Рабочая программа дополнительного образования "Моделирование. Оригами"
рабочая программа на тему
Программа по оригами для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_origami.modelirovanie.docx | 51.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Моделирование. Оригами»
для учащихся начальных классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Моделирование. Оригами» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 7-10 лет и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения расширяя и обогащая их.
Актуальность программы
Наблюдения и результаты прошлого учебного года показали, что у детей недостаточно развита мелкая моторика рук. На уроках трудового обучения ученики испытывают трудности при сгибании и вырезании деталей, при измерении и вычерчивании фигуры заданного размера. Во время уроков математики затрудняются начертить правильно геометрическую фигуру или отрезки заданной длины. Возникла проблема при работе с линейкой, треугольником, циркулем.
Кроме этого занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, позволяющая учесть индивидуальные способности и психофизические особенности учащихся класса.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Курс «Моделирование. Оригами» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Педагогическая целесообразность программы
Занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Программа «Моделирование. Оригами» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности, в основе которой лежит программа Т. Н. Просняковой «Художественное творчество».
Цели программы
1. Углубление знаний программ по трудовому обучению, математике, изобразительной деятельности.
2. Развитие творческих способностей младших школьников, эстетического вкуса, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
3. Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
- развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Отличительные особенности данной программы
Программа рассчитана на обучения детей в 1-4 классах. Возраст учащихся 7-10 лет. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Продолжительность занятия 45 минут с обязательным применением физминутки. Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, математике, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 12-15 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Моделирование. Оригами» в начальной школе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
- совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса «Моделирование. Оригами» в начальной школе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Моделирование. Оригами» в начальной школе является формирование следующих знаний и умений.
знать
- что такое оригами;
- основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- условные обозначения к схемам;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- различным приемам работы с бумагой;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Программа нацелена на достижение
- воспитательных результатов 1 уровня результатов: приобретение школьниками социальных знаний: понимание ребенком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленную повседневную жизнь.
- Воспитательных результатов 2 уровня: приобретение навыков коллективных творческих дел, изготовление изделий для конкурса, выставок, оценивание своего труда и труда своих товарищей.
Содержание программы
Способы предъявления и объяснения материала
На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. В методической литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из опыта работы, намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Она рассчитана на несколько занятий. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.
Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
2. | Беседа по охране труда | 1 | - | 1 |
4. | Знакомство с оригами | 2 | - | 2 |
5. | Базовая форма «Треугольник» | 2 | 6 | 8 |
6. | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 | 4 | 6 |
7. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 2 | 3 |
8. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 1 | 2 | 3 |
9. | Базовая форма «Конверт» | 1 | 1 | 2 |
10. | Цветы к празднику 8 марта | 1 | 1 | 2 |
11. | Летние композиции | - | 2 | 2 |
12. | Впереди – лето! | - | 2 | 2 |
13. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
14. | Оформление выставочных работ | - | 2 | 2 |
ИТОГО: | 12 | 22 | 34 |
Основное содержание (34 часа)
Беседа по охране труда (1 час)
Входная диагностика (Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»).
Знакомство с оригами (2 часа)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы:
«Треугольник» (8 часов),
«Воздушный змей» (6 часов),
«Двойной треугольник» (3 часа),
«Двойной квадрат» (3 часа),
«Конверт» (2 часа)
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).
Цветы к празднику 8 марта (2 часа)
8 марта – международный женский праздник. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Летние композиции (2 часа)
Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов. Оформление композиций.
Впереди – лето! (2 часа)
Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Итоговое занятие (1час)
«Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ (2 часа)
Оформление выставочных работ учащихся.
Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются такие умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Программа будет реализовываться в кабинете № 14, оборудованном для учащихся начальной школы. Кабинет хорошо освещен.
- Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
- Перечень необходимых материалов: бумага для оригами, цветной картон, цветная бумага, клей, тряпочка у каждого ученика.
Перечень необходимых инструментов – ножницы, инструмент для разглаживания сгибов у каждого ученика.
Перечень подготовленных пособий – мультимедийные презентации на каждую тему занятия:
- Охрана труда
- Правила поведения на занятиях
- Стилизованный цветок
- Лисенок и собачка
- Котик и бычок
- Яхта и пароход
- Кораблики в море
- Стаканчик и фуражка
- Синица и снегирь
- Птицы в лесу
- Кролик и щенок.
- Курочка и петушок
- Домашние птицы на лужайке
- Ворона
- Сказочная птица
- Сова
- Подснежник
- Рыбка
- Бабочка
- Открытка «Букет гвоздичек».
