Входная диагностика готовности детей к обучению в школе Л.Е.Журова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова
материал (1 класс)
Диагностика представлена с готовыми материалами (для распечатывания) и с развернутым анализом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vhodnaya_diagnostika_1_klass.zip | 268.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Собеседование с первоклассниками
Анкета (10-19 баллов)
- Имя, отчество, фамилия. (1)
- Домашний адрес. (1) Телефон. (2)
- Сколько лет? (1) Когда родился? (2)
- Сколько лет тебе будет через год? (1) Через два? (1)
- Детский сад посещал, какой? (1)
- С кем живёшь? (1) Члены семьи. (1)
- Ф.И.О. родителей. (1)
- Где работают? (1) Кем работают? (1)
- Что знаешь о работе родителей? (2)
- Чем любишь заниматься? (2)
Критерии оценивания:
0 - 9 баллов – Н
10 - 15 баллов – С
16 - 19 баллов - В
Готовность к школе (10-38 баллов)
- Какие знаешь буквы? (1-4)Умеешь читать (прочитай). (5)
- Один – два вопроса по тексту. (2) пересказ. (5)
- Составление рассказа по сюжетной картинке. (3)
- Знаешь стихи? Рассказать. (3)
- Какие сказки знаешь? Рассказать. (3)
- Отгадай слова из данных букв: ЕЛС, АЕЛК, АЯЗЦ (по 1)
- Переписать фразу: Ann can play.(5)
- Графический диктант (по клеточкам). Продолжи. (5)
Критерии оценивания:
0 - 13 баллов – Н
15 - 24 баллов – С
25 - 38 баллов - В
Кругозор, осведомлённость (10-21 балл)
- Беседа о посёлке, стране, домашних животных. (3)
- Какое сейчас время года? (1)
- Сколько времён года? Назови. (2)
- Сколько месяцев в году? (2)
- От каких животных получают молоко? (2)
- Что надо сделать, если порежешь палец? (2)
- Для чего автомобилю тормоза? (2)
- Из чего лучше строить дом: из кирпича или из дерева? Почему? (3)
- Велосипед – это что? (2)
- Пианино, скрипка – это что? (2)
Критерии оценивания:
0 - 9 баллов – Н
10 - 14 баллов – С
15 - 21 баллов - В
Математические умения (8-15 баллов)
- Счёт в пределах 10 (прямой и обратный). (2)
- Сравнение чисел (в пределах 10 и, если умеет, 20,100). (3-4))
- Число, стоящее: за, перед, между. (3)
- Примеры на сложение и вычитание в пределах 10 (если знает – в пределах 20,100). (3)
- Задачи (Всего? Осталось?). (2)
- Назвать геометрические фигуры, цвет. (1)
Критерии оценивания:
0 - 7 баллов – Н
8 - 9 баллов – С
10 - 15 баллов – В
Сводная таблица по собеседованию с обучающимися
№ п/п | Фамилия | Имя | Анкета | Готовность к школе | Кругозор, осведомлённость | Математические умения | ||||
Баллы | Уровень | Баллы | Уровень | Баллы | Уровень | Баллы | Уровень | |||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исходный уровень учащихся 1 класса по математике
(первая неделя сентября)
№ п/п | Ф.И. об-ся | Знает все цифры | Счет до 10 | Обратный счет | Называют геометри- ческие фигуры | Больше, меньше | Вверх, вниз | Справа, слева | Столько же |
1. |
| + | + |
| + | + | + | + | + |
2. |
| + | + | + |
| + | + | + |
|
Исходный уровень учащихся 1 класса по чтению
(первая неделя сентября)
№ п/п | Ф. И. об-ся | Знает все буквы | Знает часть букв | Не знает букв | Читает по буквам | Читает по слогам | Не читает |
1. |
| + |
| + | |||
2. |
| + |
| + |
|
Темп чтения
I четверть – 5-10 сл./ мин.
II четверть – 11-15 сл./ мин.
III четверть – 16-24 сл./ мин.
