(сертификат) | ||
Анализ успеваемости за год | Успеваемость – 100%; качество знаний –- 63% (район – 58%). | ||
2013-2014 | Оформление кабинета | 1.Капитальный ремонт кабинета. 2.Пополнены материалы по итоговой аттестации выпускников начальной школы. 3.Пополнены дидактические раздаточные материалы для 4 класса по математике, русскому языку, татарскому языку, окружающему миру, литературному чтению. | |
Подготовка документации по кабинету: план работы кабинета. | Составлен план работы кабинета, паспорт кабинета. | ||
Работа над темой самообразования «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии» | 1. Использование на уроках презентаций. 2. Работа с ресурсами Интернет и их непосредственное использование на уроках. 3. Подготовка и использование дидактических материалов. | ||
Участие учащихся в конкурсах и олимпиадах. | Районный этап республиканской олимпиады юных изобретателей «Кулибины XXI века», Райманов Ильназ, 1 место. Районный конкурс «Ученик года» среди учащихся 4-х классов общеобразовательных школ, Маликова Лейсан, 2 место. Олимпиада по математике среди учащихся 4-х классов образовательных школ, Маликова Лейсан, 3 место. Всероссийский дистанционный конкурс «Умка»по математике Маликова Лейсан (сертификат) Идрисов Айнур (сертификат) Сабирзянов Айнур (сертификат) по русскому языку Маликова Лейсан (сертификат) Вильданова Динара (сертификат) Райманов Ильназ (сертификат) Всероссийская олимпиада младших школьников по окружающему миру Маликова Лейсан (сертификат) по математике Маликова Лейсан (сертификат) Идрисов Айнур (сертификат) Кашапова Эльвина (сертификат) Райманов Ильназ (сертификат) Сабирзянов Айнур (сертификат) по русскому языку Кашапова Эльвина (сертификат) Маликова Лейсан (сертификат) Вильданова Динара (сертификат) по литературному чтению Сабирзянов Айнур (сертификат) Районная олимпиада по русскому языку среди учащихся 4 классов Кашапова Эльвина (участие, свидетельство) Районная олимпиада по окружающему миру среди учащихся 4 классов Кашапова Эльвина (участие, свидетельство) | ||
Мониторинг качества знаний обучающихся. | Результаты мониторинга 4 класс, русский язык – 91,5%( район – 81,6); математика -88,1%( район–61,2), окружающий мир -87,2%( район-76), татарский язык -94,4%( район-88,7) | ||
Участие в заседании МО. | 1.Выступление по теме «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе» 2.Выступление по теме «Взаимосвязь и преемственность содержания образования предшкольная-начальная-основная школа в условиях введения ФГОС» | ||
Участие в подготовке и проведении недели начальных классов МО | 1.Открытый урок по татарскому языку «Исемнәрнең килеш белән төрләнеше”. 2. Открытый классный час “Скажем коррупции нет” 3. Интеллектуальная игра “Ученик года” 4. Проведение школьных олимпиад. | ||
Анализ успеваемости за год | Успеваемость – 100%; качество знаний –- 63% (район – 58) | ||
2014-2015 | Подготовка документации по кабинету: план работы кабинета. | Составлен план работы кабинета, паспорт кабинета. | |
Оформление кабинета | 1.В кабинете обновлен стенд «Уголок класса», «Занимательная математика». 2.Пополнены материалы по итоговой аттестации выпускников начальной школы. 3.Пополнены дидактические раздаточные материалы для 1 класса по математике, русскому языку, татарскому языку, окружающему миру, литературному чтению. | ||
Работа над темой самообразования «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии» | Обобщение опыта работы по теме «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии» внутри МО | ||
Участие педагога в конкурсах. | 1.Районный конкурс методических разработок «Использование инновационных технологий на современном уроке», свидетельство участника. 2.Всероссийский конкурс учителей татарского языка и литературы «Педагогическая мастерская», сертификат участника. | ||
Участие в заседании МО. | 1.Выступление по теме «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий». 2.Выступление по теме «Формирование универсального действия прогнозирования на уроках математики».