- Бутоны роз
- Головастик и жук
- Жаба
- Островок в пруду
- Яхта
- Пароход и подводная лодка
- Лилия
- Нарцисс
- Волшебный цветок
- Парусный кораблик - гонки на столе
А также диски с музыкальным сопровождением.
Перечень необходимого раздаточного материала: схемы изделий, шаблоны для аппликаций.
Календарно-тематическое планирование занятий курса «Моделирование. Оригами»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Формы контроля |
1 четверть (9 часов) | |||||
1 | Беседа по охране труда. | Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы. | 1 | Диагностика | |
Знакомство с оригами (2ч.) | |||||
2-3 | Правила поведения на занятиях. | Комбинированное занятие, фронтальный и групповой методы | 2 | Выставка | |
Базовая форма «Треугольник» (8 ч.) | |||||
4 | Стилизованный цветок. | Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. | 1 | Выставка | |
5 | Лисенок и собачка | Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. | 1 | Выставка | |
6 | Котик и бычок | Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. | 1 | Выставка | |
7 | Яхта и пароход | Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. | 1 | Выставка | |
8 | Композиция «Кораблики в море» | Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы. | 1 | Выставка | |
9 | Стаканчик и фуражка | Практическое занятие. Практический и репродуктивный методы. | 1 | Выставка | |
2 четверть (7 часов) | |||||
10 | Синица и снегирь | Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы. | 1 | Выставка | |
11 | Композиция «Птицы в лесу». | Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы. | 1 | Выставка | |
Базовая форма «Воздушный змей» (6 ч.) | |||||
12 | Кролик и щенок. | Практическое занятие. Практический, репродуктивный и иллюстративный методы. | 1 | Выставка | |
13 | Курочка и петушок | Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный методы. | 1 | Выставка | |
14 | Композиция «Домашние птицы на лужайке». | Практическое занятие, соревнование. Исследовательский, групповой методы. | 1 | Выставка | |
15 | Ворона | Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный методы. | 1 | Выставка | |
16 | Сказочная птица | Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. | 1 | Выставка | |
3 четверть (10 часов) | |||||
17 | Сова | Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы | 1 | Выставка, диагностика | |
Базовая форма «Двойной треугольник» (3 ч.) | |||||
18 | Подснежник | Практическое занятие, соревнование. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. | 1 | Выставка | |
19 | Рыбка | Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. | 1 | Выставка | |
20 | Бабочка | Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. | 1 | Выставка | |
Цветы к празднику 8 марта (2 ч.) | |||||
21 | Открытка «Букет гвоздичек». | Практическое занятие. Практический, исследовательский и индивидуальный методы. | 1 | Выставка | |
22 | Бутоны роз. Композиция «Букет роз». | Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы. | 1 | Выставка | |
Базовая форма «Двойной квадрат» (3 ч.) | |||||
23 | Головастик и жук | Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. | 1 | Выставка | |
24 | Жаба | Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. | 1 | Выставка | |
25 | Композиция «Островок в пруду». | Практическое занятие. Исследовательский, групповой методы. | 1 | Выставка | |
Базовая форма «Конверт» (2 ч.) | |||||
26 | Яхта | Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. | 1 | Выставка | |
27 | Пароход и подводная лодка | Практическое занятие. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. | 1 | Выставка | |
4 четверть- 8 часов | |||||
28 | Лилия | Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. | 1 | Выставка | |
29 | Нарцисс | Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. | 1 | Выставка | |
Летние композиции (2 ч.) | |||||
30-31 | Волшебный цветок | Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. | 2 | Выставка | |
Итоговое занятие (1 ч.) | |||||
32 | Парусный кораблик | Практическое занятие, игра. Практический, репродуктивный и индивидуальный методы. | 1 | Выставка | |
Оформление выставочных работ (2 ч.) | |||||
33-34 | «Чему мы научились за год». | В форме праздника. Исследовательский метод. | 2 | Выставка, диагностика |
Список литературы:
Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» http://stranamasterov.ru
Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
Проснякова Т. Н Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИ
Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru
http://www.encyclopedia.ru/
http://www.nachalka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...
Программа дополнительного образования "Оригами"
Программа разработана для учащихся начальной школы (1-4классы):пояснительная записка, цели и задачи, актуальность , учебный план и примерное тематическое планирование для каждого класса....
Рабочая программа по ВД "Оригами".
Рабочая программа кружка «Волшебный мир Оригами» для 2 класса разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа дополнительного образования Оригами 1-4
Рабочая программа дополнительного образования "Оригами 1-4"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Оригами"
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Данная программа «Оригами» составлена в соответствии с требованиями Ф...
Рабочая программа "Волшебный мир оригами"
Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования по направлению "Волшебный мир оригам" (титульный лист, протокол, приказ)...
Рабочая программа "Волшебный мир оригами"
внеурочная деятельность...