рабочая программа по риторике
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_a.n.popova.docx | 52.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместителем директора по начальной школе ________Т.И. Пуляевская Протокол № _______ от «____»________2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «Гимназия №1» г. Ангарска ___________ А.Г. Бердников «____»____________2015 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия №1» г. Ангарска ______________Л.В. Раевская Приказ № ______ от «___» ___________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «Детская риторика»
Поповой Аллы Николаевны,
Учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
4 класс «а»
(ФГОС НОО)
2015– 2016 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
- Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2012 г.) и авторской программы начального общего образования Т.А. Ладыженская , Н.В. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках : 4 класс М.: Баласс, , 2012г.
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). Задачи:
- дать учащимся наиболее общее представление о сущности риторики как учебного предмета;
- познакомить их со спецификой устной речи, психолингвистическими условиями взаимодействия говорящего и слушателя (слушателей);
- помочь учащимся овладеть практическими знаниями, умениями и навыками в области красноречия, сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»[1]
- Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
- Первый блок – «Общение» даёт представление о
- – сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
- – компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
- Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
- Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
- – тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
- – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
- – речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
- Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
- Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
- Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Преподавание риторики как предмета филологического цикла может осуществляться за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла (так предусматривается в базисном учебном плане, предлагаемом Образовательной системой «Школа 2100»). Общий объём учебного времени составляет 136 часов. В 4 классе отводится 34 часа при 1 часе в неделю. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
- Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
- Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
- Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
- Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
- Содержание тем учебного предмета
4-й класс
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Рассказ по сюжетным рисункам.
7. Тематическое планирование
4 класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. | Требования к уровню подготовки обучающихся по ФГОС (УУД) (к разделу) | |
п | ф | |||||
Общение (8ч) | ||||||
1 | 03.09 | Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | Учебник-тетрадь. | Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях . Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты . Называть задачи общения . Называть некоторые коммуникативные профессии . Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче . Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи . | Личностными – осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; - оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; – осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; Познавательные – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; - самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Коммуникативные : - ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих. - слушать и понимать речь других; -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя); - учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; Предметные: - Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей. - Уметь анализировать свою и чужую речь, различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях. | |
2 | 10.09 | Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | Учебник-тетрадь. | |||
3 | 17.09 | Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). | Учебник-тетрадь. | |||
4 | 24.09 | Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы. | Учебник-тетрадь. | |||
5 | 01.10 | Успокоить, утешить словом. | Учебник-тетрадь. | Различать подготовленную и неподготовленную речь . Анализировать примеры неподготовленной речи . Называть приёмы подготовки устного высказывания . Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания . Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко . | ||
6 | 08.10 | Утешить – помочь, утешить – поддержать. | Учебник-тетрадь. | |||
7 | 15.10 | Какой я слушатель. | Учебник-тетрадь, памятка. | |||
8 | 22.10 | Я – читатель. | Учебник-тетрадь, памятка. | |||
Текст (14ч) | ||||||
8 | 29.10 | Типы текстов | Учебник-тетрадь. | |||
10 | 12.11 | Типы текстов. | Учебник-тетрадь. | Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения . Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией . | ||
11 | 19.11 | Яркие признаки текста. | Учебник- тетрадь | Называть задачи слушания . Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации . Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя . Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах . Оценивать свои особенности как слушателя . | ||
12 | 26.11 | Абзацные отступы, завершающий абзац. | Учебник-тетрадь. | |||
13 | 03.12 | Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. | Учебник-тетрадь. | Анализировать роль различных выделений в учебных текстах . Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план. Объяснять, зачем нужно исправлять текст . Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами . | ||
14 | 10.12 | Знаки вокруг нас, дорожные знаки. | Учебник-тетрадь. | |||
15 | 17.12 | Знаки-символы и знаки-копии. | Учебник-тетрадь. | |||
