Доклад «Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения.»
статья
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_konferentsiya.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Серобаба Оксана Николаевна-учитель начальных классов
МБОУ «ООШ с. Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области».
Тема:
«Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения.»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:
- на развитие воспитания в целом и внеурочной деятельности как одной из составляющих нацеливают нормативные документы;
- педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности;
- правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.
Школа обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:
- внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
- реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
- включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
- использование ресурсов учреждений дополнительного образования.
Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Ориентиры в организации внеурочной деятельности в первом классе нашей школы:
- запросы родителей, законных представителей первоклассников;
- приоритетные направления деятельности школы;
- интересы и склонности педагогов;
- возможности образовательного учреждения;
- рекомендации учителя
- Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Педагоги школы рассмотрели целесообразность введения образовательных программ, аргументировали необходимость библиотечного часа и занятий в клубах. Рассмотрены ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы.
Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:
Направление внеурочной деятельности | Форма, название | Охват учащихся |
Общекультурное | Кружок «Золотая кисточка» | 1-3 классы |
Спортивно-оздоровительное | Ритмика | 1-3 классы |
Спортивно-оздоровительное | Кружок «Чемпион» | 1-3 классы |
Общеинтеллектуальное | Кружок «Мир вокруг нас» | 3 класс |
Спортивно-оздоровительное | Кружок «Разговор о правильном питании» | 1-4 классы |
Общеинтеллектуальное | Кружок «Мы с компьютером на ТЫ » | 1-2 классы |
1. Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено в нашей школе кружком «Ритмика», кружком «Чемпион» и кружком «Разговор о правильном питании». Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. Танцевальный кружок «Ритмика» - с целью развития творческого потенциала в процессе хоровой, танцевальной и эстетической деятельности.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты). Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
2.Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено кружком «Золотая кисточка» с целью формирования основ художественно культуры, потребности в художественном детском творчестве; По этому направлению в нашей школе работают педагог дополнительного образования, который осуществляет свою работу в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок.
3.Общеинтеллектуальное направление представлено кружком «Мы с компьютером на ТЫ». Данный кружок ориентируется на развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её. А также формирования исследовательских, познавательных и коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой и коллективной деятельности. .
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Проектная деятельность осуществляется в кружке «Мир вокруг нас». Актуальность программы кружка обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
- обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
- младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
- обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей программы является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Формы организации занятий данного кружка разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.
Работа школы в условиях продлённого дня позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время.
Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Организация внеурочной деятельности в ОУ в условиях внедрения ФГОС второго поколения( Из опыта работы) .Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на обу...
Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения 2012-2013
отчёт по внеурочной деятельности стандартов второго поколения...
Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"
В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...
Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) ОШИ №4"
Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) оши №4"...
Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения
Презентация мини-отчет о внеурочной деятельности в рамках начальной школы по ФГОС...
Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе....
"Проектная деятельность учащихся в рамках ФГОС нового поколения"
Проектная деятельность – это метод, который: раскрепощает ребёнка; повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в ...