| ||
Участие в подготовке и проведении недели начальных классов МО | 1.Открытый урок математики по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» 2. Открытый урок окружающего мира по теме «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» | ||
Участие в конкурсах. | Районный этап экологической акции «Живая ель», Досумбетов Вадим, сертификат участника. | ||
Методические публикации | Разработка урока по татарскому языку в 4 классе по теме «Исемнәрнең килеш белән төрләнүе. Урын-вакыт килеше», «Ачык дәрес» №2,2015, 3 страницы. | ||
2015-2016 | Подготовка документации по кабинету: план работы кабинета. | Составлен план работы кабинета. | |
Оформление кабинета | Пополнены дидактические раздаточные материалы для 2 класса по всем предметам. Пополнены материалы по итоговой аттестации выпускников начальной школы. | ||
Работа над темой самообразования. 1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 2. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей начальных классов. 3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 4. Изучать опыт работы лучших учителей района. 5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | |||
Методические публикации | 1. Публикация на сайте «Методическая копилка» Разработка олимпиадных заданий и тестов для 2 класса по татарскому языку. 2.Разработка конспекта классного часа «Пожар. Пожарная безопасность» на сайте: http://nsportal.ru. | ||
Участие в заседании МО. | |||
Участие в подготовке и проведении недели начальных классов МО | |||
Участие в конкурсах | |||
Анализ успеваемости за год, анализ выполнения программы | |||
Самоанализ педагогической деятельности |
Достижения учащихся:
Уровень мероприятия | Учебныйгод | Мероприятие |
район | 2011/2012 | |
2012/2013 |
Маликова Лейсан (призёр, грамота) Идрисов Айнур (призёр, грамота)
Маликова Лейсан – 3 место
Маликова Лейсан - участие (грамота) | |
2013/2014 |
( районный этап республиканской олимпиады юных изобретателей) Райманов Ильназ (1 место)
МаликоваЛейсан (2 место) | |
2014/2015 | Районный этап экологической акции “Живая ель” Досумбетов Вадим - участие (сертификат) | |
республика | 2011/2012 | |
2012/2013 | Конкурс по татарскому языку “Зирәк тиен” КашаповаЭльвина (сертификат) СабирзяновАйнур (сертификат) Маликова Лейсан (сертификат) Ханнанов Салават (сертификат) | |
2013/2014 | ||
2014/2015 | ||
всероссийский | 2011/2012 | Всероссийская олимпиада младших школьников по русскому языку КашаповаЭльвина – диплом (1 место ) |
2012/2013 | ||
2013/2014 | ||
2014/2015 | ||
Достижения педагога:
Уровень мероприятия | Учебныйгод | Мероприятие |
район | 2011/2012 | |
2012/2013 |
(Справка №27 от 11.01.2013г)
(Справка №572 от 26.03.2013г) | |
2013/2014 | ||
2014/2015 | Участие в районном конкурсе методических разработок “Использование инновационных технологий на современном уроке» (Свидетельство, Бавлы-2014) | |
республика | 2011/2012 | |
2012/2013 | ||
2013/2014 | ||
2014/2015 |
«Ачык дәрес» №2, 2015, 18-20 нче битләр.
(Предмет һәм сүз. Эшне-хәрәкәтне белдергән сүзләр). | |
всероссийский | 2011/2012 | |
2012/2013 | ||
2013/2014 | «Педагогикостаханә” Бөтенроссия күләмендә уздырылган татар теле һәм әдәбияты укытучыларының бәйгесендә актив катнашкан өчен сертификат бирелде. (Август, 2014, Татарстан Республикасы мәгариф һәм фән министрлыгы Татарстан Республикасы мәгарифне үстерү институты) | |
2014/2015 |
Индивидуальный план работы по направлениям
учителя начальных классов Вахитовой А. Ф. по прохождению аттестации
(2015-2016 учебный год)
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки |
Профессиональное | 1.Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. | 2015-2016г. |
Психолого- педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения. | регулярно |
Информационно- коммуникационные технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | регулярно |
Тема самообразования:
Обобщение опыта по теме «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии»
Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.
Задачи:
1. Раскрыть особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;
Гипотеза: Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации. Для него открывается мир, полный тайн, загадок, радостей, огорчений, побед и поражений
Что я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной социализации личности каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у первоклассника интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?
Я работаю учителем начальной школы двадцать лет. За годы работы использовала различные педагогические методики, технологии, программы.
Большое значение для развития познавательной активности младшего школьника имеет игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Перевоплощаясь, ребенок не чувствует страха и неуверенности в себе, не боится совершить ошибок, потому что действует от лица героя. Именно игра (с её разнообразными формами и видами) является одним из способов социализации ребёнка.
Игра обучающая представляет собой вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игра – это самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Она является ценным средством воспитания действенной активности детей, активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В игре ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. В своей работе я использую разные виды игр:
Активно применяю игры и во внеурочной деятельности. Именно там раскрываются более широкие возможности для проведения игр, которые способствуют более гармоничной, менее болезненной адаптации ребёнка в современном обществе. Наиболее часто применимы сюжетно-ролевые игры, в которых условия игры схожи с условиями жизни в обществе. Это могут быть игры: «Быть учителем», «Играем в больничку», «Отправляемся путешествовать на…» и т.д.