IV четверть – 25-30 сл./ мин.
Диагностика готовности детей к обучению в школе
Л.Е.Журова, Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова
( проводится в начале сентября)
Задание 1
Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.
Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).
Оценка выполнения задания:
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;
2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.
В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "–" в дополнение к баллу.
Задание 2
Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.
Оценка выполнения задания:
3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);
0 баллов – задание не выполнено.
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".
Задание 3
Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания. Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).
Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить.)
2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
3 балла – выполнены верно обе задачи;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
Задание 4
Цели. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".
Текст задания. Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.
1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".
Оценка выполнения задания:
3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;
0 баллов – задание не выполнено.
Задание 5
Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания. Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.
Оценка выполнения задания:
3 балла – сравнение проведено верно;
0 баллов – сравнение проведено неверно.
Задание 6
Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.
Оценка выполнения задания:
3 балла – линия проведена правильно (к зверям);
2 балла – линия проведена к птицам;
0 баллов – задание не выполнено.
Задание 7
Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Текст задания. Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно
зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]);
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.
Задание 8
Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – наличие ошибок в один звук;
0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".
II этап – индивидуальное обследование
Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.
Задание 5-И
Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: "Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?"
Если объяснение правильное: "Один круг лишний", "В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет", по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.
В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: "Чего больше?"
Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.
Задание 6-И
Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: "Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит: "Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям", вы еще раз спрашиваете: "Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?" В случае ответа: "Белка не птица" (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).
Если объяснение дается с опорой на внешние признаки ("Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов" или "Птицы и белки живут на деревьях"), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.
Задание 7-И
Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.
1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: "Скажи слово со звуком [с]".
2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: "Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку".
Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.
Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].
Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.
5 Протокол обследования
Фронтальная и индивидуальная педагогическая диагностика
Зрительно-моторные координации:
Задание №1 – Задание №7- Общий балл-
Пространственные представления:
Задание №2 – Задание №4- Общий балл-
Сравнение множеств:
Задание №5- 4-И (индивидуальное обследование)-
Общий балл-
Классификация:
Задание №6- Задание №5-
4-И (индивидуальное обследование)- Общий балл-
Предпосылки к овладению арифметическими операциями:
Задание №3-
Предпосылки к успешному овладению звуковым анализом:
Фонематический слух:
Задание №8-
3-И (индивидуальное обследование)-
Общий балл-
Звуковой анализ: Задание №9-
Слухо - речевая память:
Задание 1-И-
Связная речь:
Задание 2-И-
Навык чтения:
Задание 6-И-
Диагностика развития личности обучающихся 1 класса
на начало года
В классе - ____ обучающийся
Проверено -____ обучающийся
Познавательное развитие
Высокий- 6 (29 %)
Средний- 10 (48 %)
Низкий – 5 (23 %)
Познавательная активность
Высокий – 2 (10 %)
Средний - 12 (57 %)
Низкий – 7 (33 %)
Сформированность учебной деятельности
Высокий – 13 (62 %)
Средний – 7 (33 %)
Низкий – 1 (5 %)
Сформированность самостоятельности, навыков самооценки и самоанализа
Высокий – 1 (5 %)
Средний – 15 (71 %)
Низкий – 5 (24 %)
Развитие коммуникативных явлений
Высокий – 0 (0 %)
Средний – 17 (81 %)
Низкий – 4 (19 %)
Опросник дезадаптации
Л.М.Ковалёва и Н.Н.Тарасенко
(Проводится в декабре)
При работе с опросником по данной методике учитель должен на бланке ответов вычеркнуть номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребёнка.
Бланк разделён вертикальной линией. Если вычеркнутый номер находится слева от линии, то при обработке он даёт один балл, если справа – два балла. Максимальная сумма баллов -70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ученик, можно определить его коэффициент дезадаптации: К= n/ 70*100, где n – количество баллов, набранных первоклассниками.
Показатель до 14% является нормальным.
Показатель от 15 до 30% свидетельствуем о средней степени дезадаптации.
