Программа дополнительного образования Модульное оригами "Бумажный квадратик"
рабочая программа по теме
Занятие оригами оказывает положительное воздействие на развитие творческих способностей детей
Оригами любят дети и взрослые. Оригами сможет украсить нам жизнь. Она помогает видеть в обыденном радость прикосновения к чуду, к тому, что никогда не надоедает. Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Художественное творчество развивает фантазию, вкус, способности. Бумага дает возможность человеку проявить свою индивидуальностью, воплотить замысел, ощутить радость творчества!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГСОУ ВО «Малышевская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Программа
дополнительного образования
Модульное оригами
«БУМАЖНЫЙ КВАДРАТИК»
Составитель: Никитина Т.В.
Пояснительная записка
Японская мудрость издревле гласит
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить.
И вмиг увлечет интересное дело.
А.Гайденко.
Занятие оригами оказывает положительное воздействие на развитие творческих способностей детей
Оригами любят дети и взрослые. Оригами сможет украсить нам жизнь. Она помогает видеть в обыденном радость прикосновения к чуду, к тому, что никогда не надоедает. Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Художественное творчество развивает фантазию, вкус, способности. Бумага дает возможность человеку проявить свою индивидуальностью, воплотить замысел, ощутить радость творчества!
Модульное оригами дает много возможностей для творчества. Фигуры или композиции создаются из маленьких модулей - свернутых кусочков бумаги. Из модулей можно сделать любые мотивы – малые и большие формы.
Программа включает теоретические и практические занятия. При ее составлении учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового, а также способности учащихся.
Основные идеи программы.
Одним из условий освоения программы «Бумажный квадратик» - стиль общения педагога с детьми и на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
На занятиях происходит тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для творца не существует. Любой предмет, любая находка могут быть преображены ими и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Программа включает в себя не только обучение модульному оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике модульное оригами.
Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы можно использовать аудиозаписи со звуками живой природы. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Организационные принципы
Программа «Бумажный квадратик» разработана для учащихся 5,6,7 классов. Срок обучения по программе 3 года. Занятия проводятся один раз в неделю в каждом классе по 45 минут.
При формировании группы учитывается возраст, уровень развития ребенка. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 6-8 человек. Учитывая комплексный подход к развитию ребенка, занятия ведутся во взаимосвязи с работой психолога, логопеда и педагогов.
Программа предусматривает несколько этапов:
Первый этап – знакомство с историей бумаги. Дети узнают, чем пользовался человек, когда не было бумаги, момент и место изобретения бумаги, о лучших технологиях производства за рубежом и в России, процесс изготовления.
Второй этап – знакомство с основными видами бумаги. Дети узнают, что бумага различается по толщине, цвету, качеству и размеру.
Третий этап – знакомство с инструментами. Дети узнают, что для различных видов работ с бумагой им потребуются ножницы разных размеров и конфигурации. Учатся правильно их держать , передавать, резать.
Четвертый этап – изготовление поделок. Учащиеся учатся изготавливать поделки своими руками, которыми можно украсить школу, дом, сделать подарки близким и друзьям.
В процессе обучения следует сформировать навыки самостоятельной работы. Однако на каждом занятии необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к отдельным учащимся.
Цели и задачи:
Цель: Развитие творческой самостоятельности, фантазии учащихся, умение, использовать имеющие знания и опыт в практической деятельности.
Основные задачи программы:
1. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества;
2. Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности;
3. Воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, аккуратности, культуры труда, уважительного отношения к человеку труда и результатам труда, умения работать в коллективе, принимать на себя различные роли, совместно трудиться над поставленной задачей;
4. Развитие образного, пространственного воображения, художественного вкуса, творческих и конструкторских способностей, пробуждения желания творить самостоятельно;
5. Овладение практическими способностями планирования, организации и объективной оценки своей работы, опытом создания изделия;
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий : традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и др.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный ( показ иллюстраций, наблюдение, показ(выполнение) педагогом, работа по образцу);
- Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- Частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- Фронтальный – одновременная работа со всеми;
- Индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- Групповой – организация работы в группах;
- Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Отличительные особенности данной программы.
Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования.
Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы.
Программа «Бумажный квадратик» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Работа с бумагой, картоном и различными материалами имеет большое значение для всестороннего развития детей: ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
Значительное место отведено в программе изучению основ графической грамоты, простейших правил дизайна, приобретению навыка работы с чертежными и измерительными инструментами, умению подбирать нужный цвет, форму, размеры изделий.
