Статья "Формирование умения проводить классификацию, определяя существенные признаки"
статья (1 класс) на тему
В статье описана методика развития абстрактного мышления у младших школьников и формирования у обучающихся умения проводить классификацию, определяя существенные признаки.
Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребёнком из разных источников информации, вызывают у него потребность вскрывать причины и сущность связей между предметами. Чтобы всесторонне познать предмет, нужно уметь выделить существенные признаки; определить его место среди других понятий; установить связь с другими предметами и научиться пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_umeniya_provodit_klassifikatsiyu.docx | 24.84 КБ |
klassifikatsiya.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
УМЕНИЕ ПРОВОДИТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ, ОПРЕДЕЛЯЯ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ
Голова, наполненная отрывочными бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи. А в ящиках пусто»
К. Д. Ушинский
В младшем школьном возрасте важно развивать у ребят абстрактное мышление. Развитие абстрактного мышления проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки предметов. Формирование этой способности происходит в ходе познавательной деятельности и через изучение существенных признаков предметов и явлений.
Предметы и явления действительности познаются ещё с момента рождения при помощи ощущений и восприятия (звуки, размещение и перемещение тел в видимом пространстве, цвета, формы) посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Поэтому важно с первых дней ребёнка в школе позаботиться о развитии его внимания, памяти, воображения и, конечно, логического мышления. Только тогда ребёнок научится усваивать знания, классифицировать, обобщать, делать выводы.
- Понятие, виды понятий (общие, конкретные, абстрактные, единичные, сборные), учим давать определение понятий, называя его признаки и свойства.
Игра «Представление», «Кто какой?», «Ассоциация», «Четвёртый лишний» и др. Очень часто включаю эти игры в качестве разминки на уроках (материал подбираю согласно теме урока).
Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего – нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать). «Игра в загадки» очень нравиться детям, они с удовольствием участвуют в ней и учатся давать определение понятиям, выделяя общие и существенные признаки.
Найди «лишнее слово» Объяснить, почему оно не подходит.
Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК | РОМАШКА | РОЗА | ЛУК |
КОШКА | СОБАКА | ВОРОБЕЙ | КОРОВА |
БЕРЕЗА | ДУБ | МАЛИНА | ОСИНА |
КОРОВА | ЛИСА | ВОЛК | МЕДВЕДЬ |
- Научить сравнивать.
Ребёнку нужно помочь овладеть следующими умениями:
- выделять признаки ( свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим анализировать предмет с разных сторон);
– Рассмотрите этот кубик. Какой он?
(Дети, как правило, называют цвет размер, иногда материал, из которого изготовлен кубик, но это не все признаки кубика).
-Какими свойствами кубик отличается от яблока? (Кубик квадратный, а яблоко круглое, кубик одноцветный, а яблоко разноцветное, кубик нельзя есть, а яблоко –можно).
Далее, сравнивая кубик со стеклянным предметом, выделяют следующий признак кубика – непрозрачность, с поролоном – твердость, с гирькой – легкость и т.д.
Выделяя признаки разных предметов, дети называют и записывают их.
Сначала дети выделяют признаки с опорой на сравниваемые предметы, постепенно научаются видеть признаки предметов без сопоставления его с другими предметами.
- умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов;
- умение отличать существенные и несущественные признаки.
Затем можно показать, как соотносятся между собой понятия «общий признак» и «существенный признак». Важно обратить внимание ребёнка на то, что общий признак не всегда является существенным, но существенный всегда общим!
Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок научиться обобщать.
- Научить обобщать и классифицировать.
Классификация – это мысленное распределение предметов по группам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять по группам на основании выделенных в них общих признаков.
Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приёмов сравнения и обобщения.
Проводить сравнение по заданным критериям:
1)Определить, для чего должно быть произведено сравнение, какова его цель;
2)Установить сходство объектов по заданным критериям (признакам);
3)Определить различие объектов по заданным критериям (признакам);
4)Сделать вывод о сходстве и различии данных объектов в соответствии с поставленной целью.
- Чем отличается СОСНА от ЯБЛОНИ?
Примерные ответы детей:
Сосна – хвойное дерево, а яблоня – лиственное;
у сосны шишки, а у яблони – яблоки;
сосна растет в лесу, а яблоня в саду;
сосна дикорастущее растение, а яблоня – культурное.
- Что общего у этих понятий?
Проводить классификацию по заданным критериям.
( См. презентацию «Классификация»)
Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, затем на этой основе преобразует мир.
