Образовательная программа "Живое слово"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhivoe_slovo.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности
Образовательная программа
«Живое слово»
Программу составила: Зуюс Татьяна Владимировна
Пояснительная записка
В связи с переходом на новые образовательные стандарты уже в школе учащиеся должны получить возможность раскрыть свои способности. Они должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
В условиях описанной выше проблемы актуальным является переориентация с усвоения готовых форм знаний и преобладающего использования воспроизводящих видов деятельности на активизацию поисковых форм деятельности ребенка, связанных с процессом получения знаний.
Программа «Живое слово» способствует удовлетворению интересов и потребностей детей, приобщает их к духовно – нравственным ценностям русского народа, помогает сформировать высокую культуру речевого общения, развивает творческие способности, удовлетворяет стремление мыслить и действовать самостоятельно.
Программа построена на коммуникативно–речевом, личностно ориентированном подходе к обучению учащихся языку. На первое место ставится обучение языку как средству общения, обучение речевой деятельности, языковой коммуникации.
Речевое развитие детей – основной принцип всех занятий по данной программе. Оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников.
По наблюдениям психологов, до шести лет речь ребенка формируется в основном стихийно, в процессе общения с взрослыми людьми. Шестилетний ребенок имеет в активном словаре от 3 до 7 тысяч слов, знает отдельные фразеологические единицы. Но когда ребенок приходит в школу, у него появляется интерес к живому слову, он хочет говорить и говорит много и охотно, у него пробуждается потребность говорить правильно, он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении.
Необходимо расширять коммуникативные возможности ребенка, вооружать его языком как средством общения, всячески способствовать успешному речевому развитию. Речевое развитие возможно только в том случае, если ведется активная работа по обогащению словаря учащихся, то есть лексическая работа. Путь обучения языку должен быть коммуникативным. Каждое слово должно быть исследовано ребенком, понято, осмыслено, и только после этого его можно включать в работу, где предусмотрены грамматические задания.
Коммуникативный подход выводит учащихся на путь сознательного поиска, каждый ребенок становится исследователем, изобретателем, он познает язык, слово.
Поэтому путь обучения языку должен иметь познавательный характер, он должен способствовать развитию логического мышления. Сама природа слова, его связь с окружающей средой, людьми, миром мыслей и чувств человека требует вдумчивого, осмысленного подхода к его изучению. Через родное слово в языке, как отмечал К.Д.Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Лексикология с ее коммуникативной, практической, огромной познавательной, развивающей,
воспитательной направленностью имеет неограниченные возможности для формирования творческого мышления учащихся.
Речь является главным средством общения. В то же время обучение речи невозможно без общения. Значит, необходимо обучать общению, так как оно имеет большое значение для интеллектуального общего и речевого развития. Лексическая работа требует постоянного общения, собеседования, обмена мнениями. Она позволяет учащимся активно включаться в диалог «учитель – ученик», «ученик – ученик». При этом общение не сводится только к обмену информацией, но постоянно идет процесс выработки новой информации, общей для учащихся. Формируется новый тип обучения через общение.
В век новых информационных технологий все реже звучит живое слово, живая речь. Учащиеся все чаще получают необходимую информацию из источников ИНТЕРНЕТа.
Владея информацией, они затрудняются передать ее другим через живую речь, живое общение. Новизна программы заключается в том, что познание слова происходит во время общения, через общение и становится для учащихся творческим процессом. Содержание программы развертывается не в логике науки о языке, а в направлении развития коммуникативно – познавательной деятельности учащихся при изучении языка. Программа начинается с осмысления детьми значения слова, его смысла, то есть с номинативной функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. Слово, вписанное в различные речевые ситуации, легко осмысливается ребенком, как со стороны содержания, так и его формы. Слову, его лексическому значению отводится в программе значительное место. Вся многогранная работа со словом, наблюдение за «жизнью» слова дают возможность «увидеть» слово во всех его проявлениях – языковом, литературном, фольклорном, то есть обеспечить филологическую основу изучения слова и языка.
