Рабочая программа
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шалинская средняя общеобразовательная школа №1»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО: Зам.директора по УВР: Директор школы:
______/_________/ _______/___________/ ______/____________/
ФИО ФИО ФИО
Протокол №_____от «____»__________20___г. Приказ № _______от
«____»______20__г. «____»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
2 класс.
Программу составил:
Подкопаева Алена Александровна,
1квалификационная категория
2015
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств - содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.
В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.
Основные задачи преподавания изобразительного искусства:
- Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
- Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного); воспитание интереса и любви к искусству.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Содержание уроков изобразительного искусства предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала.
Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - включено проведение экскурсий в природу, районный краеведческий музей, просмотр видеоматериалов о картинных галереях.
Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся, событий общественной жизни.
Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов (изобразительная азбука), деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно - их организация в единое целое.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангину, уголь, пастель, фломастеры, цветные мелки и др. Наглядно показываются (учителем) приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге. «Изобразительное искусство» включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн;
различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и положения в культуре в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.
Планируемые результаты освоения предмета:
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у второклассника будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явление окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассника будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассника будут формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные имения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У второклассника продолжится формирование:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
- мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассника продолжаются процессы:
- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве в общении с искусством;
- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Основное содержание программы.
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Форма контроля |
Чем и как работают художники. Знакомство и освоение графических художественных материалов, их выразительных возможностей. | 9ч. | ||
Реальность и фантазия Знакомство с различными жанрами изобразительного искусства. | 7ч. | ||
О чем говорит искусство Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). | 10ч. | ||
Как говорит искусство. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа. | 8ч. |
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | Предметные действия (УУД) | Кол-во часов | дата |
1 четверть (9ч.) | |||||
Чем и как работают художники (9ч.) | |||||
«Цветочная поляна». Три основных цвета. | Личностные: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения школьных заданий с использованием учебной литературы; овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. | 1ч. | |||
«Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь | Рисование по памяти и представлению | 1ч. | |||
«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки) | Рисование пастелью и мелками | 1ч. | |||
«Осенний листопад - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации» | Декоративно -прикладное творчество | 1ч. | |||
«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов | Рисование тушью, карандашом, углём | 1ч. | |||
«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме | Лепка птиц и животных (работа в объёме) | 1ч. | |||
«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги. | Декоративно -прикладное творчество | 1ч. | |||
«Композиция из сухих трав и цветов». | Декоративно -прикладное творчество | 1ч. | |||
«Композиция из сухих трав и цветов». Закрепление. | Декоративно -прикладное творчество | 1ч. | |||
2 четверть (7 ч.) | |||||
Реальность и фантазия (7ч.) | |||||
«Наши друзья- птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность | Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Выполнять учебные действия в материализованной форме. | Рисование с натуры и по памяти | 1ч. | ||
«Сказочная птица». Изображение и фантазия | Рисование по памяти и представлению | 1ч. | |||
«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. | Рисование узора паутинки | 1ч. | |||
«Фантастический замок». Постройка и реальность. | Рисование по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, технике аппликации | 1ч. | |||
«Кружевные узоры». Украшение и фантазия | Работа в технике «гратташ» (процарапывание) | 1ч. | |||
«Подводный мир». Постройка и реальность | Конструктивное строение: объёмное изображение фигур морской фауны и флоры | 1ч. | |||
Братья- мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе. | Конструктивное строение из бумаги | 1ч. | |||
3 четверть (10ч.) | |||||
О чём говорит искусство (10ч.) | |||||
«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. | Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия ит.д. передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающие обычаи разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. | Рисование по памяти и представлению | 1ч. | ||
«Сказочный мужской образ». Выражение характера человека в изображении («Весёлый и грустный клоуны») | Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру | 1ч. | |||
Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении (Царевна –лебедь и Бабариха) | Рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру | 1ч. | |||
Женский образ русских сказок. Закрепление. | 1ч. | ||||
Образ сказочного героя. Художественное изображение в объёме | Изображение в объёме сказочных героев (лепка) | 1ч. | |||
Образ сказочного героя. Закрепление | 1ч. | ||||
« Море». Изображение природы в разных состояниях | Рисование природы по памяти | 1ч. | |||
«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения | Декоративное конструирование | 1ч. | |||
«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение | Украшение цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых | 1ч. | |||
«В мире сказочных героев» | 1ч. | ||||
4 четверть (8ч.) | |||||
Как говорит искусство (8ч.) | |||||
«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев | Различать основные тёплые и холодные цвета. предавать с помощью ритма движение5 и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя средства выражения. | Смешанная техника (фон-пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование) | 1ч. | ||
«Весна идет» Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета | Живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению) | 1ч. | |||
«Весёлый ручеёк». Линия как средство выражения: ритм линий. | Графическое изображение весеннего лесного пейзажа | 1ч. | |||
«Ветка». Линия, как средство выражения. Характер линий | Рисование с натуры и по памяти (деревья в окне, комнатные растения) | 1ч. | |||
«Птички»(коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения | Рисование по памяти; декоративно-прикладное творчество | 1ч. | |||
«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация) | Рисование с натуры, по памяти; вырезание из бумаги | 1ч. | |||
«Весна идёт». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности | Живопись с элементами аппликации | 1ч. | |||
Музеи искусств | Беседа, просмотр слайдов, диафильмов, иллюстраций, репродукций, видеофильмов | 1ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научиться:
- понимать, что такое деятельность художника ( что может изобразить художник- предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник- бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах- иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Учебно-методическое обеспечение.
- Е.И. Коротеева. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы.-М.: Просвещение, 2012.
- Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы. Под редакцией Б.М.Неменского.-М.: Просвещение, 2012.
- Б.М. Неменский Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...