Дополнительная образовательная программа "Мир оригами"
рабочая программа на тему

Программа для организации внеурочной деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami.docx491.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Малобичинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                                             Утверждаю:    

                                                                                                                                      Директор школы:

                                                                                                                                              ______/Кошкина В.М./

                                                                                                                                         «   »_________2014г

Дополнительная образовательная программа  внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

                                                                               

                                                                                 Автор:  учитель

                                                                                 начальных классов

                                                                                Алимбаева Ляля Тухтаровна

Малая Бича

2014г

Пояснительная записка

                                                               Таинственный мир превращенья бумаги.
                                                              Здесь все чародеи, волшебники, маги.
                                                              Творят они сказки своими руками.
                                                              И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
 Программа дополнительного образования «Мир оригами» является программой художественно-эстетической направленности.

Цель программы:

Создание условий для  всесторонне-интеллектуального и эстетического развития младших школьников, и повышения эффективности их обучения в средней школе. 

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучение детей различным приемам работы с бумагой;
  • ознакомление детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии  и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

      Программа дополнительного образования «Мир оригами»  организуется в форме кружка художественно-эстетической направленности. Реализация программы рассчитана на 1год начального образования, объёмом в 33 часа. Занятия проводятся 1раз в неделю, во второй половине дня в 1 классе по 35 минут. Программа  предназначена для занятий с детьми младшего школьного возраста 7 -8 лет. Место проведения занятий: учебная аудитория № 4, МКОУ «Малобичинская СОШ»
  Для успешного освоения программы рекомендуется использование

различных форм  организации деятельности с обучающимися:

  • групповая,
  • индивидуальная.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  •  исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

     

          В процессе занятий используются различные виды деятельности:
традиционные, комбинированные и практические занятия;  игры, праздники, конкурсы, выставки, защиты проектов.

        Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Занятия дают  способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей, устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.

      Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы рекомендуется использование аудиокассет с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Отслеживание результатов реализации программы проходит в процессе анализа и оценки детских работ, в защите проектов, в ходе наблюдения за деятельностью детей, посредством анкетирования и интервьюирования детей и родителей, при организации выставок детского творчества. (Приложение № 1, 2)

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Во время занятий оригами обучающиеся разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и, глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

В сфере личностных УУД у обучающихся будут сформированы: 

  • положительное отношение к занятиям;
  • желание приобретать новые знания;
  • способность оценивать свои действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся: 

  • различным приемам работы с бумагой;
  • различать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
  • находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
  • анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы.

В сфере коммуникативных УУД у обучающихся сформируется: 

  • уважение к товарищам и их мнению;
  • понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
  • умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД обучающиеся научатся: 

  • постановке учебных задач занятия;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • оценке своих достижений.

Обучающийся  получит возможность научиться: 

  • работать в группе, создавая коллективную работу, проект;
  • создавать свою историю о модели, создавать свои модели;
  • оценивать правильность выполнения работы;
  • формулировать свою позицию в устной речи;
  • задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

1.Составление альбома лучших работ. Защита проектов.

2.Проведение выставок работ обучающихся:

  • в классе,
  • в школе,
  • в библиотеке.

3. Диагностика степени усвоения обучающимися учебного материала (Приложение №2 «Оценка результатов освоения программы»).

Тематический план


п/п

Наименование тем

Количество часов

Описание деятельности обучающихся

теория

практика

всего

1.

Формирование группы Беседа по охране труда

1

1

Знакомятся с правилами поведения на занятиях, терминами, принятыми в оригами

2.

Знакомство с оригами

1

-

1

Знакомятся с материалами и инструментами, приемами работы.

3.

Базовая форма «Треугольник»

1

5

6

Знакомятся с первой базовой формой - «Треугольник». Складывание веселых мордочек зверюшек: лисенка, собаки, кота и бычка

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

1

4

5

Знакомятся с новой базовой формой - «Воздушный змей». Складывание фигурок уточки, петуха, воробья

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

3

4

Складывание фигурок рыбки и бабочки.

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»

1

2

3

Складывание фигурок жабы.

7.

Базовая форма «Конверт»

1

2

3

Знакомство с новой начальной базовой формой - «конверт». Изготовление «вазочки».