Первые предлагаемые игрушки должны быть рассчитаны на одно занятие. По мере возрастания их сложности количество часов, затрачиваемых на изготовление игрушки, может быть увеличено вдвое.
В конце работы важно подвести итог, отметить лучшие поделки, подбодрить ребят, изделия которых выполнены пока не совсем качественно. При этом необходимо прививать детям навыки самостоятельного суждения и умения доказательно аргументировать свои оценки.
Изготовление моделей из бумаги и картона лучше чередовать с изготовлением игрушек из других материалов. Однообразная деятельность не только быстро утомляет младших школьников, она способна убить у ребят интерес к начатому делу.
Перед началом новой темы руководителю желательно изготовить образец изделия, к которому приступают ребята, так как готовый образец, точно и красочно выполненный обладает большей убедительной силой и доступней для понимания, чем любой чертеж, эскиз, рисунок или словесное описание.
Воспитательная работа.
В программу заложены воспитательные мероприятия. Воспитательная работа – это сфера наибольшего благоприятствования для развития работы с учащимися и воспитанниками. В процессе организованного воспитательного процесса учащиеся овладевают разными ролями в сотрудничестве со сверстниками, педагогами, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают различные формы познавательной и коммуникативной деятельности, что приводит к более эффективной самореализации учащихся и сохранению их индивидуальности. Прогнозируя результаты реализации данной программы, к концу учебного года
Ожидаемый результат от реализации программы.
С учетом этапов программы учащиеся получают общие представления об оригами. Выполняют поделки, начиная с простых моделей, приобретая опыт, овладев этой техникой - более сложные, учатся правильно и красиво их оформлять.
Учащиеся должны знать:
Правила санитарии, гигиены и безопасного труда;
Что такое оригами;
Историю возникновения оригами;
Основные приемы работы. Способ складывания базового треугольника.
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
Приемы складывания модулей.
Правила техники безопасности;
Учащиеся должны уметь:
Подбирать необходимый материал и инструменты, нужные для данной работы;
Рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом
Экономить материал;
Пользоваться чертежами инструментами, ножницами;
Выполнять разметку листа бумаги;
Пользоваться схемой, технологической картой;
Выполнять простейшие модели по чертежам и схемам.
Анализировать образец, свою работу;
Составлять композицию из готовых поделок;
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.
Учащиеся должны овладеть навыками:
Разметка листа бумаги;
Складывания базового модуля;
Резания;
Кроме того воспитанники разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомера; художественный вкус, творческие возможности и фантазию; получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, об истории их возникновения и развития; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Перспективы развития.
Важным элементом в работе по программе является отслеживание общих результатов образовательной деятельности и динамики культурного и творческого развития самовыражения детей. Занятия также направлены на развитие у школьников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Формы проведения итогов реализации программы.
Составление альбомов готовых поделок, книжек-раскладушек с фотографиями работ.
Проведение выставок работ в классе, школе.
Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.
Литература, используемая в работе
И.В.Черныш «Удивительная бумага» Москва «АСТ-ПРЕСС». 2000
Л.Арсентьева. Лучшие оригами. Москва. 2005
Н.Острун., А.Лев. Оригами – динамические модели. Москва.2005
М.П.Згурская. Оригами – бумажные фантазии. Харьков. 2007
Е.А. Ступак. Оригами-подарки к праздникам Москва 2011
План занятий по программе « Бумажный квадратик»
на 2011-2012 учебный год.
№ | Тема | Теория | Практика | Организацион- ная форма | Итого |
1. | Вводное занятие: Что такое Оригами | 15мин. | 1ч. 45мин. | Беседа | 2 |
2. | Квадрат-основная идея оригами | 15мин. | 1ч.45мин. | 2 | |
3. | Лягушка | 1 | 1 | ||
4. | Материалы и инструменты | 15мин. | 1ч.45мин. | Беседа | 1 |
5. | Минимаус | 20мин. | 1ч.40мин. | Беседа | 2 |
6. | Из истории бумаги | 15мин. |
1ч.45мин. | Беседа | 2 |
7. | Журавль | 10мин | 1ч. | Беседа | 1ч.10мин. |
8. | Виды бумаги | 20мин | 1ч.40мин. | Беседа | 1 |
9. | Треугольный модуль оригами | 15мин | 1ч.45мин. | Беседа | 2 |
10. | Стрекозы | 4 | 4 | ||
11. | Апельсин | 6 | 6 | ||
12. | Елочка в технике айрис фолдинг | 6 | 6 | ||
13. | Дед мороз | 7 | 7 | ||
14. | Летное шоу | 4 | 4 | ||
15. | Тюльпаны | 5 | 5 | ||
16 | Цветочная восьмерка | 6 | 6 | ||
17. | Космос | 4 | 4 | ||
18. | Зайка-модница | 7 | 7 | ||
19. | Цветы из кругов | 5 | 5 |
План занятий по программе « Бумажный квадратик»
на 2012-2013 учебный год в 5 классе.