Особое место в программе занимает изучение группы так называемых «волшебных» слов, то есть слов выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения и других. Знакомство учащихся с этой группой слов имеет своей целью развивать культуру общения детей, прививать им посредством лексики доброе отношение к окружающим.
Данная программа предусматривает знакомство с различными словарями, вырабатывает умения пользоваться словарями. Поисковая деятельность учащихся организована за счет использования материалов толкового и других словарей, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
Программа ориентирована на развитие эмоциональной сферы учащихся, их творческого воображения, речевой культуры, на развитие детского речевого творчества через слово.
Цель образовательной программы:
- пробуждение потребностей к самостоятельной творческой работе над познанием слова, развитие способностей к творческому сочинительству, формирование дара слова через общение.
Образовательные задачи:
- познакомить с особенностями одной из основных единиц языка – словом;
- ввести учащихся в лексическую систему языка;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся через живое общение, работу с дидактическим материалом и словарями.
Развивающие задачи:
- развивать способности и умения чувствовать слово с нравственно – эстетической точки зрения (слово-живое);
- развивать мотивацию к творческому сочинительству.
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к языку, как к важнейшему средству общения;
- настроить учащихся на дружеские, доверительные отношения во время общения;
- пробудить потребность к самостоятельной работе над культурой своей речи.
Программа состоит из 6 этапов:
Первый этап – это введение самого понятия «слово», знакомство с функцией слов: называть факты, явления окружающей действительности.
Второй этап – знакомство со словом как лексической единицей. На доступном детям языке это звучит так: «настоящее» слово всегда что-то обозначает.
Третий этап – это знакомство с лексическим значением слов. Раз у слова есть значение, его нужно понимать, а если значение слова непонятно, его нужно выяснить.
Четвертый этап – это введение в лексическую систему языка, знакомство с многозначными словами, словами - омонимами, словами - синонимами, словами - антонимами.
Пятый этап – это знакомство с текстом, темой, основной мыслью текста, опорными словами, заголовком, планом текста.
Шестой этап – самостоятельное сочинительство.
Программа рассчитана на 4 года обучения для 1-4 классов.
1 класс – 33 часа, 1 час в неделю.
2 класс - 34 часа, 1 час в неделю.
3 класс – 34 часа, 1 час в неделю.
4 класс – 34 часа, 1 час в неделю
Образовательные технологии.
Принцип коммуникативного обучения дает обоснование выбору образовательных технологий для реализации данной программы.
Это игровые образовательные технологии, так как игра – это естественная для детей деятельность, требующая речевых действий.
Психотерапевтические технологии: сказкотерапия. Программа предусматривает знакомство со сказками, их драматическую импровизацию, обучение сочинению сказок.
Технология деятельностного метода – построение процесса обучения на основе учебных ситуаций.
Технология учебного диалога. Учебный диалог – это особый тип обучения, при котором ученик становится активным участником познания. Это общение, направленное на сотворчество, на обсуждение проблем, на их решение.
Технология уровневой дифференциации используется при работе с дидактическим материалом.
Педагогические технологии по выявлению и поддержке одаренных детей. Данные технологии помогут выявить способных к творческому сочинительству учащихся, дадут возможность правильно организовать с ними индивидуальную работу, помогут развить творческие способности у остальных учащихся.
Формы работы:
- индивидуальная работа,
- парная работа,
- работа в парах сменного состава,
- групповая работа,
- коллективная работа,
- фронтальная работа,
- самостоятельная работа.
Методы работы:
- словесные: лекция, рассказ, объяснение, беседа;
- практические: дидактические и интеллектуальные игры, импровизация сказок, моделирование коммуникативных ситуаций, диалоги «учитель – ученик», «ученик – ученик», творческие конкурсы, выставки, литературные чтения.
Обеспечение программы средствами обучения.