Мыслительные операции (процессы): анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация, человек применяет в зависимости от задачи и характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке:
Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений. От практически действенного, чувственного к умственному, от элементарного к углубленному.
Синтез – это объединение частей, свойств, отношений, действий в одно целое (обратный анализу процесс). Анализ и синтез – взаимосвязанные логические операции, могут быть практическими и умственными. От практически действенного к чувственному, от элементарного к сложному.
Сравнение – это установление поверхностного или более глубокого сходства и различия предметов и явлений. Прежде чем сравнивать объекты и явления, необходимо научиться выделить в них один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение.
Классификация – распределение предметов и явлений определённого типа по подгруппам в зависимости то сходства и различия их друг с другом.
Обобщение – выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила
Абстрагирование – это выделение какого-нибудь признака и рассматривание его изолированно от других признаков, т.е. отвлечённо. Изолированное изучение отдельных признаков объекта или явления при одновременном отвлечении от всех остальных, помогает человеку глубже понять их сущность.
Конкретизация – это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному. Этот процесс обратный абстрагированию, но неразрывно связанный с ним, раскрывает содержание.
Для того чтобы научить детей решать жизненные задачи, надо познакомить их со способами мышления: представление, суждение, рассуждение, воображение, умозаключение.
Представление – это восприятие окружающей действительности ребёнком. Развитие разнообразных представлений зависит от разных условий: от человеческой среды, окружающей ребёнка, прежде всего семьи, умственного развития и в частности от полученного образования, жизненного опыта, географического окружения.
Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.
Рассуждения – это логическая связь нескольких суждений, необходимых для решения мыслительной задачи. Рассуждение имеет практический смысл тогда, когда оно приводит к определённому итогу поиска мысли, умозаключению.
Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, который даёт новое знание о предмете и явлениях окружающего мира, Умозаключения (выводы) от частного к общему – индуктивные, а в обратном порядке – дедуктивные.
Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребёнком из разных источников информации, вызывают у него потребность вскрывать причины и сущность связей между предметами. Чтобы всесторонне познать предмет, нужно уметь выделить существенные признаки; определить его место среди других понятий; установить связь с другими предметами и научиться пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.
Развитие мыслительной деятельности наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. Продуктивность мыслительной деятельности развивается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей интеллектуального развития.
Формирование логических приёмов мыслительной деятельности - процесс длительный, последовательный и результативный, даже в тех случаях, когда природные задатки ребёнка скромны, и начинать заниматься нужно, как можно раньше.
Упражнения на классификацию выполняются в определённой последовательности:
1)взрослый сообщает заданное основание, ребёнок выполняет разделение;
2)взрослый предлагает группу предметов по одному признаку, ребёнок самостоятельно ищет соответствующее основание;
3)взрослый предлагает группу предметов разделить на группы, ребёнок самостоятельно определяет основание.
Например: «Раздели круги на две группы», «Кто, где живёт?», «Раздели фигуры на 3 группы», «Я знаю пять…», и т. д.
Обучение сравнению и классификации завершается обобщением.
Обобщение у младших школьников формируется с помощью взрослых: подобрать предмет, задать вопрос, правильно определить существенные признаки, помочь правильно сформулировать и употребить термины и словесные обороты.
Развитие способностей ребёнка к анализу и синтезу начинается с 4-х лет и продолжается в старшем дошкольном и школьном возрасте, что позволяет рассматривать один и тот же предмет с разных точек зрения: большой - маленький, круглый – квадратный и т.д.
Дети ещё не могут проникнуть в сущность предмета, при действии с предметами в результате лично накопленного опыта могут сделать правильные индуктивные умозаключения, но ещё затрудняются перенести их на аналогичную ситуацию.
Дедуктивные умозаключения даются труднее, поэтому надо развивать умения последовательно:
* вначале частное связывается с общим, не отражающим существенных связей;
* далее усвоив общие выводы, дети объясняют на их основе частные случаи, которые непосредственно наблюдают;
* усвоив вывод, они могут объяснить самые разные факты; в том числе и те, которые в их опыте ранее не встречались.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классификация – это… Разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации.
Искусственная классификация Использует для упорядочения объектов несущественные их признаки. Вплоть до ссылки на начальные буквы имён этих объектов. Алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т. п.
Естественная классификация Берутся существенные признаки, из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов.