16 | 24.12 | Опорные конспекты. | Учебник-тетрадь. | Давать определение вежливости. Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях. Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам . | ||
17 | 14.01 | Составляем опорный конспект. | Учебник-тетрадь. | |||
21.01 | Описание – деловое и художественное. | |||||
18 | 28.01 | Вежливая оценка. | Учебник-тетрадь. | Называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты . Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления . Различать диалог и монолог . Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов . Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению . Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего . Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём . Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста . Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа . Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе . Вводить в пересказ эффективные цитаты . Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги . | Личностными – объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов. - Контроль результатов деятельности - оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; - Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: - давать оценку невежливому речевому поведению. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные – при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; - Использовать знаково-символические средства для решения задач. -определять тему, основную мысль несложного текста; – определять структурно-смысловые части текста. - Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Коммуникативные : - соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; - Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов. -Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Предметные: -Знать признаки текста, типы текстов. - Уметь характеризовать разные тексты, различать диалог и монолог, пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём, вводить в пересказ эффективные цитаты | |
19 | 04.02 | Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). | Учебник-тетрадь. | |||
20 | 11.02 | Во-первых, во-вторых, в-третьих … | Учебник-тетрадь, орфографические словари. | |||
21 | 18.02 | Вступление и заключение. | Учебник-тетрадь, орфоэпический словарь. | |||
Речевые жанры (8ч) | ||||||
23 | 25.02 | Словарная статья. | Учебник-тетрадь. | |||
24 | 03.03 | Словарная статья. | Учебник-тетрадь. | |||
25 | 10.03 | Рассказ. | Учебник-тетрадь, карточки с примерами цитат известных людей. | |||
26 | 17.03 | Хочу рассказать. | Учебник-тетрадь, выставка различных книг. | |||
27 | 07.04 | Служба новостей, что такое информация. | Учебник-тетрадь, карточки с поздравлениями | Анализировать структуру поздравления – устного и письменного Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации . | ||
28 | 14.04 | Газетная информация, факты, события и отношение к ним. | Учебник-тетрадь, поздравительные открытки. | |||
29 | 21.04 | Информационные жанры: хроника, заметка. | Учебник-тетрадь. | Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом. Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении. Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами. | ||
30 | 28.04 | Подпись под фотографией. | Учебник-тетрадь. | |||
Общение (4ч) | ||||||
31 | 05.05 | Говорю, пишу, читаю, слушаю. | Учебник-тетрадь. | Анализировать сравнительные описания, их структуру. Называть правила сравнения. Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения . Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение. Реализовывать сравнительное описание разными способами. | ||
32 | 12.05 | Речевые жанры. | Учебник-тетрадь. | |||
33 | 19.05 | Этикетные жанры и слова вежливости. | Учебник-тетрадь. | |||
34 | 26.05 | Этикетные диалоги, речевые привычки. | Учебник-тетрадь. | Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры. Разыгрывать риторические игры . | ||
ИТОГО: 34 ЧАСА |
- Описание материально- технического обеспечения образовательного предмета
- Учебно-методическое обеспечение для учителя и для ученика:
Планирование составлено на основе:
- Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2012 г.) и авторской программы начального общего образования Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках : 4 класс М.: Баласс, , 2012г.
- Учебник-тетрадь «Детская риторика в рассказах и рисунках» 4 класс авторы Т.А. Ладыженская , Н.В. Ладыженская -
Дополнительная литература
- Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, «Методические рекомендации» к учебнику «Детская риторика в рассказах и рисунках». - М., БАЛАСС - Ювента, 2012 г.
2. Интернет-ресурсы.
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php&id=15
2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www. school2100.ru
3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
5. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой) / А. В. Михеева. – Режим доступа : http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
6. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www. km.ru/ed
9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
3. Наглядные пособия.
1. Репродукции картин русских художников.
2. Таблицы «Портреты писателей».
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
2. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).
3. Звуки природы (CD).
4. Шедевры русской живописи (CD).
5. Технические средства обучения.
Телевизор, магнитофон, аудиоцентр, мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор.
6. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт; штатив для карт и таблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
рабочая программа кружка "Риторика"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области «Рекомендовано к утверждению»...
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
Рабочая программа по риторике
Научить речи , развивать коммуникативные умения , общению в разных ситуациях ....
рабочая программа по риторике 1 класс
в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по риторике для 3 класса
Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...