Наглядные пособия:
- «Предметные сюжетные картинки по развитию речи», М., «Просвещение», 1992
- «Картины по развитию речи для 2 класса», М., «Просвещение», 1986
- «Картины по развитию русской речи учащихся национальных школ», М., «Просвещение», 1988
- «Сюжетные картинки по развитию речи для 3 класса», М.М «Просвещение», 1990
Дидактический материал:
- «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей», М., «Просвещение», 1990
- «Дидактический материал по русскому языку», Л., «Просвещение», 1991
- «Дидактический материал для проведения лексической работы», авторский
Словари и справочники:
1.Абрамов Н. «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений», М., 1994
2. Александрова З.Е. «Словарь синонимов русского языка», М., 1987
3. Ахманова О.С. «Словарь омонимов русского языка», М., 1974
4. Жуков О.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка», М., 1990
5. Львов М.Р. «Школьный словарь антонимов русского языка», М., 1980
6. Ожегов С.И. «Словарь русского языка», М., 1987
7. Петровский Н.А. «Словарь русских личных имен», М., 1980
8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А., «Словарь – справочник лингвистических терминов», М., 1976
9. «Словарь синонимов русского языка» в 2-ух томах, Л., 1970-1971
10. Тихонов Н.А. «Школьный словообразовательный словарь русского языка», М., 1991
11. Цыганенко Г.П. «Этимологический словарь русского языка», Киев, 1989
12. Черных П.Я. «Историко-этимологический словарь русского языка» в 2-ух томах, М., 1993
13. Шанский Н.М. и др. «Краткий этимологический словарь русского языка»,
М., 1975
14. «Энциклопедический словарь юного филолога», М., 1984
15. Яранцев Р.И. «Словарь-справочник по русской фразеологии», М., 1985
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Тематическое планирование
№п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
Введение. | 4ч | |
1. | Давайте знакомиться. | 1ч |
2. | Слово «здравствуйте». | 1ч |
3 | Что означает твое имя. | 1ч |
4. | Важные для общения слова. Слова приветствия, прощания. | 1ч |
Раздел 1. Введение понятия «слово». Знакомство с функцией слов. | 9ч | |
5 | Объединение предметных рисунков в тематические группы. | 1ч |
6. | Перечисление предметов одной тематической группы с последующим обобщением. | 1ч |
7. | Устранение лишнего предмета в данной тематической группе. | 1ч |
8. | Деление тематической группы на слова. | 1ч |
9. | Продолжение перечисления слов одной тематической группы. | 1ч |
10. | Обозначение слов путем противопоставления или исключения. | 1ч |
11. | Отнесение слов к той или иной тематической группе. | 1ч |
12. | Распределение предметов на две группы. | 1ч |
13. | Определение предметов по указанным признакам. | 1ч |
Раздел 2. Знакомство со словом как лексической единицей. | 8ч | |
14. | «Настоящие» и «ненастоящие» сова. | 1ч |
15. | Упражнения в различении «настоящих» и «ненастоящих» слов. | 1ч |
16. | Секреты настоящих слов. | 1ч |
17. | Слово помогает общению. | 1ч |
18. | Давайте учиться говорить друг с другом. | 1ч |
19. | Разговор вдвоем. Диалог. | 1ч |
20. | Учимся говорить правильно. Правила для говорящего. | 1ч |
21. | Учимся слушать собеседника. Правила для слушающего. | 1ч |
Раздел 3. Знакомство с лексическим значением слов. | 9ч | |
1 | 2 | 3 |
22. | Лексическое богатство русского языка. | 1ч |
23. | Знакомство со словарями. | 1ч |
24. | Наш помощник – толковый словарь. | 1ч |
25. | Правила работы с толковым словарем. | 1ч |
26. | Слова с одним значением. | 1ч |
27. | Слова с несколькими значениями. | 1ч |
28. | Такие похожие, но разные по значению слова. | 1ч |
29. | Слова – «друзья». | 1ч |
30. | Слова – «враги». | 1ч |
Раздел 4. Игры – путешествия в страну слов. | 3ч | |
31. | Путешествие в прошлое. Устаревшие слова. | 1ч |
32. | Путешествие по разным странам. Заимствованные из других языков слова. | 1ч |
33. | Путешествие в страну «крылатых слов». | 1ч |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1 класса.
