Сценарий факультативного занятия по теме "Игры народов Коми"
план-конспект занятия (1, 2 класс) на тему
Сценарий факультативного занятия "Край, в которм я живу" по теме "Игры народов Коми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_fakultativnogo_zanyatiya._igry_narodov_komi.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультатив «Край, в котором я живу»
Сценарий занятия
Тема занятия: Игры народов Коми.
Цель: закрепить знания детей об играх коми народа и познакомить с новыми играми.
Ход занятия
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее факультативное занятие будет необычным.
- Какое время года сейчас? (весна)
- Давным-давно так повелось у северного народа Коми края, что празднуя приход весны, собирались люди на большой поляне на весенние игрища. Он заводили весёлые игры-соревнования, хороводные игры, пели песни, танцевали. Так они радовались наступлению тепла и приходу весны.
- А вы хотели бы узнать, в какие игры играли дети оленеводов на таких праздниках?
- А кто такие оленеводы? Где они живут?
Звучит музыка
- Закройте глазки и представьте, что мы с вами мчимся на оленьих упряжках по бескрайним просторам нашей тундры… Вот мы и оказались на такой поляне, где проводят свои игрища оленеводы, и прибыли в гости к детям оленеводов Оле и Жене.
Оля: - Здравствуйте, ребята!
Женя: - Добро пожаловать к нам в гости!
Оля: - А мы с Женей поиграть собрались.
Женя: - А вы с нами поиграть хотите?
Учитель: - Чтобы начать игры-соревнования, давайте разделимся на 2 команды. Одна команда Оли, другая – Жени.
- А как будут называться ваши команды, вы узнаете, отгадав загадки.
1. Словно царскую корону Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. (Олень) Команда «Оленёк» | 2. Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) Команда «Снегирёк» |
(обеим команда вручаются нагрудные знаки)
Учитель: - Ребята, а сегодня с нами в гости к Оле и Жене приехало ещё много гостей. Ведь на любых играх бывают люди, которые приходят посмотреть на соревнования, поболеть за какую-нибудь команду. (болельщики)
- А вот, чтобы наши игры происходили весело, задорно и правильно, за нами будут наблюдать старейшины-оленеводы.
Учитель: - На Крайнем Севере долгие годы основным видом передвижения были олени. Но чтобы оленя запрячь в упряжку, его надо поймать.
Женя: - А у нас есть такая игра соревнование «Поймай оленя» (объясняет правила игры).
Ребята каждой команды ловят оленей, чья команда больше оленей поймает.
Оля: - А мы ещё играем в игру-соревнование «Кто быстрей соберёт упряжку».
(Для игры используют упряжку - скакалку. Ведущий по очереди забирает из своего стойбища оленят. Побеждает та команда, которая быстрее соберёт упряжку оленей.)
Учитель: - Ребята, а я ведь не один раз была на празднике оленеводов и запомнила одну игру (ненецкую).
А чтобы узнать, как она называется, надо отгадать загадку.
В доме лишь одна стена.
Очень круглая она.
До того она кругла
Ни единого угла. (чум)
- Что такое чум?
Чум – это жилище оленеводов.
Учитель: - В краеведческом музее нам подробно рассказывали об этом жилище оленеводов. Вспомните , из чего строится чум? Почему не из кирпича? Какое правило русского языка спряталось в этом слове?
Игра «Чум».
- Учитель: - Молодцы ребята.
У северных народов много хороводных игр. И наши ребята их знают.
Загадка 1:
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?.. воробей (игра)
Водящий выходит вперёд, повернувшись к играющим считает:
Считалка:
Чикили - микили,
Конарье - напарье,
Вильс – вальс
Гулю!
Все: Прилетел к нам воробей
И запел как соловей:
- Эй ты, птичка, не зевай,
Кто мяукнет отгадай.