Показатель свыше 30% указывает на серьёзную степень дезадаптации.
Если коэффициент свыше 40%, то ученик, как правило, нуждается в консультации психоневролога.
БЛАНК ОТВЕТОВ
Фамилия, имя _____________________________
1 | РО – родительское отношение | ||
2 | 3 4 | НГШ – неготовность к школе | |
5 6 | Л - леворукость | ||
7 8 9 | 10 11 | НС – невротические симптомы | |
12 13 14 | 15 16 | И - инфантилизм | |
17 18 19 | 20 21 | ГС – гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность | |
22 23 | 24 25 26 | ИНС – инертность нервной системы | |
27 | 28 29 30 | НП – недостаточная произвольность психических функций | |
31 32 33 | 34 35 | НМ – низкая мотивация учебной деятельности | |
36 | 37 38 39 40 | АС – астенитический синдром | |
41 42 | 43 44 45 46 | НИД – нарушение интеллектуальной деятельности |
ОПРОСНОК
- Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
- При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал букв и т.д.).
- Ученик не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста, например, дни недели, времена года, сказки и т.п.
- У первоклассника плохо развиты мелкие мышцы рук: он испытывает трудности при письме, у него получаются неравномерные буквы и т.п.
- Ученик пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.
- Первоклассник пишет левой рукой.
- Часто ученик бесцельно двигает руками.
- Первоклассник часто моргает.
- Ребёнок сосёт палец или ручку.
- Ученик иногда заикается.
- Первоклассник грызёт ногти.
- У ребёнка хрупкое телосложение, маленький рост.
- Ребёнок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
- Ученик очень любит играть, играет даже на уроках.
- Такое впечатление, что ребёнок младше других детей, хотя по возрасту он их ровесник.
- Речь первоклассника инфантильная, напоминает речь 4-5-летнего ребёнка.
- Ученик чрезмерно беспокоен на уроках.
- Ребёнок быстро примиряется с неудачами.
- Первоклассник любит шумные, подвижные игры на переменах.
- Ученик не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
- После интересной игры, физкультурной паузы ребёнка невозможно настроить на серьёзную работу.
- Ученик долго переживает неудачи.
- При неожиданном вопросе учителя ребёнок часто теряется. Если дать время на обдумывание, то он может ответить хорошо.
- Первоклассник очень долго выполняет любое задание.
- Домашние задания ребёнок выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).
- Ученик очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
- Ребёнок часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идёт об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить простое правило).
- Первоклассник требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения «Пиши!» и т.п.
- Ученик допускает много ошибок при списывании.
- Чтобы отвлечь ребёнка от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.
- Первоклассник приносит в школу игрушки и играет на уроках.
- Ученик никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремиться узнать что-то, рассказать.
- Родители жалуются, что с трудом усаживают ребёнка за уроки.
- Такое впечатление, что на уроках ученику плохо, он оживает только на переменах.
- К выполнению заданий ученик не любит прилагать никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий, например, болит рука, живот, голова и т.д.
- У ребёнка не совсем здоровый вид (худенький, бледный).
- К концу урока первоклассник работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
- Если что-то не получается, то ребёнок раздражается, плачет.
- Ученик плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.
- Первоклассник часто жалуется на усталость, головную боль.
- Ребёнок почти никогда не отвечает правило, если вопрос поставлен нестандартно и требует сообразительности.
- Ответы ученика становятся лучше, если опора на какие – то внешние объекты (считает пальцы и т.д.).
- После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
- Ребёнок затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
- Первоклассник часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
- Такое впечатление, что ученику трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.
Диагностика развития личности учащихся в начальной школе (Апрель)
I Познавательное развитие
Используются 4 субтеста (Прилагаются)
Высокий уровень: владеет умением, выполняет самостоятельно.
Средний уровень: владеет умением, но допускает незначительные ошибки.
Низкий уровень: затрудняется выполнить задание, справляется только с подсказкой взрослого.