Обучающиеся должны знать:
- признаки «настоящего» самостоятельного слова;
- значения слов речевого этикета, важных для общения (слова приветствия, прощания);
- значение слова «диалог».
Обучающиеся должны уметь:
- объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова – названия;
- произносить слова правильно, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения;
- быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
- говорить и слушать собеседника во время общения;
- употреблять слова в правильной грамматической форме;
- находить в текстах многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы;
- подбирать синонимы и антонимы;
- строить свою речь так, чтобы в ней не было места нелитературным словам.
2 класс (34 часа)
Тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
Повторение материала, изученного в 1 классе. | 2 ч | |
1. | Слово, его значение. | 1ч |
1 | 2 | 3 |
2. | Важные для общения слова. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения. | 1ч |
Раздел 1. Слово устное и письменное. | 11ч | |
3. | Давайте общаться без слов. Язык мимики и жестов. | 1ч |
4. | Почему и как появились устные слова? | 1ч |
5. | Как возникла письменность? | 1ч |
6. | Азбука и ее создатели. | 1ч |
7. | Азбука важных слов. | 1ч |
8. | Слово и рифма. Понятие о рифме. | 1ч |
9. | Выразительное чтение стихов. | 1ч |
10. | Считалки. Меня сосчитали! | 1ч |
11. | Учимся сочинять считалки сами. | 1ч |
12-13. | Учимся оформлять книжки – малютки с сочиненными считалками. | 2ч |
Раздел 2. Введение в лексическую систему языка. | 18ч | |
14. | Слово – главное действующее лицо в различных ситуациях. | 1ч |
15. | Занимательные и развивающие лексические игры. | 1ч |
16. | Прямое и переносное значения слова. | 1ч |
17. | Многозначные слова. | 1ч |
18. | Работа с толковыми словарями. Нахождение многозначных слов в словарях. | 1ч |
19. | Поговорим о словах омонимах. | 1ч |
20. | Занимательные лексические игры-задачи. | 1ч |
21. | Наши знакомые слова – «друзья». Их называют синонимы. | 1ч |
22. | Наши знакомые слова – «враги». Их называют антонимы. | 1ч |
23. | Работа с толковыми словарями. Нахождение синонимов и антонимов в словарях. | 1ч |
24. | Слова, которые делают нашу речь образной. Слова – эпитеты, слова – сравнения, метафоры. | 1ч |
25. | Давайте учиться сочинять загадки. | 1ч |
26. | Оформление книжек – малюток с сочиненными загадками. | 1ч |
27. | Олицетворение как средство художественной выразительности. | 1ч |
28. | Как «оживают» неживые предметы. | 1ч |
29. | Учимся сочинять сказки. | 1ч |
30. | Составление и оформление сборника сказок. | 1ч |
31. | Драматическая импровизация своих сказок. | 1ч |
Раздел 3. Творческие конкурсы. | 3ч | |
32. | Конкурс «Лучшая считалка». | 1ч |
1 | 2 | 3 |
33. | Конкурс «Кто лучше всех сочиняет и отгадывает загадки». | 1ч |
34. | Конкурс на лучшую импровизацию сказок. | 1ч |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 класса.
Обучающиеся должны знать:
- значения слов речевого этикета, важных для общения (слова выражения просьбы, благодарности, извинения);
- название «Толковый словарь»;
- признаки различия устной и письменной речи.
