Диагностика Кочуровой
материал (1 класс) на тему

Гладких Анна Дмитриевна

Методика проведения педагогической диагностики

и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диагностика Кочуровой29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения педагогической диагностики

и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе

(авторы: Журова Л.Е, Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э.)

Особенности педагогической диагностики готовности к школьному обучению

Педагогическая диагностика как особая форма контроля предполагает изучение индивидуальных особенностей и возможностей детей на самом первом этапе школьного обучения. Первое диагностическое обследование носит комплексный характер (содержит математические и лингвистические задания), проводится на четвертой неделе сентября в целях установления уровня готовности первоклассника к школьному обучению.

Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухо-речевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определённого уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребёнка.

Для успешного овладения программой по математике необходим достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основ логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация), зрительно-моторных координации, определённый уровень дочисловых представлений.

Именно поэтому авторами были выделены следующие показатели педагогической диагностики готовности к школьному обучению: уровень общего развития; степень развития неречевых функций, лежащих в основе овладения грамотой — математической и лингвистической; наличие дочисловых представлений; уровень развития речи.

По результатам первой диагностики у вас появятся данные об уровне развития у каждого ребёнка:

  • зрительного восприятия, зрительно-моторных координации (задание 1);
  • пространственного восприятия, умения слушать и понимать задание, выполнять инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий (задание 2);
  • умения понять инструкцию (учебную задачу) и точно следовать ей до конца выполнения задания (задание 3);
  • представлений, лежащих в основе счёта, представлений об операциях сложения и вычитания, умения правильно понять текст задачи и выполнить действия по моделированию заданной ситуации: перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (задание 4);
  • умения сравнивать два множества по числу элементов, не выполняя пересчёт, точно следовать инструкции (задание 5);
  • умения находить основание, по которому может быть произведена классификация, и в соответствии с этим определить место объекта (задание 6);
  • сформированности фонематического слуха и восприятия (задание 7);
  • сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задание 8);
  • мелкой моторики и зрительно-моторных координации (задания 1, 2).

Проведение педагогической диагностики

        Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности 6-7 летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

Бланки заданий  тиражируются в количестве, соответствующем числу учащихся первых классов в школе (во всех обследуемых классах). Каждый учащийся  выполняет все 8 заданий.

Проведение обследования учащихся предпочтительно осуществлять учителю совместно со школьным психологом.

        Педагогическая диагностика осуществляется как групповое обследование, в ходе которого первоклассники выполняют задания на диагностических бланках. Учащиеся не должны сами читать задания. Каждое диагностическое задание вслух читает учитель, чтобы разница в овладении детьми техникой чтения не влияла на результаты выполнения ими заданий. Переходить к чтению следующего задания можно только тогда, когда дети в основном закончили выполнение предыдущего. Общая продолжительность групповой диагностической работы составляет один урок. Обязательно поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова «очень хорошо», «вы молодцы», «я вижу, у вас всё замечательно получается». Во время выполнения детьми диагностических заданий вы не можете помогать тому или иному ребёнку, подсказывать, отвечать на вопросы — в ходе диагностической работы ваши ученики всё должны выполнять самостоятельно. Ваша задача в момент проведения диагностики — получить достоверные данные о том, что и как ученик может сделать сам.

После проведения диагностики в школе детские работы проверяются  психологом и учителем каждого класса. Результаты детей вносятся в соответствующие таблицы (приложение). Затем данные из таблиц вводятся в специально подготовленный файл формата Excel и эти таблицы на электронных и бумажных носителях (заверенные директором школы) передаются специалистам в муниципальные органы управления образованием для обработки и передачи информации в ОГБУ «БелРЦОКО». Копии таблиц остаются в школе. Они  используются учителями для организации индивидуальной работы с учащимися.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.

Руководство

по проведению педагогической диагностики

Для выполнения работы каждому первокласснику нужен набор карандашей: красный, синий, зелёный, жёлтый и простой.

При проведении педагогической диагностики готовности к школьному обучению мы советуем вам придерживаться следующих правил.

  1. Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией, не отклоняйтесь от текста, никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых обследований.
  2. Задание читайте достаточно громко, в ровном и спокойном темпе.
  3. Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75 %) закончили выполнение предыдущего.
  4. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трёх минут. При переходе к чтению следующего задания предупредите об этом словами: «Слушайте следующее задание».
  5. Если при выполнении заданий 7 и 8 у кого-то из первоклассников появится вопрос о том, как назвать ту или иную картинку, обязательно ответьте.
  1. Если в ходе работы вы заметите, что многие дети устали, организуйте игровую паузу (физминутку).
  2. Поддерживайте во время работы доверительную, доброжелательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова «замечательно», «вы молодцы», «я вижу, у вас всё очень хорошо получается».
  3. Общая продолжительность работы не должна превышать 35-40 минут.

