Программа по внеурочной деятельности "Наш мир прекрасен"
методическая разработка на тему
Программа по внеурочной деятельности "Наш мир прекрасен" разработана для детей 7-10 лет , рассчитана на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_mir_prekrasen.docx | 68.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» посёлка Коммаяк
Кировского района Ставропольского края
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №7
классных руководителей школы по ВР п. Коммаяк
Протокол №1
Руководитель МО:
____________________ ______________________ _____________________
О.М.Небыкова Е.С. Саликова А.П. Блохина
«__»сентября 2012г. «__»сентября 2012г. «__»сентября 2012г.
Авторская программа
по внеурочной деятельности
«Наш мир прекрасен»
Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности
Направленность: Общекультурная (художественно-эстетическая)
Срок реализации: начальное образование 1-4 класс
Возраст участников: 7-10 лет
Учитель: Наталья Александровна Передерий
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления « Наш мир прекрасен» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Актуальность - курс внеурочной деятельности «Наш мир прекрасен» разработан, как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к обязанностям человека, обучения учащихся музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. И представлен в программе следующими содержательными линиями:
Искусство хороших манер
Правила этикета
Путешествие в страну Добра и Красоты
Путешествие в мир Музыки
Жил-был художник
В мире поэзии
Рабочая программа «Наш мир прекрасен» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Цели внеурочного планирования программы «Наш мир прекрасен»: содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетико-эмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи:
-сформировать у учащихся начальных классов умение ориентироваться в новой социальной среде.
- сформировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать.
- развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- воспитать духовно–нравственные качества личности.
Сроки реализации программы «В мире прекрасного».
Программа «Наш мир прекрасен» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. Возраст участников – 7-10 лет.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 138 ч.
Формы организации творческого коллектива могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего результата. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Наименование разделов, тем. | Всего, час | Количество часов | Характеристика Деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеауди торные | ||||
1 год обучения | |||||
1 | История хороших манер. | 4 | 4 | - | ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; ·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; ·интерес к занятиям художественным творчеством; ·стремление к опрятному внешнему виду; ·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства |
2 | Правила этикета. | 9 | 6 | 3 | |
3 | Путешествие в страну Доброты и Красоты | 9 | 7 | 2 | |
4 | Путешествие в мир музыки | 4 | 3 | 1 | |
5 | Жил-был художник | 4 | 3 | 1 | |
6 | В мире поэзии | 3 | 2 | 1 | |
2 год обучения | |||||
1 | История хороших манер. | 5 | 4 | 1 | ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; ·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; ·интерес к занятиям художественным творчеством; ·стремление к опрятному внешнему виду; ·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке. |
2 | Правила этикета. | 9 | 6 | 3 | |
3 | Путешествие в страну Доброты и Красоты | 9 | 7 | 2 | |
4 | Путешествие в мир музыки | 4 | 3 | 1 | |
5 | Жил-был художник | 3 | 2 | 1 | |
6 | В мире поэзии | 3 | 2 | 1 | |
3 год обучения | |||||
1 | История хороших манер. | 5 | 5 | - | Выполнение творческих заданий и проектов. ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; ·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; ·интерес к занятиям художественным творчеством; ·стремление к опрятному внешнему виду; ·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм. |
2 | Правила этикета. | 9 | 6 | 3 | |
3 | Путешествие в страну Доброты и Красоты | 9 | 5 | 4 | |
4 | Путешествие в мир музыки | 4 | 3 | 1 | |
5 | Жил-был художник | 3 | 3 | - | |
6 | В мире поэзии | 3 | 2 | 1 | |
4 год обучения | |||||
1 | История хороших манер. | 5 | 4 | 1 | Участвовать в обсуждении выразительных средств изобразительного искусства. ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; ·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; ·интерес к занятиям художественным творчеством; ·стремление к опрятному внешнему виду; ·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Различать виды искусства. Разрабатывать творческие проекты. |
2 | Правила этикета. | 9 | 6 | 3 | |
3 | Путешествие в страну Доброты и Красоты | 9 | 7 | 2 | |
4 | Путешествие в мир музыки | 4 | 3 | 1 | |
5 | Жил-был художник | 4 | 3 | 1 | |
6 | В мире поэзии | 3 | 2 | 1 |
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию основных задач:
— формирование первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в обществе, основ культуры речи, общения, этикета;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
- приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Проблемы дошкольного обучения, воспитания, развития всё более актуализируются в связи с модернизацией образования, включением в концепцию образования задачи организации предшкольной подготовки, назначение которой состоит в том, чтобы содействовать развитию личности, её социализации, адаптации в мире человеческих отношений, воспитанию осознания красоты мира и желанию быть в гармонии с ним.