Обучающиеся должны уметь:
- передавать в устной речи эмоциональную окраску предложений и выбирать интонацию, соответствующую речевой ситуации;
- разбираться в оттенках лексического значения слов;
- находить в толковых словарях многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы;
- понимать образные выражения в художественных текстах;
- употреблять в своей речи многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы;
- сочинять небольшие по объему тексты: считалки, загадки, сказки;
- оформлять книжки – малютки с собственными текстами;
3 класс (34 часа)
Тематическое планирование
№п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
Повторение материала, изученного во 2 классе. | 2ч | |
1. | Такие разные слова: синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. | 1ч |
2. | Слова, которые делают нашу речь образной: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. | 1ч |
Раздел 1. Речь. Какая бывает речь. | 12ч | |
3. | Устная и письменная речь. Образцы устной и письменной речи. | 1ч |
4. | Понятие о стилях речи как разновидностях русского литературного языка. | 1ч |
5. | Разговорный стиль речи. Образцы разговорного стиля речи. | 1ч |
6. | Диалогическая речь. Правила ведения диалога в пословицах и поговорках. | 1ч |
7. | Составление диалога на заданную тему. | 1ч |
8. | Диалог – интервью и его особенности. | 1ч |
1 | 2 | 3 |
9. | Творческая работа по проведению интервью в различных речевых ситуациях. | 1ч |
10. | Художественный стиль речи. Образцы художественного стиля речи. | 1ч |
11. | Составление рассказов в художественном стиле. | 1ч |
12. | Научный стиль речи. Образцы научного стиля речи. | 1ч |
13. | Практическая работа. Составление словарика с научными словами. | 1ч |
14. | Составление сборника с лучшими диалогами, диалогами – интервью, художественными рассказами, словариками научных слов. | 1ч |
Раздел 2. Текст и его секреты. | 14ч | |
15. | Что такое текст? Общее понятие о тексте. | 1ч |
16. | Тема и микротема текста. | 1ч |
17. | Основная мысль текста. | 1ч |
18. | Опорные слова в тексте. | 1ч |
19. | Заголовок текста. | 1ч |
20. | Что такое план текста и как его составить. | 1ч |
21. | Типы текстов. Как определить тип текста. | 1ч |
22. | Текст – описание. Образцы текстов – описаний. | 1ч |
23. | Составление текста – описания «Мое домашнее животное». | 1ч |
24. | Текст – повествование. Образцы текстов – повествований. | 1ч |
25. | Составление текста – повествования «Случай с моим домашним животным». | 1ч |
26. | Текст – рассуждение. Образцы текстов – рассуждений. | 1ч |
27. | Составление текста – рассуждения «Для чего нам нужны домашние животные»? | 1ч |
28. | Оформление книжки – малютки «Рассказы о моем домашнем питомце». | 1ч |
Раздел 3. Как хорошо уметь писать! | 6ч | |
29-30. | Сочиняем сказки о растениях. | 2ч |
31-32. | Сочиняем сказки о животных. | 2ч |
33. | Оформление книг со своими сказками. | 1ч |
34. | Организация выставки книг составленных и оформленных во 2 и 3 классе. | 1ч |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3 класса.
Обучающиеся должны знать:
- лексическое значение слов, обозначающих части речи;
- стили речи: разговорный, художественный, научный;
- признаки текста;
- что такое тема текста, опорные слова, заголовок, план;
- типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стиль речи: разговорный, художественный, научный;
- определять тему текста, основную мысль текста;
- составлять текст по опорным словам;
- подбирать заголовок по теме или основной мысли текста;
- составлять план текста;
- составлять тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения;
- составлять диалог на заданную тему.
4 класс (34 часа)
Тематическое планирование
№п/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | 2 | 3 |
Повторение материала, изученного в 3 классе. | 2ч | |
1. | Стили речи: разговорный, художественный, научный. | 1ч |
2. | Текст и его особенности. | 1ч |
Раздел 1. Лексическая система языка. Еще раз о словах. | 10ч | |
3. | «Волшебные слова» облегчают общение. | 1ч |
4. | Устаревшие слова – архаизмы, новые слова – неологизмы. | 1ч |
5. | Как образовались слова. Знакомство с наукой этимологией. | 1ч |
6. | Этимологические словари. Практическая работа с этимологическим словарем. | 1ч |
7. | Фразеологизмы. История их возникновения. | 1ч |
8. | Фразеологические словари. Практическая работа с фразеологическим словарем. | 1ч |
9. | Употребление фразеологизмов в различных речевых ситуациях. | 1ч |
10. | Заимствованные слова. | 1ч |
11. | Что такое каламбур. Составление каламбуров. | 1ч |
1 | 2 | 3 |
12. | Составление диалогов с изученными словами. | 1ч |
Раздел 2. Художественный стиль речи. Сочиняем тексты в данном стиле речи. | 7ч | |
13-14. | Стихотворная речь. Мы сочиняем стихи. | 2ч |
15-16. | Мы сочиняем сказки. | 2ч |
17-18. | Мы сочиняем рассказы. | 2ч |
19. | Литературные чтения «Мой опыт сочинительства». | 1ч |
Раздел 3. Научный стиль речи. Наблюдаем, исследуем, описываем исследования. | ||
20. | Научный стиль – язык исследователя. Признаки научного стиля. | 1ч |
21. | Значение терминов в научной статье. Практическая работа со словарями – справочниками. | 1ч |
22. | Составление научной статьи. | 1ч |
23. | Защита научной статьи. | 1ч |
Раздел 4. Публицистический стиль речи. | ||
24. | Знакомство с публицистическим стилем речи и его особенностями. | 1ч |
25. | Жанры публицистического стиля. | 1ч |
26. | Корреспонденция. Сообщаю, повествую, информирую. | 1ч |
27. | Репортаж. Я стал очевидцем события. | 1ч |
28. | Интервью. Беседа – диалог с интересным человеком. | 1ч |
29-30. | Деловая игра «Создание журнала». | 2ч |
31. | Клуб юного журналиста. Обмен опытом по созданию журнала. | 1ч |
Раздел 5. Монолог. | 3ч | |
32. | Монологическая речь и ее особенности. | 1ч |
33. | Монолог на заданную тему. Ораторские способности. | 1ч |
34. | Конкурс речей – монологов «Я хочу вам сказать…» | 1ч |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4 класса.
Обучающиеся должны знать:
- названия: «Этимологический словарь», «Фразеологический словарь»;
- стиль речи: публицистический;
- жанры публицистического стиля: корреспонденция, репортаж, интервью.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с «Этимологическим словарем» и «Фразеологическим словарем»;
- составлять тексты, используя различные стили речи: художественный, научный, публицистический;
- различать жанры публицистического стиля: корреспонденцию, репортаж, интервью;
- владеть диалогической речью;
- владеть монологической речью.
Изменения в структурных компонентах личности учащегося.
Программа «Живое слово» способствует формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Процесс формирования универсальных учебных действий рассматривается как средство развития, обеспечение преемственности ступеней обучения, как показатель степени общекультурного, познавательного и личностного развития учащихся.
- Личностные действия.
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- умение выделять нравственный аспект поведения.
- Регулятивные действия.
- умение ставить учебную цель;
- планировать последовательность действий;
- прогнозировать учебный результат;
- осуществлять контроль как действия по сличению операций с образцом;
- вносить необходимые изменения в процесс конкретного учения;
- сопоставлять цель и результат, оценивать себя;
- умение мобилизовать силы для преодоления препятствий.
- Познавательные действия.
Общеучебные:
- умение осуществлять поиск необходимой информации;
- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического стилей.
Логические:
- умение построить логическую цепь рассуждений;
- умение доказывать, отстаивать свою точку зрения.
Постановка и решение проблемы:
- умение формулировать проблему;
- умение самостоятельно решать проблемы творческого характера.
- Коммуникативные действия.
- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- умение управлять поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Литература
- Айдарова Л.И. «Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку», М., «Педагогика», 1978
- Баранникова Л.И. «Основные сведения о языке», М., «Просвещение», 1982
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Азбука сочинительства», Пермь, ЗУУНЦ, 1994
- Бетенькова Н.М., Фокин С.Д. «Конкурс грамотеев», М., «Просвещение», 1995
- Бурмако В.М. «Русский язык в рисунках», М., «Просвещение», 1991
- Григорян Л.Т. «Язык мой - друг мой», М., «Просвещение», 1976
- Волина В.В. «Русский язык» (Учимся, играя), Екатеринбург, «АРГО», 1996
- Введенская Л.А. Саакьян Р.Я. «Наш родной язык», М., «Просвещение!971
- Голуб И.Б. «Моя самая первая книжка о словах», М., Изд.дом «Дрофа», 1995
- Гончаров Н.К. «Педагогическая система К.Д.Ушинского», М., «Педагогика», 1974
- Жигулев А.М. «Сила образного слова», М., «Просвещение», 1979
- «Занимательное азбуковедение» (Составитель Волина В.В.), М., «Просвещение», 1991
- Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути ее развития», М., «Просвещение», 1975
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников», М., «Просвещение», 1985
- Львов М.Р. «Школа творческого мышления», М., «Дидакт», 1993
- «Литература и фантазия» (составитель Стрельцова Л.Е.) М., «Просвещение», 1992
- Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Песков Н.С. «Речевое развитие младших школьников», Пенза, 1993
- Минскин Е.М. «От игры к знаниям», М., «Просвещение», 1987
- Нестеренко Л.П., Соколова Г.И., Каясова Т.А., Тимирбулатов Р.А. «Подготовка образовательных учреждений Самарской области к введению стандартов начального общего образования», Выпуск 2, Самара, 2010
- Откупщиков Н.В. «К истокам слова», (Рассказы о науке этимологии), М., «Просвещение», 1973
- «Превращения слов» (Составитель Полякова А.В.) М., «Просвещение», 1991
- Разагатова Н.А. «Городская конференция «Первые шаги в науку», Самара, 2009
- «Речь. Речь. Речь», (под редакцией Т.А.Ладыженской), М., «Педагогика», 1990
- «Речевые секреты», (под редакцией Т.А.Ладыженской), М., «Просвещение», 1992
- Синицын В.А. «Путь к слову», М., АО «Столетие», 1996
- Сипотинина О.Б. «Русская разговорная речь», М., «Просвещение», 1983
- Смелякова З.С. «Азбука общения», Самара, СИПКРО, 1993
- Сахарный Л.В. «К тайнам мысли и слова», М., «Просвещение», 1983
- Сергеев В.Н. «Словари – наши друзья и помощники», М., «Просвещение», 1984
- Стрельцова Е.Л., Тамарченко Н.Д. «Мастерская слова», М., «Просвещение», 1993
- Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах», М., «Просвещение», 1971
- Фомичева Г.А. «Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах», М., «Просвещение», 1981
- Югов А. «Думы о русском слове», М., «Просвещение», 1972
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - образовательный проект "Мастер слова" ( по творчеству С.Я. Маршака)
Задачи данного проекта: Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности Формирование навыков осознанного чтения Формирование навыков при...
Урок русского языка во 2 классе по образовательной системе "Школа 2100" по теме "Объединение слов в тематические группы"
Урок построен с использованием проблемно-диалогической технологии через реализацию деятельностного метода работы. Цель урока: создать условия для развития универсальных учебных действий, формировать п...
Образовательная программа "Школа 2100" Урок русского языка (ФГОС), 2 класс, раздел: "Связь слов в предложении"
Тема: развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов и графически её изображать; ...
Корень слов.Однокоренные слова. Автор: Ватулина Елена Александровна. Образовательное учреждение: МОУ СОШ №49 г. Мурманска
Формировать представление о родственных словах, об однокоренных словах, корне слова. Учить подбирать и распознавать родственные (однокоренные) слова, выделять корень слова в однокоренных с...
Урок обобщения и систематизации знаний "Перенос слов", 1 класс, Образовательная система «Школа 2100»
Урок обобщения и систематизации знаний способствует приведению в единую систему полученных по этой теме знаний....
"Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов". 2 класс ( Образовательная система "Школа 2100" )
Конспект урока по русскому языку с презентацией. Тема: "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов". 2 класс. Образовательная система "Школа 2100"....
Методическое описание интерактивного электронного образовательного ресур-са по предмету русский язык (УМК «Школа 2100»), при изучении темы «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?». Урок закрепления знаний. Тема: «Вопросы кто? что? к словам»
содержит материал, который поможет подготовиться к уроку русского языка во 2 классе по теме "Вопросы Кто? и Что? к словам"...