Перед началом выполнения работы сообщите детям:

Дети, проверьте, у каждого ли из вас на столе лежат карандаши: красный, синий, зелёный, жёлтый и простой. Замечательно. Сейчас мы с вами будем выполнять интересную работу. В ней несколько заданий. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я уже приступила к чтению другого, то нужно сразу перейти к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте первое задание.

Инструкции к заданиям

Задание 1

Посмотрите сюда (учитель указывает на рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. У каждого на листе внутри рамки нарисована фигура. Рассмотрите её очень внимательно. Возьмите карандаш. Нарисуйте такую же фигуру в пустой рамке (учитель обводит указкой пустую рамку).

Задание 2

Задание будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле чёрную клеточку

  1. Возьмите красный карандаш. От чёрной клеточки отсчитайте вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
  2. Возьмите синий карандаш. От красной клеточки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
  3. Возьмите зелёный карандаш. От синей клеточки влево пропустите одну клеточку, а вторую закрасьте зелёным карандашом.
  4. Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клеточки вверх пять клеточек и шестую закрасьте жёлтым карандашом.

Обратите внимание: каждый пункт инструкции читается в спокойном темпе, при этом паузы между отдельными шагами внутри пункта НЕ делаются, инструкция НЕ повторяется дважды.

Задание 3

Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3). Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

Раскрасьте самую крупную бусинку красным карандашом. Остальные бусинки в обе стороны от красной раскрасьте так, чтобы цвета бусинок чередовались: зелёный, синий, жёлтый.

Задание 4

Здесь вы будете выполнять четвёртое задание (указывается место для выполнения задания 4). Посмотрите на свои листы. Послушайте задание.

  1. В вазе семь цветков. Из них два цветка — это розы, а остальные — астры. Нарисуйте столько кружков, сколько цветков в вазе. Сколько в вазе астр? Закрасьте столько кружков, сколько астр в вазе. (Текст задачи повторяется ещё раз.)
  1. На дереве сидело пять ворон. Сначала улетела одна ворона, за ней другая. Сколько ворон улетело? Нарисуйте столько квадратов, сколько ворон улетело. (Текст задачи повторяется ещё раз.)

Задание 5

Найдите у себя на листе рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 5). Определите, чего больше: кругов или треугольников. Если больше кругов, то нарисуйте рядом ещё один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте ещё один треугольник.

Задание 6

Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 6). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы её нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.

Задание 7

Посмотрите на эти картинки. Давайте вместе назовём их: солнце, слон, зонтик, самолёт, коса, шапка, лиса, роза, цыплёнок, ваза, чашка, автобус. Посмотрите, под каждой картинкой есть небольшой кружочек. Сейчас вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка — «солнце», в слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

Обратите внимание: при назывании картинок звуки интонационно НЕ выделяются.

Задание 8

В центре вы видите домики с окошечками: в первом домике три окошечка, во втором — четыре, в третьем — пять. Каждое окошко — звук в слове. Вокруг домиков нарисованы картинки. Давайте их назовём: сыр, банан, жук, утка. Вам нужно соединить картинки с нужными домиками, для этого вам нужно будет считать звуки в слове. Давайте вместе начнём выполнять задание. В слове сыр три звука, поэтому мы соединим картинку с домиком, в котором три окошечка. А теперь самостоятельно соедините картинки с нужным домиком.

Оценка выполнения работы

Задание 1

Цель: выявить умение воспроизводить (копировать) предложенную фигуру, передавать форму фигуры, соблюдая пропорции между элементами фигуры, умение рисовать прямолинейные отрезки, углы, не округляя их, проводить чёткие линии.

Оценка выполнения

  1. баллов — изображена какая-либо замкнутая линия, но не схвачена общая форма фигуры.
  2. балл — общая форма фигуры схвачена плохо, существенно изменены пропорции между элементами фигуры.
  3. балла — изображена подобная или равная фигура, но при этом пропорции слегка изменены, не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, все углы прямые и соблюдена параллельность, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены.
  4. балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Примечание. Если фигура изображена «нетвёрдой» рукой, что свидетельствует о проблемах с мелкой моторикой, в дополнение к баллу ставится пометка «м».

Задание 2

Цель: выявить умение слушать и понимать задание; умение выполнить инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий: 1) отсчитайте от чёрной клетки вправо; 2) 4 клетки; 3) пятую закрасьте красным карандашом.

Кроме этого, задание позволяет выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз); умение пересчитывать клеточки.

Оценка выполнения

  1. баллов — несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.
  2. балл — выполнен верно только один пункт задания, при выполнении других пунктов допущены ошибки в направлении, пересчёте клеток, начале отсчёта.
  1. балла — выполнены верно два или три пункта задания.
  2. балла — все пункты задания выполнены верно: пятая справа от чёрной клетки закрашена красным карандашом, третья вниз от красной клетки закрашена синим карандашом, вторая слева от синей клетки закрашена зелёным карандашом, шестая вверх от зелёной клетки закрашена жёлтым карандашом.

Примечание. Если клетки плохо раскрашены, что свидетельствует о проблемах с мелкой моторикой, в дополнение к баллу ставится пометка «м».