8.

Проект «Цветы к празднику 8 марта»

1

2

3

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Открытка «Букет гвоздик».
Защита проекта.

9.

Проект «Летние композиции»

-

2

2

Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций. Защита проекта.

10.

Впереди – лето!

-

2

2

Изготовление парусного кораблика. Соревнования «Гонки на столе».

11.

Оформление выставочных работ

-

2

2

Оформление выставок работ учащихся.

12.

Итоговое занятие

1

-

1

«Чему мы научились за год».

ИТОГО:

9

24

33

Содержание программы

(33часа)

Формирование группы. Беседа по охране труда (1 час)
Знакомство с оригами (1 час)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы:
«Треугольник» (6 часов),
«Воздушный змей» (5 часов),
«Двойной треугольник» (3часа),
«Конверт» (3 часа)

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Проект «Цветы к празднику 8 марта» (3 часа)
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Защита проекта.
Проект «Летние композиции» (2 часа)
Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций. Защита проекта.
Впереди – лето! (2 часа)
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Оформление выставочных работ (2 часа)
Оформление выставок работ учащихся.                                                
 Итоговое занятие (1час)
«Чему мы научились за год».

Приложение № 1

Оценка детских работ происходит по следующим критериям:

  • раскрытие заданной темы различными способами или выполнение практического задания или упражнения;

  • оригинальность;

  • использование теоретических знаний изограмоты в практической работе;

  • культура работы в материале;

  • собственное отношение к работе (через аккуратность и законченность работы).

Приложение № 2

Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»

1.Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

– умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

  • Высокий уровень – делает самостоятельно
  • Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей
  • Низкий уровень – не может сделать.


2. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

– умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

  • Высокий уровень – делает самостоятельно
  • Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей
  • Низкий уровень – не может сделать.


3. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

– умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

  • Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями
  • Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца
  • Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

4. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

  • Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью
  • Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы
  • Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики (в начале учебного года)
этот параметр не оценивается.


5. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Оцениваются умения:

  • организовать свое рабочее место
  • рационально использовать необходимые материалы
  • аккуратность выполнения работы.

Литература

Для учителя

  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. -  СПб., «Литера», 1997
  • Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. -  СПб., «Кристалл»,  2001

Для ученика

  • Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома.- М., Рольф  «Аким»,  1999
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами.- СПб., «Химия», 1995
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. – СПб., «Кристалл», 2002
  • Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М., «Просвещение», 1992

Приложение.

Линии

1 Линия сгиба долиной

2. Линия сгиба горой

3. Линия после перегиба

4. Невидимая или воображаемая линия

1. Согнуть на себя — сделать складку долина

2. Согнуть от себя — сделать складку гора

3. Перегнуть на себя — согнуть и разогнуть, сделав складку долина

4. Перегнуть от себя — согнуть и разогнуть, сделав складку гора

5. Складка-молния — сочетание складок долина и гора

6. Двойная складка-молния — сочетание складок долина и гора, которые выполняются с двумя слоями бумаги

7. Тащить, тянуть

8. Раскрыть (обычно карман)

9. Повернуть (в одной плоскости)

10. Перевернуть на другую сторону

11. Завернуть (сделать подряд несколько линий долиной)

  1. Сделать подряд несколько складок-молний

Базовые формы оригам

Треугольник

Конверт

Двойной треугольник

Воздушный змей

Ромб

Птица 1

Птица 2

Лягушка 1

Лягушка 2

Двойной квадрат

Рыба 1

Рыба 2

 

Инструкции.

Базовая форма "Двойной квадрат" 

 

 

Базовая форма оригами "Птица"

 

Базовая форма оригами "Лягушка"

 

 

Базовая форма оригами "Катамаран"

 

 

Базовая форма оригами "Рыба"

 

 

Базовая форма оригами "Водяная бомбочка"

 

 

Базовая форма оригами "Воздушный змей"

 

 

Базовая форма оригами "Блин"

 

 

Базовая форма оригами "Треугольник"

 

 

Базовая форма оригами "Дом"

 

 

Базовая форма оригами "Дверь"

 

 

Базовая форма оригами "Квадрат"

 

Базовая форма оригами "Книжка"


Список обучающихся кружка «Оригами»