Коррекция I параметра
Подборка упражнений и заданий на развитие данного умения
II Познавательная активность
(положительное отношение к школе, желание учиться)
Методика рисунка
Учащимся даётся задание: выполните рисунок на тему «Что мне нравится в школе» (пояснения какие- либо к данной работе не делаются)
Что рисует | На что это указывает |
Игрушки | Преобладание игровой мотивации, неготовность к школе |
Рисует то, что любит рисовать, не на школьную тему | Детский негативизм к школе, выражает свой протест. Могут быть трудности адаптации, не может привыкнуть к школе |
Ничего не нарисовал или копирует то, что у соседа | Дети не понимают инструктаж учителя, дети ЗПР |
Высокий уровень: работа выполнена на предложенную тему
Средний уровень: изображена ситуация не учебного характера, но со школьными атрибутами (деревья, цветы и на одном доме надпись «Школа»)
Низкий уровень: изображена не учебная ситуация
Коррекция II параметра
- Со стороны учителя изменение системы подведения итогов работы детей на уроке.
- Что нового узнали?
- Что вам было интересно?
- Что удивило вас?
- Что запомнили?
2) Обратить внимание на создание ситуации успеха для каждого ученика
III Сформированность учебной деятельности
Способ получения информации: наблюдение
- Развитая мотивация, должен осознавать, что ему надо это делать
- Умение принимать инструкцию (не переспрашивать)
- Ребёнок должен уметь поставить цель
- Уметь планировать этапы достижения цели
- Уметь анализировать результаты (выполнил я, что мне задал учитель или нет)
Высокий уровень: проявляет желание заниматься, умеет принимать инструкцию, умеет поставить цель, умеет планировать этапы достижения цели, умеет анализировать результаты, развиты навыки самоконтроля
Средний уровень: делает всё выше сказанное успешно, но с некоторой помощью учителя
Низкий уровень: пассивность ребёнка к учебной деятельности, нет навыка самоконтроля
Коррекция III параметра
Нужно вооружить детей способами учебной деятельности, учить ставить цель, планировать, формировать навыки самоконтроля
IV Сформированность самостоятельности, навыков самооценки и самоанализа
Выводы делаются из наблюдений
Высокий уровень: владеет навыками учебного труда, может дать оценку своим действиям, проанализировать этапы работы
Средний уровень: владеет навыками учебного труда, может дать оценку своим действиям, проанализировать этапы работы, при необходимости обращается за помощью к учителю
Низкий уровень: не обращается за помощью, требует постоянного контроля
V Развитие коммуникативных явлений
Выводы делаются из наблюдений
Высокий уровень: инициативность ребёнка в контакте с взрослыми и сверстниками
Средний уровень: контактность с учителем и неконтактность со сверстниками, неинициативность в общении, но проявляет общительность в ответ на чужую инициативу
Низкий уровень: плохо идёт на контакт, часто стоит в стороне от сверстников, не проявляет общительность в ответ на чужую инициативу
Методика определения умственного развития детей 7-9 лет
(Методика Р.Амтхауэра)
Методика состоит из 4 субтестов, включающих в себя вербальные знания, подобранные с учётом программного материала начальных классов.
В 1 субтест входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. По результатам выполнения задач субтеста можно судить о запасе знаний испытуемого.
2 субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении испытуемым операциями обобщения и отвлечения, о его способности выделять существенные признаки предметов и явлений.
3 субтест – задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
4 субтест направлен на выявление умения обобщать (ребёнок должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящие в каждое задание субтеста).
Перед предъявлением контрольных заданий к каждому субтесту необходимо давать по 2-3 тренировочных упражнения, которые помогли детям понять предлагаемые задания.