Задание 3

Цель: выявить умение понять инструкцию (учебную задачу) и точно следовать ей до конца выполнения задания. Оценка выполнения

  1. баллов — ученик не следует инструкции: раскрашены бусинки, начиная справа и слева; или бусинки закрашены в произвольном чередовании, не в соответствии с инструкцией.
  2. балл — в соответствии с инструкцией раскрашены только три бусинки, справа или слева от красной бусинки; или бусинки раскрашены с чередованием цветов от начала нитки (слева направо или справа налево).
  3.  балла — задание выполнено частично верно: раскрашена только одна половина бус (вправо или влево от красной бусинки), при этом выдержано чередование бусинок; или одна половина бус (вправо или влево от красной бусинки) раскрашена правильно, вторая половина бус раскрашена с правильным чередованием, но не от красной бусинки, а от края бус.

3 балла — задание выполнено правильно и полностью: самая крупная бусинка раскрашена красным карандашом, в обе стороны от красной бусинки выдержано чередование бусинок: зелёная, синяя, жёлтая.

Задание 4

Цель: выявить умение правильно понять текст задачи и выполнить действия по моделированию заданной ситуации: перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кругов, квадратов).

Оценка выполнения

  1. баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кругов или квадратов неверное.
  2. балл — выполнена верно только одна задача, нет попыток выполнить вторую задачу.
  3. балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решить вторую задачу, но число кругов или квадратов неверное.
  4. балла — обе задачи выполнены верно: нарисовано пять кругов и два квадрата.

Задание 5

Цель: выявить умение точно следовать инструкции, умение сравнивать множества по числу элементов, не выполняя пересчёт. Оценка выполнения

  1. баллов — сравнение не проведено: ученик не понял смысл предложенного задания.
  2. балл — нарисован один треугольник.

3 балла — задание выполнено верно: нарисован один круг.

Задание 6

Цель: выявить умение находить основание, по которому может быть произведена классификация, и в соответствии с этим определять место объекта.

Оценка выполнения

  1. баллов — ученик не приступил к выполнению задания.
  2. балл — линия проведена от белки к птицам, при этом во время устного общения после выполнения всех заданий ребёнок указывает на общее место обитания: «Птицы и белки живут на деревьях».
  3.  балла — линия проведена от белки к птицам, во время устного общения ребёнок указывает на количество предметов: «Пять картинок на одном рисунке и пять картинок на другом рисунке».

3 балла — основание для классификации выбрано правильно: линия проведена от белки к животным.

Задание 7

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в названиях.

Оценка выполнения

  1. баллов — перечёркнуты кружки под всеми картинками; или, кроме нужных картинок, отмечены и картинки, в названиях которых есть звук [ш], при этом могут быть отмечены и картинки, в названиях которых есть звук [ц] и/или [з].
  2. балл — кроме нужных картинок, отмечены и картинки, в названиях которых есть звук [з] и/или [ц].
  3. балла — отмечены только картинки, в которых звук [с] стоит в позиции начала слова (слон, самолёт), ошибочного выделения картинок нет.
  4. балла — задание выполнено правильно: отмечены картинки слон, самолёт, коса, лиса, автобус.

Задание 8

Цель: выявить степень готовности к овладению звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Оценка выполнения

  1. баллов — при соотнесении картинок и схем допущено три ошибки.
  2. балл — при соотнесении картинок и схем допущено две ошибки, одно из трёх изображений соединено с нужной схемой.
  3. балла — при соотнесении картинок и схем допущена одна ошибка, две из трёх картинок соединены с нужной схемой; или только одна из картинок соединена с нужной схемой, от остальных картинок линии не проведены.
  4. балла — при соотнесении картинок и схем ошибок не допущено, не менее двух картинок правильно соотнесены со схемами: изображение жука соединено со схемой из трёх звуков, изображение утки соединено со схемой из четырёх звуков, изображение банана соединено со схемой из пяти звуков. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой

Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.  Рабоча...

Диагностика будущих первоклассников. Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова Готов ли ребенок к школе?

Материал помогает диагностировать уровень готовности к обучению каждого будуще­го школьника....

рабочая программа по математике 1 класс В.Н. Рудницкая,Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе "Начальная школа 21 век".

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД....

Урок математики в 1 классе "Решаем задачи" УМК «Начальная школа XXI век». Автор: Рудницкая В.Н, Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А.

Тема урока: Решаем задачи.Тип урока: урок открытия нового знания (2 урок по теме)Цель урока: Ознакомление с алгоритмом работы над текстовой задачей.Флипчарт....

Технологическая карта урока математики в 1 классе (УМК «Начальная школа 21 века» ) на тему: "Работаем с числом 10". Авторы-составители: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая

Технологическая карта урока математики в 1 классе (УМК "Начальнгая школа 21 века") на тему : Работаем с числом 10". Авторы - составители : Е. Э . Кочурова, В. Н. Рудницкая....

Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на пер­вый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение пр...