Рабочая программа "Чудесный город"
рабочая программа (3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чудесный город» для 3- 4 класса разработана на основе программы "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_spb_3-4_klass.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Чудесный город» для 3- 4 класса разработана на основе программы "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.
Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.
Цель и задачи курса
Цель программы: создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации школьников в окружающем их городском пространстве.
Задачи:
- создать условия для проявления познавательного интереса к изучению города.
- создать условия для получения элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга - его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.
- создать условия для формирования представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
- формирование краеведческих умений:
- развитие монологической речь и мыслительных умения:
- воспитание чувств товарищества.
- формированиегражданской позиции, патриотизм
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность - терпимость).
Место программы в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 2 года (68 часов) Возраст на который рассчитана данная программа обучающиеся 3-4 класса. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 35 минут.
Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные результаты:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные результаты:
Регулятивные результаты:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные результаты:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные результаты:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
- приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
- развитие интереса к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
- понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
- находить информацию; о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан. Для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
- работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
- извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
- ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- объяснять различные понятия и использовать их.
Содержание программы
Курс «Страницы истории Санкт-Петербурга» содержит 2 основных раздела. Темы каждого года перекликаются между собой. В каждом новом разделе повторяются ранее изученный материал и расширяются, пополняются знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого уровня обучения.
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения во время занятий на базе школы и в других помещениях. Рассказ о курсе: особенности, тематика, ход проведения занятий, работа с раздаточным материалом.
1 раздел: «Наш город -Санкт- Петербург».
Раздел «Наш город – Санкт-Петербург» посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.
2 раздел: «Санкт-Петербург- город музеев и театров».
Изучаются музеи на стрелке Васильевского острова, ансамбль площади Искусств, площади Островского, Театральная площадь, реки, каналы, мосты Петербурга, мифы и легенды в архитектуре и скульптуре.
Итоговое занятие: подведение итогов занятий. Обсуждение полученных знаний и умений. Открытое занятие с использованием различных видов игр.
Формы организации деятельности воспитанников
- групповая
- индивидуальная
- малые группы
Формы проведения занятия
- беседа
- диспут
- виртуальная экскурсии
- конкурс
- викторина
- практикум.
Система оценки планируемых результатов
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого раздела проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?», «Что, Где, Когда». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий обучающимися.
Формы подведения итогов реализации программы
- тестирование
- контрольное занятие
- викторина.
Учебно-тематический план
3 класс
1 раздел. Наш город Санкт-Петербург
1 глава «Так начинался Петербург»(16ч)
Основание Санкт-Петербурга(история, легенды и мифы). Петропавловская крепость. История строительства. Первые постройки: Домик Петра1, Троицкая площадь. Петропавловский собор. Адмиралтейство-первая верфь города. Меншиковский дворец- первая каменная постройка. Летний дворец Петра 1. Летний сад: вчера сегодня.
2 глава «Архитектурные ансамбли Петербурга»(12ч)
Площадь Декабристов. Исаакиевская площадь. Стрелка Васильевского острова. Площадь искусств. Площадь Островского. К.И.Росси. Путешествие по площадям города.
3 глава Просвещение. Наука. Культура (5ч)
Академия наук и Академия художеств. История появления Ботанического сада
Итоговое занятие (1ч)
4 класс
2 раздел. Петербург Город музеев и театров
1 глава «Петербург. Город музеев» (26ч)
Государственный музей истории Санкт - Петербурга. Музеи - памятники Петровской эпохи. Город военной славы. Памятники Великой отечественной Войны (1941-1945). Эрмитаж. Живопись Русского музея. Мемориальные Музеи Петербурга.
2 глава «Петербург. Город театров» (7ч)
Первые театры в Петербурге. Театр в Петербурге в 18 веке. Современные театры. «Путешествие в театральный Петербург»
Итоговое занятие (1ч)
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
3 класс | ||||
1 раздел. Наш город –Санкт-Петербург | ||||
1глава. Так начинался Петербург | 16 | 9 | 7 | |
2 глава. Архитектурные ансамбли Петербурга | 12 | 8 | 4 | |
3 глава. Просвещение, наука, культура | 5 | 3 | 2 | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
итого | 34 | 20 | 14 | |
4 класс | ||||
2 раздел. Санкт-Петербург город музеев и театров | ||||
1 глава. Город музеев | 24 | 14 | 10 | |
2 глава. Город театров | 9 | 5 | 4 | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
итого | 34 | 19 | 15 | |
Список литературы:
- «Угадай-ка». Петербургская тетрадь/ Сост. Н.Г.Гаврилова, Н.Л.Григорьева, Н.Е.Абакумова, О.Ю.Маврина. – СПб., «Химиздат», 2001.
- Векслер А.Ф. Архитектурные ансамбли. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994.
- Векслер А.Ф. Площади Петербурга. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994.
- Гурьева Н.А.Первое знакомство с Петербургом СПб.,»Паритет»2014,
- Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург культура и быт: пособие по истории города. СПб. КОРОНА принт 2010год.
- Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург: пособие по истории города. СПб., КОРОНА принт 2010 год.
- Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах СПб. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб., СМИО Пресс, 2002.
- Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. «Чудесный город» - видеофильм. СПб., 1998.
- Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Ч.1,2., Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - СПб., СМИО Пресс, 2001.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Фонохрестоматия: Список музыкальных произведений и методические рекомендации по их использованию. Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие. Ин-т Петербурга. – СПб., 1995.
- Зимина М. С., Преслицкая М.Г. Санкт-Петербург. Музеи: пособие по истории города. СПб. :КОРОНА принт, 2005год.