Теория и практика педагогики развития дошкольников имеют богатые традиции в нашей стране и за рубежом: А. Дистервег, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. В настоящее время в этом направлении создаются и реализуются новаторские гуманитарные технологии, основанные на принципах диалогизма, соразвития, креативности, открытости признания за личностью ребёнка культуротворческого потенциала.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• формирование у младших школьников первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в обществе, этикета;
• формирование основ и навыков культуры речи во всех её проявлениях
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к произведениям культуры;
• пробуждение познавательного интереса к ценностям мировой культуры.
Систематический курс представлен в программе следующими содержательными линиями:
Искусство хороших манер
Правила этикета
Путешествие в страну Добра и Красоты
Путешествие в мир Музыки
Жил-был художник
В мире поэзии
Курс внеурочной программы «Наш мир прекрасен» начинается с истории возникновения этикета (западный, восточный этикет, традиции воспитания в России). Охватывает элементарные правила общения людей и их традиции. Правила этикета являются введением в систему правил поведения в общественных местах.
Раздел «Путешествие в мир музыки» предполагает знакомство с музыкальной грамотой и историей музыкальных инструментов, далее охватывая изучение знаменитых произведений культуры и искусства, а также посещение концертов детских музыкальных школ.
Раздел «Жил-был художник». Учащиеся получат начальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России
Раздел «В мире поэзии» посвященный воспитанию у младших школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу; посещение библиотеки.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение теории и навыков.
Предполагаемые результаты программы «Наш мир прекрасен».
Первый уровень (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых социальных знаний об устройстве общества и правил поведения в нем. Знакомство с мировой художественной культурой. Результат проявляется в понимании учащимися элементарных правил поведения, общения людей.
Второй уровень (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в формировании основ правил поведения, живописи, музыки, поэзии, а также систематизации информации и оформлении работ.
Третий уровень (4 класс) получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным и культурным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде ( в форме концертов, выставок и т.д.)
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
- Приоритетная цель эстетического воспитания в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
- Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
- В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
- Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
- Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
- Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
- Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
- Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
В результате изучения курса «Наш мир прекрасен» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Наш мир прекрасен»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
- сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-эстетической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения предмета:
- знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета.
- знание видов художественной деятельности
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
- применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний.
Организация и обсуждение выставки детских работ
1 класс (1 час)
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.
2 класс (1 час)
При организации защиты проектов педагог активизирует общениие детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
3 класс (1 час)
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
4 класс (1 час)
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших
Предполагаемые результаты:
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- укрепление связи между семьёй и школой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 часа)
Раздел 1. « История хороших манер» (4 часа).
Возникновение этикета и культура поведения. Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в средневековой Франции. Джентльмен в Англии.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов).
Внешний вид ученика школы. Правила поведения в школе. Правила поведения за столом. Правила поведения у врача. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила поведения в музее, театре и на концерте.
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов).
Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее друзей. Дружба. Верность. Рыцари и Дамы. Доброта. Ложь. Аккуратность.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).
Звуки в музыке и звукоряд. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (4 часа).
Родина на полотне (конкурс рисунков). Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа).
Раз – загадка, два…Поэзия колыбельной песни. В книжном царстве-государстве.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс (35 часов)
Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов).
Возникновение этикета. Культура поведения. Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в средневековой Франции. Джентльмен в Англии.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов).
Внешний вид ученика школы и правила поведения в школе. Правила поведения за столом. Правила поведения у врача. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила поведения в музее, театре и на концерте.
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (10 часов).
Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее друзей. Дружба. Верность. Рыцари и Дамы. Заботливость. Ложь. Любопытство.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).
Три кита в музыке. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (3 часа).
Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (4 часа).
Сказка в пословицах. Народные сказки. В книжном царстве-государстве.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (35 часов)
Раздел 1. « История хороших манер» (6 часов).
Культура поведения и этикет. Традиции воспитания в России. Традиции воспитания во Франции и Англии. Чайные церемонии. Отношение в семье.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов).
Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов).