  1. Алимбаев Чингиз Биктимирович                   26.06.2007г
  2.  Бакшеева Екатерина Андреевна                    25.09.2007г
  3.  Изалиев Руслан Равилевич                            23.06.2007г
  4.  Копейкина Вероника Арсентьевна               26..09.2007г
  5. Кабурова Светлана Рифхатовна                    11.02.2006г
  6. Мусин Максим Рустамович                            05.01.2007г
  7.  Огорелков Максим Александрович              04.09.2007г
  8.  Огорелкова Алина Рияловна                         01.08.2007г
  9.  Петрова Юлия Алексеевна                            13.09.2007г
  10.  Раимбакиева Виолетта Мовладиновна         12.07 2007г
  11.  Скакун Владимир Владимирович                 12.05.2007
  12.  Солдатов Виталий Александрович               25.06.2007г
  13.  Хайретдинов Ильяс Шакирович                   17.07.2007г
  14.   Хамитов Руслан Борисович                         24.12.2007г
  15.  Хамитулина Ангелина Артуровна               20.10.2007г

Руководитель:            /Алимбаева Л.Т./        

Рецензия программы

     Программа «Мир оригами» - авторская, предназначена для учащихся первого класса, рассчитана на 33 часа. Она ориентирована на реализацию художественно-эстетического направления в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста. По своей структуре данная программа, является дополнительной образовательной программой, так как  реализуется она в системе школьного дополнительного образования. Апробирована и реализуется один год.

    Структура программы представлена в соответствии с требованиями к составлению программы: пояснительная записка, в которой дано обоснование программы, отражены цель и задачи, описаны методы, виды и формы организации деятельности. Педагогическая целесообразность программы  состоит в подборе используемых форм и методов, соответствующих возрасту обучающихся, их интересам.

     Важной составляющей программы стало тематическое планирование  с указанием тем, нумерацией занятий и количества часов, а также содержание деятельности по темам. Представлены формы подведения итогов:  составление альбома лучших работ, защита проектов, проведение выставки, диагностика степени усвоения обучающимися учебного материала; ожидаемые  личностные, предметные и метапредметные  результаты реализации программы. Указан список литературы, соответствующий  содержанию программы.

    Программа актуальна для работы с детьми младшего школьного возраста. Рекомендуется  к распространению.

 

Рук. МО учителей нач. классов:      /Алимбаева Л.Т./

Рецензия программы

     Программа «Умелые руки» - авторская, предназначена для учащихся третьего класса, рассчитана на 34 часа. Программа  предусмотрена для занятий с детьми младшего школьного возраста 9 -10 лет. Она соответствует специфике дополнительного образования, ориентирована на реализацию художественно-эстетического направления в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста, апробирована и реализуется не первый год. Структура программы представлена в соответствии с требованиями к составлению программы: пояснительная записка, в которой дано обоснование программы, отражены цель и задачи; тематическое планирование  с указанием разделов и тем по разделам, нумерацией занятий и количества часов по темам; содержание деятельности по разделам; ожидаемые  личностные, предметные и метапредметные  результаты реализации программы. В Программе представлены формы подведения итогов реализации.

    Программа актуальна для работы с детьми младшего школьного возраста. Рекомендуется  к распространению.

Рук. МО учителей нач. классов:         /Алимбаева Л.Т./

Рецензия программы

Программа  «Вежливые ребята»  адресована воспитанникам 3 класса, рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Она ориентирована на реализацию общекультурного направления в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста. В Пояснительной записке сформулированы цели, задачи, формы проведения занятий и виды деятельности. Автором представлены формы учета планируемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования Модульное оригами "Бумажный квадратик"

Занятие оригами оказывает положительное воздействие на развитие творческих способностей детей     Оригами любят дети и взрослые. Оригами сможет украсить нам жизнь. Она помога...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир оригами"

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Создан...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»

Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся началь...

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"...

««Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования детей (оригами)» Аттестационная работа «Морское путешествие»

Для более увлекательного и интересного изучения оригами, в данной работе я использую прием сочинения сказки. Тема: «Морское путешествие».  Я рассказываю сказку собственного сочинения. Сказка про ...

Программа дополнительного образования "Модульное оригами"

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение ...