Программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
г.ГОРНЯК ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №3»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора _____________Гонтарева Т.Г. _____________дата | УТВЕРЖДЕНО Приказ МБОУ «Гимназия №3» от ____________________ г. №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учусь создавать проект»
на 2015-2016 учебный год
Направление: Познавательное
Составитель: Грачёва Людмила Идрисовна, учитель начальных классов, высшая категория
- год
Пояснительная записка
Актуальность программы
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 классов составлена на основе ФГОС НОО, методических пособий и рабочих тетрадях Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы – это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Цель и задачи
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Особенности реализации: технологии, форма организации занятий, методы, приемы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Режим занятий
На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/» по замыслу авторов отводится138 часов по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 4 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина». Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.
В 3 классе на изучение курса отводится в год – 34 часа , 1 час в неделю.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентирована программа - 1-4 класс
Предполагаемые результаты реализации программы
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут бытьпредставлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
Формы подведения итогов - выставки и др.
Тематический план 3 класс
№ | Дата | Название темы | Содержание | Материально-технические условия и информацион- ные ресурсы | ||
план | факт | |||||
1 | 5.09 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом | Познакомиться с хобби детей. Повторение этапов. | Презентация рабочая тетрадь. | ||
2 | 12.09 | Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы | Повторить выбор, подбор и проблему проекта. | Рабочая тетрадь | ||
3 | 19.09 | Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. | Повторить предположение, гипотезу проекта. | Рабочая тетрадь | ||
4 | 26.09 | Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации | Повторить цель проекта. | Рабочая тетрадь | ||
5 6 | 3.10 10.10 | Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта | Изучить требования к паспорту проекта | Рабочая тетрадь | ||
7 8 | 17.10 24.10 | Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование | Изучить требования к паспорту проекта | Рабочая тетрадь | ||
9 | 14.11 | Памятки. Составление памяток по теме проекта | Составление памяток по теме проекта | Презентация рабочая тетрадь. | ||
10 | 21.11 | Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере | Изучить требования к к созданию постера. | Рабочая тетрадь | ||
11 12 | 28.11 5.12 | Практическая работа. Создание мини-постера | Создание мини-постера | Рабочая тетрадь | ||
13 14 15 | 12.12 19.12 19.12 | Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм | Презентация рабочая тетрадь. | ||
16 17 | 26.12 16.01 | Программа МРР. Анимации. Настройка анимации | Настройка анимации | Презентация рабочая тетрадь. | ||
18 19 | 23.01 30.01 | Программа МРР. Дизайн | Дизайн | Презентация рабочая тетрадь. | ||
20 21 | 6.02 13.02 | Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями | Работа с фотографиями | Презентация рабочая тетрадь. | ||
22 23 | 20.02 27.02 | Требования к компьютерной презентации. | Составить требования. | Презентация рабочая тетрадь. | ||
24 25 | 5.03 12.03 | Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР | Закрепить умения. | Презентация рабочая тетрадь. | ||
26 27 28 | 19.03 26.03 9.04 | Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту | Составление презентации. | Презентация, рабочая тетрадь. | ||
29 30 | 16.04 23.04 | Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка | Обработка информации. Интервью. Визитка | Презентация, рабочая тетрадь. | ||
31 | 7.05 | Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия | Рефлексия. | Презентация, рабочая тетрадь. | ||
32 | 14.05 | Твои впечатления работы над проектом | Рассказать свои впечатления при работе над проектом. | Рабочая тетрадь. | ||
33 | 21.05 | Пожелания будущим проектантам | Пожелания. | Рабочая тетрадь. | ||
34 | 28.05 | Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. | Составить страницу. | Рабочая тетрадь. |
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «РПС»
Книгопечатная продукция
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Для учителя:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Рекомендуемая литература для учителя:
1.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Мои проекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мои проекты", разработана в соответствии с ФГОС. Реализация данной программы 1-2 класс начальной школы....
Программа внеурочной деятельности "Мой проект"
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Программа кружка "Учусь создавать проект"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (научно-познавательная направленность), курса «Учусь создавать проект» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО и авторской программы обучающего и развив...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои проекты» проектного направления
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои проекты» проектного направления (Базовый уровень) 2 класс...
программа курса "Учусь создавать проекты" 2-4 классы
Программа курса "Учусь создавать проекты" составлена в соответствии ФГОС для 2-4 классов....
Рабочая программа кружка: "Учусь создавать проект" 4 класс .
Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего к...
Календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему: Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои проекты» проектного направления
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои проекты» проектного направления (Базовый уровень) 2 класс...