Первый субтест
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица) 1,9
2. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень) 2,7
3. В году (24,12,3,4,7) месяцев 2,7
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) 2,3
5. В России не живёт (соловей, аист, синица, страус, скворец) 2,6
6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда) 2,2
7. Время суток (год, месяц, неделя, понедельник) 2,8
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная) 3,4
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень) 2,8
10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София) 2,6
Второй субтест
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка 2,6
2. Река, озеро, море, мост, болото 2,4
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, юла 2,7
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса 2,7
5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник 2,4
6. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат 2,6
7. Иван, Пётр, Нестеров, Андрей, Григорий 2,3
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк 2,5
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение 3,0
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный 2,8
Третий субтест
1. Огурец георгин
овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля 2,0
2. Огород сад
морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка 2,2
3. Учитель врач
ученик очки, больные, палата, больной, термометр 2,4
4. Цветок птица
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья 2,6
5. Перчатка сапог
Рука чулки, подошва, кожа, нога, щётка 2,4
6. Тёмный мокрый
светлый солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный 2,1
7. Часы термометр
время стекло, температура, кровать, больной, врач 2,5
8. Машина лодка
мотор река, моряк, болото, парус, волна 2,2
9. Стул игла
деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная 2,2
10. Стол пол
скатерть мебель, ковёр, пыль, доска, гвозди 2,2
Четвёртый субтест
1. Метла, лопата………. 2,6
2. Окунь, карась ……….. 3,0
3. Лето, зима…………… 2,1
4. Огурец, помидор …… 2,2
5. Сирень, шиповник….. 2,6
6. Шкаф, диван………… 3,0
7. День, ночь…………… 2,7
8. Слон, муравей…….. .. 2,2
9. Июнь, июль………… . 2,4
10. Дерево, цветок……. 2,2
Обработка результатов
- Каждый ответ оценивается баллами, проставленными справа от задания, максимальная сумма баллов при правильном выполнении всех заданий – 100 баллов.
- Максимальная сумма баллов по субтестам:
первый – второй субтесты – по 26 баллов;
третий субтест – 23 балла;
четвёртый субтест – 25 баллов.
- По сумме набранных баллов выделяют три группы детей:
1-я группа – 75-100 баллов (высший уровень умственного развития);
2-я группа – 50-74 балла (средний уровень умственного развития);
3-я группа – 25-49 баллов (низкий уровень развития)
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Коммуникативные УУД
Задание «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)
(Ноябрь)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра)
Оценивание УУД: коммуникативные действия
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребёнком
Описание задания: ребёнку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задания
- Сидя или стоя лицом к лицу ребёнка). Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
- Тоже самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мою левую ногу. Правую.
Вариант. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
- На столе перед ребёнком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребёнку. Карандаш слева или справа? А монета?
- Ребёнок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Уровни оценивания:
- Низкий уровень: ребёнок отвечает неправильно во всех четырёх заданиях;
- Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребёнок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнёра.
- Высокий уровень: четыре задания ребёнок выполняет правильно, т.е. учитывает позиции другого человека.
Данные заносятся в таблицу (Ф.И. об-ся и уровень)
Задание «Рукавичка» (Г.А.Цукерман)
(Март)
Цель: выявление уровней сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оценивание УУД: коммуникативные действия.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички левую и правую (или вырезанную) и просят украсить их одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
-умение детей договориться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
-эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
- Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём.
- Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
- Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Лист наблюдений за формирование коммуникативных УУД
(заполняется к концу учебного года на основе наблюдений учителя)
№ п/п | Ф.И. об-ся | Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях | Умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу | Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | Умение слушать и понимать речь других | Умение работать в паре | Действия в конфликтной ситуации (способность к компромиссу) |
1. | + | + | |||||
2. | + | ||||||
Общий вывод по классу |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Проба на внимание (поиск различий в изображениях)
(Сентябрь)
Цель: выявление умения находить различия в объектах.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий.
Форма и ситуация оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Предъявляются две сходные картинки, имеющие 5 различий. Ребенка просят найти и показать (назвать) различия между картинками.
Критерии оценивания:
Подсчитывается общее суммарное количество ошибок в заданиях. Ошибки – не замеченные в предъявляемом материале различия.
Умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных изображениях имеет следующий операциональный состав:
- ознакомление с общей структурой анализа объекта;
- определение направления движения по объекту;
- вычленение «единиц» анализа по направлению от самых крупных до «неделимых»;
- поочередное сравнение «единиц» объекта на подобных изображениях в обратном порядке – от «неделимых» до самых крупных.
Уровни сформированности контроля (внимания):
1 – ребенок не принимает задание, 2 – ребенок находит 1 – 3 различия; 3 – ребенок находит все различия.
Лист наблюдений за формирование регулятивных УУД
(заполняется к концу учебного года на основе наблюдений учителя)
№ п/п | Ф.И. об-ся | Умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя | Умение определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя | Умение определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя | Умение использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | Умение отличить верно выполненное задание от неверного |
1. | + | ||||||
2. | + | ||||||
Общий вывод по классу |
Познавательное развитие проверяется:
-в сентябре во время фронтального обследования по методике Л.Е.Журовой, Е.Э.Кочуровой, М.И.Кузнецовой (Задание 5).
- в апреле при проведение диагностики развития личности (методика Р.Амтхауэра:
4 субтеста);
- в конце учебного года в ходе наблюдений учителя
Лист наблюдений за формирование познавательных УУД
(заполняется в конце учебного года на основе наблюдений учителя)
№ п/п | Ф.И. об-ся | Умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела | Умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике | Умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие | Умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков | Умение подробно пересказывать прочитанное или прослушанное | Умение определять тему |
… | + | + | |||||
Общий вывод по классу |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Моральная дилемма
( норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)
(Февраль)
Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания –
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Текст задания:
Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал в раздевалке. Антону очень хотелось пойти домой, поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро вернется папа с работы, и будет работать на компьютере.
1. Что делать Антону?
2. Почему?
3. А как бы поступил ты?
Уровни решения моральной дилеммы - ориентация на интересы и потребности других людей, направленность личности – на себя или на потребности других.
Варианты ответа на вопрос № 1 (№ 3):
1 Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера – «пойти домой играть»,
2- Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других - найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер;
3 – Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи – «остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное», «если больше некому помочь найти»
Уровни развития моральных суждений:
Варианты ответов на вопрос № 2:
1- стадия власти и авторитета – («Олег побьет, если Антон не поможет», «Антон уйдет, потому что дома будут ругать, если он задержится в школе»);
2- стадия инструментального обмена – («в следующий раз Олег поможет Антону», «нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал»);
3 – стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений («Олег друг, приятель, друзья должны помогать» и наоборот);
4 – стадия «закона и порядка» («люди должны помогать друг другу»).
Лист наблюдений за формированием личностных УУД
(Заполняется к концу учебного года на основе наблюдений учителя)
№ п/п | Ф.И. об-ся | Смыслообразование | Самоопределение | Морально-этическая ориентация | ||||
Освоение роли ученика | Сформированность интереса (мотивации) к учению
| Умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья» | Проявление уважения к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям | Умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм | Уровень решения моральной дилеммы | Уровень развития моральных суждений | ||
1. | ||||||||
2. | ||||||||
Общий вывод по классу |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
В каком случае надо обращаться к логопеду
Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:
1) плохо различает и воспроизводит звуки;
2) с трудом учит стихи;
3) путается в порядке следования времён года и дней недели;
4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
6) плохо ориентируется в понятиях "право - лево";
7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.
К группе риска детей, предрасположенных к дислексии, относятся также:
1) леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой;
2) кинестетики;
3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
4) дети с задержкой развития устной речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...
Диагностика готовности детей к обучению в школе
Проблема готовности детей к обучению в школе, является весьма актуальной на данный момент. Так как путь развития каждого ребенка индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят совершенно разные....
Входная диагностика готовности детей к обучению в школе
Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают...
Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение пр...
Диагностика готовности детей к обучению в начальной школе
эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в сп...