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные особенности. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. В самых разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т. е. применением педагогической технологии.
Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.
Игра – ведущий вид деятельности для дошкольного возраста, все следующие периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру. А продолжают включать её в процесс развития. Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.
Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. И особенно в работе с первоклассниками. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание.
В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся.
Прежде всего это:
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.
В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы.
Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.
Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.
Использование дидактических игр на уроках различных типов.
Тип урока. | Дидактические игры. | Назначение игры. | Реализация диф. подхода |
Изучение нового материала. | Игры, связанные с исполнительской деятельностью детей | Усвоение новых понятий и способов | Распределение ролей |
Закрепление ЗУН. | Игры на воспроизведение свойств, приёмов, алгоритмов и их преобразование. | Выработка умений и навыков, применение их на практике. | Содержание заданий |
Обобщение и системати-зация ЗУН. | Игры, контролирующие, преобразующие и творческие, включающие элемент поисковой деятельности. | Установление уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности. | Распределение ролей и содержание заданий. |
Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, творчество ребёнка не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали многие ученые, но наиболее полно сущность игры раскрыта в работах Ю. П. Азарова и О. С. Газман. Много лет я работала над темой по самообразованию «Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии». Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету.
В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие образовательные и воспитательные цели решают.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получаем ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры.
В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка.… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Дидактическая игра в школе – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступной для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжение внимания, памяти.
С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у учащихся, помогают результативному овладению знаниями.
Любая игра способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, доводить начатую работу до конца.
Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр считаю важнейшей своей задачей. Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие игры:
Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. – предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.
Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.
Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».
Сочетаю игры и физкультминутки.
Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету. Такие «минутки» заряжают энергией и повышают интерес к предмету.
Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:
Дидактические игры с движениями. Например, на уроках природоведения можно использовать игры «Найди дерево по описанию»,«Вершки и корешки» (с использованием наглядности), «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Двигательные действия и задания. Загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.
Развивающие игры. Например, «Испорченный телефон», «Запомни движения и повтори».
Креативные (творческие) физкультминутки:
Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря). Например, мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; фантазируют, на что похожи кегли, скакалка и т п.
Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям).
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
- помогает снять чувство усталости;
- раскрывает способности детей, их индивидуальность;
- усиливает непроизвольное запоминаниеПоэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый - мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.
Игры-драматизации
Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов .Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.
Работа с тренажерами
На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока
во время устного счета (на уроках математики);
- при закреплении нового материала;
- при поведении самостоятельной, проверочной работы;
- при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.
Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.
Обучая детей младшего школьного возраста, я столкнулась с таким фактом: в последние годы среди учеников появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего урока. Я задумалась над тем, чем увлечь детей, как заинтересовать учебным процессом. И такой путь я нашла через игру. Именно обучение в игре и через игру позволило каждому ученику поверить в свои силы. А мне дало возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности.
Как облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
1)соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2)доступность для учащихся данного возраста;
3)умеренность в использовании игр на уроках.
Один из способов активизации деятельности учащихся на уроках - это включение в планы уроков следующие этапы-станции:
Р у с с к и й я з ы к
Проверяйка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений.
Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограмм.
Словознайка. Различная работа со словом.
Знайка. На этой станции всегда изучается новый материал, обязательный для усвоения.
Прочитайка. Работа над правилом, закрепление его. При этом на доске вывешивается текст ( прозаический или стихотворный) и задание к нему.
Выбирайка. При закреплении материала предлагается несколько заданий на выбор.
Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.
Поиграйка. Грамматические игры.
Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.
Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.
Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.
Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.
Узнавайка ( "Знаете ли вы?"). Знакомство с растительным и животным миром, охрана окружающей среды, любопытные сведения из жизни выдающихся людей и т.п. Краткие сведения в связи с темой урока.
Из перечисленных станций на уроке использую, конечно, не все, а лишь 5-7, в зависимости от изучаемой темы. Но учитель всегда имеет в запасе ту или иную станцию на урок. Названия станций написаны крупными буквами разного цвета на листах ватмана. На доске они держатся с помощью магнитов. Как только мы "проедем" очередную станцию, лист с названием убирается.
М а т е м а т и к а
На уроках математики многие названия станций совпадают, но виды работ уже другие:
Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.
Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.
Помогайка. Работа в паре.
Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.
Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.
Знайка. Изучение новог материала.
Поиграйка. Математические игры.
Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.