Виды классификации Классификацию можно проводить 1. ПО ЗАДАННОМУ ОСНОВАНИЮ: - по названию; - по размеру; - по цвету; - по форме и др. признакам
2. ПО ОСНОВАНИЮ, ОПРЕДЕЛЁННОМУ РЕБЁНКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО: - учитель задаёт количество групп. На которые следует разделить множество предметов (объектов); - ребёнок самостоятельно ищет соответствующее основание. При этом такое основание может быть определено не единственным образом
Формирование умения определять основание для классификации 1 . На столе несколько кругов одинакового размера, но разного цвета (два цвета). Задание: «Раздели круги на две группы. По какому признаку это можно сделать?» ( по цвету) 2 .
Формирование умения определять основание для классификации 3 .Найди значение сумм: 4+5, 6+7,6+3, 7+5 - раздели равенства на две группы; - по какому признаку ты разделил равенства на группы; - дополни каждую группу ещё тремя равенствами. 4 .Запиши слова в два столбика. Обоснуй свой вариант: звёздный, счастливый, праздник, радостный, честный, известный, чудесный, солнце, сердце, местный, ужасный. 5 .Игра «Четвёртый лишний» - автобус, троллейбус, театр, такси; - огурец, апельсин, помидор, морковь.
Словесная характеристика каждого класса
Структура классификации младшего школьника Разделение на классы по заданному основанию. Отнесение того или иного объекта к своему классу .
Контроль результатов проведённой классификации. Определение основания классификации.
Формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации 1. Прочитайте слова: глаз графин стул кошка мышь петух слон коза Выберите правильный ответ из трёх предложенных : А) слова разделены по числу слогов; Б) слова разделены по числу букв; В)слова разделены по родам.
2. Прочитай слова: тень карандаш пена брошь голова море дом молоток кора сон молоко нора Закончите предложения: А) в первом столбике - слова, имеющие … Б) во втором столбике - слова, имеющие … Б ) в третьем столбике - слова, имеющие … 3. Определите, по какому признаку разделены квадраты :
Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию Прочитайте: Малина, крыжовник, слива, груша, яблоко, банан, клубника. Назовите ягоды. Назовите фрукты . Приведите примеры к каждой группе обобщенных понятий: А) Женские имена - … Б) Жанры произведений - … В) Ч асти речи - …. Назовите группы чисел одним словом: А) 1, 2, 4, 6, 9 – это … . Б) 34, 27, 48, 81 – это … .
Использование классификаций на уроках в начальной школе Для систематиации изученного материала Общая классификация :__________________________________ Р ЕЧЬ _ ___________________________ т екст предложение словосочетание слово Восстанови схему :_________________________________________ Т ЕКСТ________________________ т екст- описание текст- … текст - …
Логическое действие классификации сложное и включает в себя ряд отдельных операций 1 . Определение основания классификации. 2.Разделение объектов на классы по выделенному основанию. 3.Отнесение того или иного объекта к своему классу . 4.Характеристика каждого класса. 5.Контроль результатов проведённой квалификации . Эти операции имеют разную степень трудности . Для младших школьников лучше последовательность операций в проведении классификации изменить: 1. Словесная характеристика каждого класса. 2.Разделение на классы по заданному основанию. 3. Отнесение того или иного объекта к своему классу. 4.Проверка результатов проведенной классификации. 5.Определение основания классификации. Умение проводить анализ, синтез, сравнение и классификацию позволяют сделать выводы, оценить, принять решение, определить принадлежность явления или предмета к определенному классу .
Спасибо за внимание! Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые ребёнком из разных источников информации, вызывают у него потребность вскрывать причины и сущность связей между предметами. Чтобы всесторонне познать предмет, нужно уметь выделить существенные признаки; определить его место среди других понятий; установить связь с другими предметами и научиться пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКА НА-ЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Небывалый рост объема информации требует от современного человека умения определять личностный смысл, планировать деятельность, осуществлять самооценку, рефлексиров...
Формирование умения определять склонение в именах существительных
Образовательные: совершенствовать знания о частях речи и членах предложения, учить высказывать свою точку зрения, повторить образные представления об облаках, учить составлять деформированный те...
Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)
Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...
Статья «Формирование умений целенаправленно владеть волевыми усилиями у младших школьников»
Статья предназначена для учителей начальных классов, может быть полезна учителям, работающим в группах предшкольной подготовки....
Статья: "Формирования умения работать с книгой у младших школьников."
Актуальность исследования обусловлена тем, что, одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прила...
Конспект логопедического занятия по теме" "Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)."
Конспект логопедического занятия по программе «Предупреждение нарушений письменной речи»Учитель-логопед Ярцева Елена Геннадьевна Тема:Формирование умения определять место звуков ...