Загадка 2:
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень, лезет в берлогу до весны,
Где он спит и видит сны… Медведь (игра)
Учитель: - В конце марта, в начале апреля медведи просыпаются от зимней спячки. Медведь оголодал, исхудал за зиму. Медведь – всеядное животное. Как это понять? Да он любит мёд, грибы и ягоды. Но также он питается травой, корнями и живой пищей не брезгует. Ну уж очень он ягоды любит. Вот и поиграем в игру «В медведя».
Водящий медведь стоит (сидит) в центре, а по кругу дети собирают ягоды:
Медведушка - дедушка,
Медведушка - бабушка,
Твою чернику собираем,
Твою бруснику выбираем,
Хорошие ягоды себе берём,
Плохие ягоды выбрасываем.
А медведь не спит,
Он на нас рычит.
Учитель: - Ребята, а ведь в гости с подарками принято ходить. Подарим свой подарок.
Дети: - В коми крае мы живём,
Где суровы зимы.
Не страшны нам холода,
Мы надели пимы.
Песня – танец «Северные пимы».
Оля и Женя: - Спасибо!
Женя: - Ребята, мы когда в игры играем, нам не только ловкость нужна, ног и смекалка и знания.
Оля: - Вот мы и проверим кто из вас самый знающий.
Задание 1: Перечислите ягоды, растущие в Республике Коми.
Задание 2: Угадай ягоду (с закрытыми глазами на вкус угадать ягоды).
Оля: - Молодцы, ребята, знаете ягоды.
Учитель: - Когда летом наступает пора сбора ягод, ребята , живущие в Республике Коми, и тут устраивают игры – соревнования.
Игра «Собери ягоды».
Оля: - Я хочу научить вас ещё одной игре. Называется она «Стой, олень».
(Выбирается пастух, он держит палку. По команде «Беги, олень» - все разбегаются. Водящий дотрагивается палочкой со словами «Стой, олень»)
Итоги подводятся по числу оставшихся оленей.
Учитель: - Спасибо тебе за такую игру. Мы теперь в неё на переменах играть будем.
Ну теперь игра с болельщиками.
Кукла Наста. Как называется одежда, которую носит Наста? (таблички с названием одежды прикрепить к кукле)
Песня – танец «Оленеводы» (подарок от оленеводов)
Учитель: - Ребята, есть такая пословица: «В гостях хорошо, а пора и честь знать». Пора и домой собираться.
- А зачем мы в гости к Оле с Женей приходили? В какие игры мы играли? Пригласим Олю и Женю к нам в гости?
- Слово старейшинам. Подведение итогов.
Подарок – танец от ребят-оленеводов «Оленёк»
Используемые источники6
1. Изд-кий дом «Первое сентября», «Здоровье детей», 1-15 марта/2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир знатоков. Устное творчество народа коми. "Осень в моем крае"
Внеклассное мероприятие для учащихся 2-х классов....
Факультативное занятие по "Основам православной культуры" для учащихся 2 - ых классов Тема занятия: "Добрые и злые люди"
Методические указания и презентация к занятию по теме предмета "Добрые и злые люди"...
Сценарий занятия кружка "Игры народов мира"
Разработка внеклассного занятия для 1 класса "Игры народов мира"...
Сценарий занятия кружка "Игры народов мира"
В сценарии предлагается путешествие с помощью цветика-семицветика к разным народам мира и разучивание их игр....
Методическая разработка классного часа «ЗАГАДКИ НАРОДОВ КОМИ»
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ДЛЯ НАЧАЛЬНОЛЙ ШКОЛЫ ПО ПРЕДМЕТАМ КОМИ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ, КРАЕВЕДЕНИЕ, ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАП...
Праздник "Традиции народа коми"
Цель: ознакомление с понятием «традиции», их видами....
Сценарий выступления на Фестивале Дружбы народов. Народ - цыгане.
Фестиваль Дружбы народов является традиционным во многих школах. Благодаря такому мероприятию дети узнают о языках, культуре, обычаях, традициях разных народов. Данная разработка поможет предста...