Приключение со словом «здравствуй». Тайна «золотого» правила. Имя и прозвище. Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Гордость. Заботливость. Ложь. Любопытство.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).
Музыка в нашей жизни. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (3 часа).
Родина на полотне. Природа в живописи (конкурс рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (4 часа).
Родные поэты. В книжном царстве-государстве.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (35 часов)
Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов).
Возникновение этикета и культура поведения. Западный этикет. Восточный этикет. Как этикет попал в Россию. Приглашение на обед в 19 веке.
Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов).
Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)
Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (10 часов).
Путешествие с «волшебными словами». Тайна «золотого» правила. Что означают наши имена. Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Бережливость. Заботливость. Ложь.
Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).
Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.
Раздел 5. «Жил – был художник» (3 часа).
Родина на полотне. Природа в живописи (конкурс рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!
Раздел 6. «В мире поэзии» (4 часа).
Звучный мир поэзии. В книжном царстве-государстве. Экскурсия.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Репродукции картин, музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов.
CD, DVD диски; музыкальный центр, DVD - проигрыватель
Учебно-методическая литература.
- Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.
- Волчкова В.Н. «Конспекты занятий». – Воронеж 2008, - 203 с.
- Давыдов В.В. Педагогика искусства. – Киев – Минск, 1997. – 253 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.
- Корчинова О.В. Детский этикет ( серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 192 с.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
- Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2-е. – М: Крипто-логос, 1998. – 88с.
- Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.
- Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.
- Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.
- Этикет для маленьких леди и джентельменов.Ю.А.Матюхина, Н.С.Попова .Ростов-на-Дону,Феникс, 2009г.
Статьи:
- Архипова Е. Конспекты музкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание – 1996. - №5
- Белокурова Г. В царстве вежливых наук // – 2003. - №2 - с. 71-78
- Елизарова Е. и др. Путешествие в страну этикета// Дошкольное воспитание. 1999. – 311. – с. 58
- Шемшурина А.И. Этический урок, как средство воспитания // Я вхожу в мир искусств. – 2000 - №12. – с. 6 -21
1 класс
№ урока | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование урока | |
план | факт | ||||
1. | Возникновение этикета. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
2. | Культура поведения. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
3. | Афиняне и расцвет греческой культуры. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
4. | Рыцарь в средневековой Франции. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
5. | Джентльмен в Англии. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
6. | Внешний вид ученика школы. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
7. | Правила поведения в школе. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
8. | Правила поведения за столом. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
11. | Правила поведения у врача. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
12. | Правила поведения в транспорте. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
13. | Правила поведения в семье. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
14-15. | Правила поведения в музее, театре и на концерте | 2 | Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств. | ||
16. | Путешествие с волшебными словами. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
17. | Друзья Мойдодыра. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
18-19. | Приключения королевы Чистоты и ее друзей. | 2 | Слайды, репродукции картин. | ||
21. | Дружба. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
22. | Верность. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
23. | Рыцари и Дамы. | 1 | Слайды, репродукции картин. Конкурс. | ||
24. | Доброта. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
25. | Ложь. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
26. | Аккуратность | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
27. | Звуки в музыке и звукоряд. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
28. | В гостях у музыкальных инструментов. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств. | ||
29. | Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
30 | Весенняя сказка в музыке. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
31. | Родина на полотне (конкурс рисунков). | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
32 | Природа в живописи. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф» | ||
33. | В книжном царстве-государстве | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, поход в библиотеку. | ||
Всего: | 33 часа |
2 класс
№ урока | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование урока | |
план | факт | ||||
1. | Возникновение этикета. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
2. | Культура поведения. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
3. | Афиняне и расцвет греческой культуры. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
4. | Рыцарь в средневековой Франции. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
5. | Джентльмен в Англии. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
6. | Внешний вид ученика и правила поведения в школе. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
7-8. | Правила поведения за столом. | 2 | Слайды, репродукции картин. | ||
9. | Правила поведения у врача. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
10. | Правила поведения в транспорте. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
11. | Правила поведения в семье. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
12-14. | Правила поведения в музее, театре и на концерте | 3 | Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств. | ||
15. | Путешествие с волшебными словами. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
16. | Друзья Мойдодыра. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
17. | Приключения королевы Чистоты и ее друзей. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
18. | Дружба. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
19. | Верность. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