№ | Тема | Теория | Практика | Организацион- ная форма | Итого |
1. | Формирование группы | 1 | - | Беседа | 1 |
2. | Беседа по охране труда | 1 | - | Беседа | 1 |
3. | Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | ||
4. | Знакомство с оригами | 1 | - | Беседа | 1 |
5. | Квадрат-основная идея оригами | 1 | 1 | Беседа | 2 |
6. | Из истории бумаги | 1 |
1 | Беседа | 2 |
7. | Журавль | 1 | 1 | Беседа | 2 |
8. | Виды бумаги | 1 | - | Беседа | 1 |
9. | Треугольный модуль оригами | 1 | 2 | Беседа | 3 |
10. | Стрекозы | 1 | 3 | Кроссворд «Насекомые» | 4 |
11. | Апельсин | 1 | 4 | Игра «Лесные и садовые ягоды» | 5 |
12. | Клубничка на тарелочке | 5 | 5 | ||
13. | Рыбка | 1 | 4 | Беседа «Обитатели водоемов» | 5 |
14. | Итоговое занятие | 1 | - | - | 1 |
15. | Оформление выставочных работ | 1 | - | 1 |
План занятий по программе « Бумажный квадратик»
на 2012-2013 учебный год в 6 классе.
№ | Тема | Теория | Практика | Организацион- ная форма | Итого |
1. | Формирование группы | 1 | - | Беседа | 1 |
2. | Беседа по охране труда | 1 | - | Беседа | 1 |
3. | Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | ||
4. | Знакомство с оригами | 1 | - | Беседа | 1 |
5. | Квадрат-основная идея оригами | 1 | 1 | Беседа | 2 |
6. | Из истории бумаги | 1 |
1 | Беседа | 2 |
7. | Журавль | 1 | 1 | Беседа | 2 |
8. | Виды бумаги | 1 | - | Беседа | 1 |
9. | Треугольный модуль оригами | 1 | 2 | Беседа | 3 |
10. | Бабочка | 1 | 5 | Отгадывание загадок | 6 |
11. | Вишенка | - | 4 | - | 4 |
12. | Цыпленок | 1 | 7 | Игра «Узнай чей голос» | 8 |
13. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | |
14. | Оформление выставочных работ | 2 | - | 2 |
План занятий по программе « Бумажный квадратик»
на 2012-2013 учебный год в 7 классе.
№ | Тема | Теория | Практика | Организацион- ная форма | Итого |
1. | Формирование группы | 1 | - | Беседа | 1 |
2. | Беседа по охране труда | 1 | - | Беседа | 1 |
3. | Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | ||
4. | Знакомство с оригами | 1 | - | Беседа | 1 |
5. | Квадрат-основная идея оригами | 1 | 1 | Беседа | 2 |
6. | Из истории бумаги | 1 |
1 | Беседа | 2 |
7. | Журавль | 1 | 1 | Беседа | 2 |
8. | Виды бумаги | 1 | - | Беседа | 1 |
9. | Треугольный модуль оригами | 1 | 2 | Беседа | 3 |
10. | Цветы тюльпаны | 1 | 3 | Легенды о цветах | 4 |
11. | Ваза | 1 | 6 | История празднования дня 8 Марта | 7 |
12. | Столовый сервиз | 4 | Игровое упражнение: «Что для чего» | 4 | |
13. | Шар кусудама | 1 | 3 | 4 | |
14. | Итоговое занятие | 1 | - | - | 1 |
15. | Оформление выставочных работ | 1 | 1 | - | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Программа дополнительного образования детей детского объединения «Модульное оригами»
Содержание программы Пояснительная записка…………………………………………………………...3Планируемые результаты……………………………………………………….13Оцен...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...
Программа дополнительного образования "Модульное оригами"
Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение ...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...