ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе «Мой проект»
рабочая программа (1 класс) на тему
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
В нашей школе несколько лет проводится работа по приобщению учащихся начальных классов к проектной деятельности. Для облегчения процесса исследования учащихся необходимо обеспечить дополнительными средствами сбора и обработки информации. С этой целью, во внеурочное время для учащихся первых классов, можно организовать занятия по использованию ИКТ в проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch._moy_proekt.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 23 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор ГБОУ СОШ № 23
Протокол № ___ _________ Н. В. Башканова _____________ А. М. Мерс
«___»_______2012г. «___»__________2012г. Приказ № ______________
«____»___________ 2012г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности в начальной школе
«Мой проект»
(Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)
Программу разработала
Грищенко Светлана Вячеславовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №23
Сызрань, 2012
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования, с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ не только в учебном процессе, но и в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
В нашей школе несколько лет проводится работа по приобщению учащихся начальных классов к проектной деятельности. Для облегчения процесса исследования учащихся необходимо обеспечить дополнительными средствами сбора и обработки информации. С этой целью, во внеурочное время для учащихся первых классов, можно организовать занятия по использованию ИКТ в проектной деятельности.
Следует познакомить учащихся с учебной аппаратурой, показать возможности обработки информации и развить интерес к использованию современной учебной технике. Учитывая, что все учащиеся первых классов работают над одной темой, помочь собрать и обработать информацию по конкретной теме. При этом учебное время на каждом занятии делиться на две части: теоретическую и практическую. На теоретической части занятия учащиеся создают материальную базу данного проекта, а на практической переводят собранную информацию в электронный вид.
Учащиеся первых классов в основном не обладают умением работать с учебной техникой. В связи с этим на практических занятиях проводится ознакомление учащихся с учебной аппаратурой и прививается умение работать с ней под руководством учителя информатики. На занятиях применяются компьютер, веб-камера, микрофон, сканер, принтер, фотоаппарат, видеокамера. Для работы используются: среда для программирования ПервоЛого, Paint , Microsoft Power Point, Microsoft Movie Maker, средства Интернет.
Цель: формирование ИКТ-компетентности первоклассников.
В курсе реализуются следующие задачи:
- формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развитие моторики;
- развитие психических процессов;
- развитие личности младшего школьника;
- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
- приобретение конкретных технических навыков в использовании ИКТ, получение представления о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов).
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 33 недели.
Форма организации: проектная деятельность
Формы контроля: защита проектов
Участники программы: учащиеся 1 класс
Условия реализации программы.
- кабинет;
- медиатека;
- библиотека;
- учебно-методические материалы
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Диагностика: защита проектов
Учебный план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Бейджик | 2 |
2 | Мой класс | 3 |
3 | Я и мое имя | 3 |
4 | Моя школа | 3 |
5 | Осенние листья | 3 |
6 | Школьная жизнь | 2 |
7 | Моя семья | 3 |
8 | Скороговорки | 2 |
9 | Здоровье и правильное питание | 3 |
10 | Космос | 3 |
11 | Моря и океаны | 3 |
12 | Экология | 3 |
Итого | 33 |
Содержание курса
Тема 1. Бейджик
Оформление альбома в среде программирования ПервоЛого. Оформление титульного листа (1 лист). Создание фотографии с помощью Веб-камеры. Вставка фотографии в электронный альбом. Создание надписи с данными ученика.
Тема 2. Мой класс
Знакомство с цифровым фотоаппаратом. Проведение фотосессии. Оформление страницы (2 страница). Вставка фотографии в электронный альбом. Создание надписей, содержащих фамилию и имя одноклассников.
Тема 3. Я и мое имя
Знакомство с возможностями поиска информации в сети Интернет. Изображение цветка в среде ПервоЛого. Собирание имени из букв. Оформление страницы в электронном альбоме(3 страница).
Тема 4. Моя школа
Изображение школьного здания с помощью графического редактора. Фотосессия школьного здания и внутреннего интерьера. Вставка рисунков и фотографий в электронный альбом. Оформление страниц альбома (4 страница).
Тема 5. Осенние листья
Фотосессия осенних листьев. Знакомство с анимацией в среде ПервоЛого. Создание мультфильма «Приключение осеннего листочка».
Тема 6. Школьная жизнь
Изображение правил поведения в школе с помощью графического редактора. Фотосессия учеников на различных режимных моментах. Вставка фотографий и рисунков в электронный альбом. Оформление страниц альбома(5 страница).
Тема 7. Моя семья
Знакомство со сканером. Сканирование фотографий членов семьи. Оформление страницы альбома «Моя семья». Вставка изображений, полученных с помощью сканирования, на страницу альбома( 6 страница). Создание надписей. Завершение создания альбома. Оформление. Создание кнопок для перехода между страницами. Демонстрация. Знакомство с принтером. Вывод на печать готового альбома.
Тема 8. Скороговорки
Работа по поиску информации в средствах Интернет. Создание альбома скороговорок в среде ПервоЛого. Создание иллюстраций к скороговоркам с помощью графического редактора или сканирование заранее нарисованных работ. Вставка изображений на страницы альбома.
Тема 9. Здоровье и правильное питание
Знакомство с оформлением работ в виде презентаций. Создание и оформление слайдов. Вставка заранее подготовленных фотографий на слайды. Создание надписей на слайдах. Показ слайд-шоу.
Тема 10. Космос
Поиск информации с помощью средств Интернет. Сканирование фотографий. Создание презентации. Вставка анимированных картинок на слайды. Показ слайд-шоу.
Тема 11. Моря и океаны
Создание альбома в ПервоЛого. Анимация в ПервоЛого. Создание изображения подводных жителей, с помощью встроенного графического редактора в среде ПервоЛого. Вставка фотографий, создание надписей. Знакомство с микрофоном. Озвучивание мультфильма.
Тема 12. Экология
Знакомство с программой Windows Movie Maker. Знакомство с видеокамерой. Создание видеороликов. Сканирование фотографий. Вставка видеороликов и фотографий в фильм.
Литература.
- Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго
поколения. М., Просвещение, 2010 г.
4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь
ников.Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
6. Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»
7. Клаус Фобель « Как научить детей сотрудничать» сборник психологических упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".
Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС
Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...
Программа для внеурочной деятельности в начальной школе по математике «Математика для любознательных»
Программа разработа на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Прогрмма рассчитана на один год....
Презентация на тему "Внеурочная деятельность в начальной школе. Метод проектов".
Данная презентация объясняет цели, задачи, методы внеурочной деятельности в рамках ФГОС. На примере работы с учебниками "Учусь создавать проект" авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова даётся объяснение, как ...
Модифицированная образовательная программа для внеурочной деятельности младших школьников «Школа докторов природы» (уроки здоровья)
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Эта программа нацелена на формирование у ребенка ценности ...
Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе.
Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»
Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...