20. | Рыцари и Дамы. | 1 | Слайды, репродукции картин. Конкурс. | ||
21. | Заботливость. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
22. | Ложь. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
23. | Любопытство. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
24. | З кита в музыке. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
25. | В гостях у музыкальных инструментов. | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств. | |||
26. | Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
27. | Весенняя сказка в музыке. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
28-29. | Природа в живописи | 2 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф» Альбом, акварель. | ||
30. | Как прекрасен этот мир – посмотри! | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
31. | Сказка в пословицах. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
32-33. | Народные сказки | 2 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
34-35. | В книжном царстве-государстве | 2 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, поход в библиотеку. | ||
Всего: | 35 часов |
3 класс
№ урока | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование урока | |
план | факт | ||||
1. | Культура поведения и этикет. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
2. | Традиции воспитания в России. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
3. | Традиции воспитания во Франции и Англии. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
4. | Чайные церемонии. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
5. | Отношение в семье. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
6-7. | Элементарные правила общения людей. | 2 | Слайды, репродукции картин. | ||
8-9. | Правила поведения в общественных местах. | 2 | Слайды, репродукции картин. | ||
10-12. | Правила поведения в музее, театре и на концерте. | 3 | Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств. | ||
13-14. | Рыцарский турнир (занятие-конкурс) | 2 | Слайды, репродукции картин. | ||
15. | Приключение со словом «здравствуй». | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
16. | Тайна «золотого» правила. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
17. | Имя и прозвище. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
18. | Рыцари и Дамы. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
19. | В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
20. | Взаимопомощь | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
21. | Заботливость. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
22. | Ложь. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
23. | Любопытство. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
24. | Музыка в нашей жизни. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
25. | В гостях у музыкальных инструментов. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств. | ||
26. | Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
27. | Весенняя сказка в музыке. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
28. | Родина на полотне. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
29. | Природа в живописи. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф» | ||
30-31. | Как прекрасен этот мир – посмотри! | 2 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
32-33. | Родные поэты | 2 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
34-35. | В книжном царстве-государстве | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, поход в библиотеку. | ||
Всего: | 35 часов |
№ урока | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование урока | |
план | факт | ||||
1. | Возникновение этикета и культура поведения. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
2. | Западный этикет. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
3. | Восточный этикет. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
4. | Как этикет попал в Россию. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
5. | Приглашение на обед в 19 веке. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
6. | Элементарные правила общения людей. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
7-9. | Правила поведения в общественных местах. | 3 | Слайды, репродукции картин. | ||
10-12. | Правила поведения в музее, театре и на концерте | 3 | Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств. | ||
13-14. | Рыцарский турнир (занятие-конкурс) | 2 | Слайды, репродукции картин, конкурс. | ||
15-16 | Путешествие с «волшебными словами». Заботливость. Ложь. | 2 | Слайды, репродукции картин. | ||
17. | Тайна «золотого» правила. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
18. | Что означают наши имена. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
19. | Рыцари и Дамы. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
20. | В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
21. | Взаимопомощь | 1 | Слайды, репродукции картин. | ||
22. | Бережливость. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
23. | Заботливость. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
24. | Ложь. | 1 | Учебник, книги, рассказ учителя. | ||
25. | Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
26. | В гостях у музыкальных инструментов. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств. | ||
27. | Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
28. | Весенняя сказка в музыке. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
29. | Родина на полотне. | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
30. | Природа в живописи (конкурс рисунков). | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД,экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф» Альбом, акварель. | ||
31. | Как прекрасен этот мир – посмотри! | 1 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
32-33. | Звучный мир поэзии | 2 | Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД | ||
34-35. | В книжном царстве-государстве | 1 | Поход в библиотеку. | ||
Всего: | 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Рабочая программа внеурочной деятельности " Как прекрасен этот мир"
Рабочая программа внеурочной деятельности " как прекрасен этот мир"...
Внеурочная деятельность "Как прекрасен этот мир!" для 1-2 классов
Курс внеурочной деятельности "Как прекрасен этот мир!" посвящен развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой изобразительной деятельности. Дети учатся рисовать самостоятельно без образца, д...
Внеурочная деятельность "Как прекрасен этот мир!" 2 класс, 3 класс, 4 класс
Курс внеурочной деятельности "Как прекрасен этот мир!" посвящен развитию индивидуальности ребенка в процессе творческой изобразительной деятельности. Дети учатся рисовать самостоятельно без образца, д...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...