- Лившиц Лия «Сказочный Эрмитаж» СПб.,»Издательство Альфа-колор» 2014.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Раздел и тема | Дата | |
по плану | по факту | ||
1 четверть- 9ч | |||
1 раздел. Наш город Санкт-Петербург | |||
1 глава «Так начинался Петербург» 16ч | |||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ | |||
Основание Санкт-Петербурга (история, легенды и мифы). | |||
Петропавловская крепость. История строительства. | |||
Петропавловская крепость. История строительства. | |||
Первые постройки: Домик Петра1, Тройцкая площадь | |||
Первые постройки: Домик Петра1, Тройцкая площадь | |||
Петропавловский собор. | |||
Петропавловский собор. | |||
Игра «Что, Где, Когда»(по пройденному материалу) | |||
2 четверть – 7ч | |||
Адмиралтейство-первая верфь города. (виртуальная экскурсия). | |||
Адмиралтейство-первая верфь города. (виртуальная экскурсия). | |||
Меншиковский дворец- первая каменная постройка. | |||
Меншиковский дворец- первая каменная постройка. | |||
Летний дворец Петра 1 (виртуальная экскурсия по залам дворца) | |||
Летний дворец Петра 1 (виртуальная экскурсия по залам дворца) | |||
Летний сад: вчера сегодня. (исследование) | |||
3 четверть – 10ч | |||
2 глава. «Архитектурные» ансамбли Петербурга (12ч) | |||
Площадь Декабристов. Исаакиевская площадь. | |||
Площадь Декабристов. Исаакиевская площадь. | |||
Площадь Декабристов. Исаакиевская площадь. | |||
Стрелка Васильевского острова. | |||
Стрелка Васильевского острова. | |||
Стрелка Васильевского острова. | |||
Площадь искусств. Площадь Островского. К.И.Росси. | |||
Площадь искусств. Площадь Островского. К.И.Росси. | |||
Виртуальная экскурсия по площадям города | |||
Путешествие по площадям города (игра по карте города). | |||
4 четверть – 8ч | |||
Проект. Как изменились площади города. | |||
Проект. Как изменились площади города. | |||
3 глава «Просвещение. Наука. Культура» 5ч | |||
Академия наук и Академия художеств. | |||
Академия наук и Академия художеств. | |||
Академия наук и Академия художеств. | |||
История появления Ботанического сада | |||
История появления Ботанического сада | |||
Итоговое занятие (1ч) | |||
Урок-игра (ребусы по 2,3 главе)1 | |||
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Раздел и тема | Дата | |
по плану | по факту | ||
1 четверть – 9ч | |||
2 Раздел. Петербург - город музеев и театров. | |||
1 глава: Петербург - город музеев (26ч) | |||
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ | |||
Государственный музей истории Санкт- Петербурга | |||
Музеи- памятники Петровской эпохи.. | |||
Игра «Что, Где, Когда». | |||
Город военной славы. | |||
Город военной славы. | |||
Город военной славы. | |||
Город военной славы. | |||
Город военной славы. | |||
1 четверть – 7ч | |||
Памятники Великой отечественной Войны (1941-1945) | |||
Памятники Великой отечественной Войны (1941-1945) | |||
Памятники Великой отечественной Войны (1941-1945) | |||
Памятники Великой отечественной Войны (1941-1945) | |||
Виртуальная экскурсия по залам Эрмитажа | |||
Виртуальная экскурсия по залам Эрмитажа | |||
Виртуальная экскурсия по залам Эрмитажа | |||
3 четверть – 10ч | |||
Живопись Русского музея. | |||
Живопись Русского музея. | |||
Живопись Русского музея. | |||
Игра «Узнай по описанию памятник, экспонат». | |||
Мемориальные Музеи Петербурга. | |||
Мемориальные Музеи Петербурга. | |||
Мемориальные Музеи Петербурга. | |||
Видеоэкскурия экскурсия. | |||
2 глава. Петербург - город театров (9ч) | |||
Первые театры в Петербурге | |||
Первые театры в Петербурге | |||
4 четверть –7ч | |||
Театр в Петербурге в 18 веке. | |||
Театр в Петербурге в 18 веке. | |||
Игра «Посещение театра» | |||
Современные театры. | |||
Современные театры. | |||
Современные театры. | |||
Современные театры. | |||
Итоговое занятие (1ч) | |||
Игра «Найди на карте». Путешествие в театральный Петербург» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру система Л.В. Занкова Разработчик программы: Смородинова Елена Эдуардовна, учитель начальных классов МОУ гимназии №1 города Комсомольска - на - Амуре Хабаровского края
Рабочая программа разработана в соответствии с новыми стандартам и предусматривает формирование УУд в условиях реализации ФГОС...
Кружок "Город мастеров" 2 класс /Рабочая программа и КТП/
Кружок во 2 классе "Город мастеров" /общекультурное направление/...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классовС любовью к городу...
рабочая программа по внеурочной деятельности "История моего города", 2 класс
рабочая программа 1-4...
Белгород! Наш областной город. Город первого салюта. Город богатый достопримечательностями.
23 октября мы, обучающиеся 4 «А» и 4 «Д» классов МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов» с классными руководителями Романенко В.М. И Базаровой Т.И. посетили по...
Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…
Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня горожане слушали из репродукторов «…немецкие войска вероломно, без объявления войны, нарушили государственную границу...
Классный час ко Дню воинской славы России 2 февраля 1943 года – день разгрома немецких войск под Сталинградом. «Город жил… Город сражался… Город победил…» .
Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. И тут преувеличения нет. Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в которо...