Образовательная программа "Школа 2100" Урок русского языка (ФГОС), 2 класс, раздел: "Связь слов в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема: развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.
Цель: развитие умений устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов и графически её изображать;
обогащать словарный запас и грамматический строй речи обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 48.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Тема: Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.
Цель:
– развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически;
– дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Символы: Необходимый Программный Максимальный
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
Н – Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3. Выявлять особенность объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
Работа по учебнику.
П – Прочитайте тему раздела.
– Посмотрите на центральный кадр киноплёнки.
– Как наши друзья его понимают? (Ребята взялись за руки, они дружат, значит, и слова в предложении «дружат», они связаны между собой.)
1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций.
– Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках? (Определять, как могут быть связаны слова, находить, какие слова связаны.)
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
– Есть ли у нас знания и умения для решения этих задач? (Да, мы знаем, что связаны слова-названия предметов и признаков, предметов и действий – грамматическая основа.)
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
– Но о связях слов мы будем узнавать и что-то новое.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
– Составим план урока.
План (примерный).
- Учиться устанавливать связь между словами по вопросам.
- Изображать графически связь между словами.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
Создание проблемной ситуации.
На слайде два набора слов.
– Прочитайте.
1. Кузнечик порхать трава.
2. Бабочка прыгать цветы.
– Составьте из каждого набора слов предложения.
– Удалось это сделать? Почему? (Не получается составить предложения, потому что так не бывает, слова не сочетаются между собой.)
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Открытие новых знаний с элементами актуализации.
– Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение?
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставлен- ными задачами.
а) Поменять местами слова порхать и прыгать.
б) Подобрать другие слова – стрекотать, летать… и соединить их.
– Составьте свои предложения.
Кузнечик прыгает в траве. / Кузнечик стрекочет в траве.
Бабочка порхает над цветами./ Бабочка летает над цветами.
– Что же мы сделали, чтобы предложение «ожило»? (Связали, соединили слова по смыслу.)
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставлен -ной задачей.
– А с самими словами что-то произошло? (Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.)
– Как можно проверить, что слова связаны между собой? (Подсказка: Как мы уже делали это? Задать вопросы от одного слова к другому.)
– Попробуйте установить связь между словами.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
– С каких слов нужно начать? (С главных – с грамматической основы. Поставить вопрос кто? и что делает?)
– Выполняйте (можно делать по вариантам).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Дети записывают вопросы и слова, которые на них отвечают:
(Кто?) Кузнечик (что делает?) прыгает.
(Кто?) Бабочка (что делает?) порхает.
– Попробуйте задать вопрос к следующим словам. (Если, дети затрудняются с вопросом, учитель помогает.)
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, текстов.
Прыгает (где?) в траве. / Порхает (где?) над цветами.
– От какого слова задавали вопрос? (От слова-названия действия.)
– А теперь попробуйте добавить слово-признак. Где оно должно будет находиться? (Рядом со словом-предметом – кузнечик и бабочка.)
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставлен -ной задачей.
М
– Выполните это задание устно. (Кузнечик (какой?) зелёный. / Бабочка (какая?) красивая.)
– Сделайте вывод: как слова связаны в предложении?
4. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Сравните его с авторским в учебнике.
Делают вывод и читают текст учебника в рамке.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Работа по учебнику.
Упр. 92 – развивается умение устанавливать связь между словами по вопросам и изображать графически.
На материале этого упражнения отрабатывается навык графического обозначения зависимости между словами в предложении. Учителю следует обратить внимание детей на то, что связь между главными членами предложения взаимная.
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Образец рассуждения (алгоритм) после чтения предложения.
Тихий дождик моросит.
- В предложении говорится о дождике.
(Что?) Дождик.
Дождик (что делает?) моросит.
Дождик моросит – это грамматическая основа предложения. Связь показываем двумя стрелками.
- Поставлю вопрос к оставшемуся слову.
Дождик (какой?) тихий. Связь покажу стрелкой к тому слову, к которому ставился вопрос.
- Составлю схему предложения.
В нём три слова, вместо слова напишу вопрос, на который отвечает это слово.
М Можно дать творческое задание на применение нового знания – обогащения смысла предложения новыми словами, отвечающими на вопрос где?, или когда?, или как?
Например, достроить предложение
Тихий дождик моросит (где?) за окном / (когда?) с утра.
Старые часы тикают (где?) за стеной /(как?) тихо.
2. Дополнительный материал.
Упр. 77 («Дидактический материал»). Устно.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
– Задайте вопросы по теме урока.
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)
– Как показать эту связь? (С помощью вопроса и стрелками.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
Упр. 78 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.
– Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.
– Группировать слова по вопросам.
– Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по русскому языку "Упражнение в установлении связи слов в предложении"
конспект "Упражнение в установлении связи слов в предложении"...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»
Основная цель: Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...
Русский язык. 1 класс. Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов под диктовку.
Русский язык. 1 класс." Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов под диктовку." по УМК "Перспективная начальная школа".Тема: Работа над алгоритмом списывания предложения. Запись слов ...
Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)
На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Русский язык,2 класс.Повторение пройденного. Слово. Словосочетание. Предложение»
Цель урока Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения ранее сформированных знаний, формирование позитивного опыта применения ранее сформирова...