Современный урок в начальной школе.
статья на тему
Приоритетной целью современной школы становится подготовка детей к жизни, формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова. Решить современные задачи школы помогает развивающая система Д. Б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к методсовету
№ 3 от ноября 2014 г.
Подготовила Панова М. А.
Современный урок в начальной школе.
Приоритетной целью современной школы становится подготовка детей к жизни, формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова. Решить современные задачи школы помогает развивающая система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, которая даёт возможность:
- организовать активную мыслительную, творческую деятельность учащихся;
- развивать способности размышлять, предъявлять и аргументировать свою собственную позицию, искать и находить свои собственные оригинальные способы деятельности;
- формировать умение соотносить своё мнение с другими, зачастую противоположными, то есть позволяет детям сохранить свою индивидуальность;
- формировать умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей;
- создать условия для развития ребёнка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя);
- создать условия для организации процесса обучения так, чтобы учение стало для школьника одной из ведущих личностных потребностей, определялось бы его внутренним мотивом.
Этот внутренний мотив не может быть сформирован без изменения всего процесса обучения, в том числе и характера контрольно – оценочной деятельности.
Особенностью традиционного обучения является авторитарная педагогика, превращающая школу в «школу готовых знаний», что не способствует формированию контрольно – оценочной самостоятельности учащихся.
В системе развивающего обучения весь процесс выстраивается через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребёнка.
Ребёнок учится:
- видеть границу между известным и неизвестным;-
- соотносить результат своей деятельности с образцом;
- находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;
- оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;
- обращаться к взрослому с запросом недостающей информации или просьбой устранить учебные трудности, установленные самим ребёнком;
- искать (и это самое главное) недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде.
Какие бы реформы ни происходили в школе, урок остаётся главной составляющей учебного процесса. Не меняется и задача учителя – грамотно и эффективно организовать деятельность учащихся на занятии. Сегодня в его арсенале есть множество педагогических средств и приёмов для решения этой задачи. Расширено содержание начального образования, есть возможность выбора образовательных программ и учебников (практически все учебники сопровождаются специально разработанными прописями, тетрадями на печатной основе, задачниками); педагоги давно избавились от дефицита методической литературы , которая в огромном ассортименте представлена на полках магазинов и в прайс листах многочисленных изданий. Изменилась и методика урока, появилось большое количество инновационных форм работы. Все эти факторы, безусловно, способствуют изменению качества урока, выведению его на новый уровень.
Каким должен быть современный урок? Среди множества трактовок можно выделить несколько основных его критериев. Современный урок должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. На таком уроке на первом месте – не формальное следование устоявшимся стереотипам (обязательная проверка домашнего задания, объяснение и закрепление, контроль и выставление отметок), а организация самостоятельной деятельности детей, в которой учитель выступает в роли организатора, координатора, консультанта, направляющего.
Немаловажным требованием современного урока является наличие коммуникативной направленности, что предполагает формирование готовности к диалогу, общение со сверстниками и взрослыми в самых различных жизненных и учебных ситуациях.
Известный дидактик, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г.И., считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
- личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
- содержания материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного материала);
- методов и приёмов обучения.
Среди перечисленных факторов последний больше всего зависит от мастерства учителя и уровня его методической подготовки. Готовых знаний дети не получают, а выходят на них сами.
Вот какие цели, например, преследует урок введения нового материала.
Урок введения нового знания.
Цель: формирование новых понятий.
- Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
«Хочу, потому что смогу».
- 1-2 минуты;
- у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- девиз, эпиграф ( «С малой удачи начинается большой успех»);
- самопроверка домашнего задания по образцу.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- 4-5 минут;
- возникновение проблемной ситуации.
- Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений ( «Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?» ); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
- 4-5 минут;
- методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
- «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта её решения.
- 7-8 минут;
-способы: диалог, групповая или парная работа;
- методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
- Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
- 4-5 минут;
- способы: фронтальная работа, работа в парах;
- средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
- 4-5 минут;
- небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
- выполняется письменно;
- методы: самоконтроль, самооценка.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- 7-8 минут;
- сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
- затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- 2-3 минуты;
Вопросы:
- Какую задачу ставили?
-Удалось решить поставленную?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем ещё надо поработать?
В настоящее время в обществе появился интерес к изучению народных традиций, истории своего народа, культуры, природы своего края, экологическим проблемам. Таким образом, эффективными являются интегрированные уроки. Ещё в 17 веке Ян Амос Коменский говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счёту, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. Школа, по мнению Я. А. Коменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование.
Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса учеников, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Кроме того, интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, повышает творческий потенциал учащихся.
Всего пять мудрых слов «Это полезно, потому что красиво». Они точно передают глубину педагогической технологии. Всем знаком образ фонарщика из сказки «Маленький принц» автора Сент Экзюпери. Фонарщики живут и на нашей большой планете. Вероятнее всего – это именно учителя. Экзюпери показывает нам, как фонарщик трудится без отдыха. В этом труде без отдыха и заключается прекрасный смысл. Разве это не сродни нашей профессии? Каждый из нас зажигает для учеников свой фонарик, и свет от него летит в пространство, как призыв. Опыт подсказывает, что только целостно интегрированный подход к педагогическому процессу позволит повысить качество образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в начальной школе по программе " Школа России".
Современный урок в начальной школе в связи с деятельностным подходом обозначает следующие структуры, которые описаны в статье....
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД»
Система требований к современному уроку определяется концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В их основе лежит системно-деятельностный подход, предп...
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...
Методическая разработка урока по теме: «Моделирование современного урока в начальной школе»
Нахождение неизвестного слагаемого...
Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"
Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...
Современный урок в начальной школе. Проектирование урока с использованием ИКТ для повышения познавательной мотивации обучающихся
Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач ф...