Эти этапы-станции я использую при разработке игр-путешествий с применением транспортных средств и сказочных героев. В играх-путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания.
Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Эти простые игры позволяют в игровой форме повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.
Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.
Многие учителя часто задают себе вопрос "Как можно быстро активизировать школьников во время уроков?". Организацию этого момента я провожу в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек, на которых записаны несложные примеры с ответами. На одних карточках ответы правильные, на других - нет. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Поочередно показываю классу карточки, а ученики делают определенное движение. Например, если ответ верный, то поднимают руки вверх, неверный - вытягивают их вперед. Темп зарядки постепенно увеличивается. Через 2-3 минуты класс готов к работе. Составление комплексов упражнений можно поручать ученикам.
Все мы прекрасно понимаем, как важно научить детей быстро и правильно читать. Эта проблема была и остается одной из главных в обучении. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим(, звуковым), лексическим(словарным), грамматическим строем.
Для этого в своей работе я использую следующие приемы: игра "В слова", игра "Со словами", "Дополни слово" или игра "Кто больше сочинит?".
Учитывая то, что ученики начальных классов очень эмоциональны, острее переживают свои неудачи в овладении навыками чтения, я стараюсь строить отношения с детьми на интересе, использую много игр. Считаю, что можно научить ребенка читать только тогда, когда он испытывает радость от результатов своего труда. Самые лучшие результаты дает воспитание успехом. В этом мне помогла игра, которую дети назвали "Волшебная гора". Будучи увлечены игрой, дети проявляли активность, книга стала их постоянным спутником. В конце года мы поздравили тех, кто преодолел горных вершин (даже если он и был не выше других). Так, преодолевая высоты, дети стали лучше читать, полюбили книгу.
Игра остается одним из обязательных структурных элементов и урока "Окружающий мир". Это означает, что на каждом уроке учитель проводит с детьми какую-нибудь игру или игровое упражнение.
Например, на уроке во 2 классе, посвященном семейному досугу и труду, интересно провести такие игры-соревнования:
- "Кто быстрее пришьет пуговицу? (почистит картофелину, сделает бутерброд)"
- "Кто быстрее отгадает кроссворд? (решит ребус, придумает загадку)"
- Игровые упражнения присутствуют в рабочей тетради, работу с которыми я включаю в обучение как часть урока.
Эффективно чаще проводить сюжетно-ролевые игры. Это очень важно не только для поддержания эмоционального тонуса ребенка во время урока, но делает урок более интересным. Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения психический процесс - воображение.
Например, "Представь себе, что ты на несколько минут превратился в животное (растение)", "Кто ты такой? Расскажи о себе", "Поиграем в семью" и т.д.
В учебнике и рабочей тетради специально выделен раздел "Соображалки", цель которого развивать мышление школьников, их сообразительность, любознательность и внимание.
Во внеклассной работе применение игровых технологий должно стать основным средством воспитания младших школьников. Особенно игра важна в группе продленного дня, так как ученики проводят целый день в одном коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а порой и раздражение. Например, "Кто скорее?", "Кто больше?", "Угадай-ка!".
Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры-загадки, кроссворды. У них вызывает интерес, как и процесс, так и сам результат. Большим потенциалом в плане воспитания у учеников интеллектуальной активности, любознательности, развития познавательной сферы располагают интеллектуальные игры - аналоги телевизионных программ "Поле чудес", "Что? Где? Когда?" и другие.
Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Эти передовые педагогические игровые технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания, гарантируют:
Активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.
Высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью.
Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.
Полноценное соединение знаний и практических навыков.
Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.
Каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить ученикам в зависимости от их типологических особенностей и этапа коррекционно-развивающей работы.
Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план - конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс
Урок составлен с пирменением ЭОР. ЭОР подобраны в соответствии с этапами урока. Хорошо показаны методы активного обучения, а также мотивация на различные виды деятельности....
Примерный план воспитательно- образовательной деятельности ДОУ в летний период
Данный материал рекомендован для старшего воспитателя или руководителя ДОУ....
План работы классного руководителя в период адаптации первоклассников.
Материал для классного руководителя в период адаптации первоклассников....
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов, сурдопедагога
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя начальных классов, сурдопедагога...
План урока в период обучения грамоте в первом классе первого отделения Букварный период Закрепление звуков [к] [к`], буквы К
Цель: обучение грамотеРезультаты обучения:Предметные:Припоминание звуков, изученных раннее.Выделять звуки, дать характеристику и познакомить с буквой.Учить читать от слогового к целому слову.Учить пис...
Воспитательный план 1 период 2020 год
План воспитательной работы на 1 период...