Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения.
методическая разработка (2 класс) на тему
Занятия по внеурочной деятельности клуба "Истоки". Тема "Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Введение в предмет. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения.(слайд 1)
Ход занятия:
1.Организационный момент. Игра «Давайте познакомимся»
1. Игра "Круг имен"
Дети становятся в круг. (Это способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки). Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое и так далее. Первый называет имена всех.
Это – я
Еще один вариант игры на знакомство для младшего возраста – игра «Это – я». Играющие становятся в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени (кого-то из присутствующих детей), одно – мужское, другое – женское.
Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это – я» – и меняются местами. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.
Звучит песня «Три плюс два»
- Как вы думаете, о чём у нас сегодня пойдёт разговор на уроке?
2.Присоединение к теме урока. Отгадайте загадку
Нас не было - оно было,
нас не будет - оно будет;
никто ни у кого его не видел,
а у каждого оно есть.
Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? Конечно же, собственное имя.
Интересно, что означает твое имя? Знаешь ли ты, когда твои именины? А стихи и песни про себя хочешь почитать и выучить? Слушайте и запоминайте
На уроке наш учитель
Просит: руки поднимите
Все, кто знает, кто такой
Благородный и герой?
Тишина повисла в классе,
Словно темное ненастье.
После нескольких мгновений
Вдруг встает мой друг Евгений
И спокойно отвечает:
Про героев, мол, не знает,
Но зато про благородство
Вам ответит, это просто.
Благородный, без сомнений,
Это он - мой друг Евгений!
— Какие слова, по-вашему, являются ключевыми в этом стихотворении?
3.Беседа с элементами практической деятельности
— Что означает слово «имя»? Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте со словарём.
Какие пословицы и поговорки про имена вы знаете?(слайд 3)
.
Мели Емеля, твоя неделя.
Федот, да не тот.
Нюша, не развешивай уши.
По Сеньке и шапка, по Тюте и Ляля.
Не всяк Филя — простофиля.
Каков Савва, такова ему и слава.
Дема, сиди дома!
Не зевай, Фомка, на то и ярмарка.
На бедного Макара все шишки валятся.
Пляши, Матвей, не жалей лаптей.
У Семена-кудряша денег нету ни гроша.
Любопытной Варваре в дверях нос оторвали.
Тит не тужит, что с башкой не дружит.
Без изъяна нет ни Марьи, ни Ивана.
Не имя красит человека, а человек имя.
4. Основная часть урока.
— Может ли человек жить без имени? (Нет, так как по имени мы различаем друг друга, обращаемся к кому-либо.)
— «Хорошо там и тут, где по имени зовут», — говорили раньше, говорят и сейчас. Вы согласны с этой мудростью? Почему?
— Имя — это бесценный дар, оно даётся раз и навсегда. Богатство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт смысл.
Вы уже заметили, какой глубокий смысл заложен нашими предками в имени. Оно несёт в себе добро, терпение, трудолюбие, мужество. Поэтому выбор имени младенцу всегда был важным событием для семьи и всего рода.
Рассказ учителя « Отечественные традиции имянаречения».(слайд 4)
Задолго до появления ребенка в семье начинаются размышления по поводу его будущего имени. В выбор активно включаются не только отец и мать, бабушки и дедушки, но даже и многие сослуживцы и знакомые.
Говоря о «красоте» имен, нельзя не вспомнить о так называемой моде на имена. Эта мода напоминает поветрие в буквальном смысле этого слова (разносится по ветру, из уст в уста). Так, к примеру, в начале 70-х годов модное имя Елена давали всем девочкам подряд, невзирая на то, что в селе было уже 10-15 Лен!
В России существовал целый ряд традиций, связанных с имянаречением.
Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении. Считалось, что в этом случае дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих.
Таким образом, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день крещения
Таким образом, человек получал имя от Церкви, при Крещении, и выбиралось оно не произвольно, а по одному из нескольких правил.
Святые, имена которых носят люди, принято называть их ангелами, а день именин – днем ангела. Ангелами эти святые называются потому, что со времени наречения людям их имени, они делаются особыми покровителями, защитниками от невидимых и видимых врагов, молитвенниками за них перед Богом и, таким образом, в дополнение к бесплотному ангелу-хранителю, человек получает нового ангела–хранителя.
- Есть ли у вас крёстные родители?
7.Рефлексия.
Что вы считаете самым важным в своём детстве? Почему?
Какие образы детства вам больше всего запомнились?
У Романа Сефа есть такие стихи:
Имя у тебя одно,
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
Как вы понимаете последние строки?
Что нужно сделать каждому из вас, чтобы ваше имя было добрым для людей?
Какие новые понятия вы открыли для себя в ходе сегодняшнего урока?
8. Домашнее задание.
Узнайте у родителей о том, почему вам выбрали именно это имя.
Узнайте значение своего имени.
Есть ли у вас крёстные родители, и какое участие они принимают в вашей жизни.
9. Итог.
Я надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас даром, что вы прикоснулись к истокам образа младенчества и детства и поняли его истинный смысл. А каждый из вас попытается взять что-то ценное из опыта наших предков лично для себя.
Игра «Угадай мое имя»
Вместо представления игрок дает остальным детям подсказки:
мое имя начинается на букву «О»;
мое имя заканчивается на букву «А»;
мое имя состоит из шести букв и др.
Все остальные должны отгадать, какое это имя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-аукцион русского языка в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"
Закрепление и обобщение изученного материала о частях речи проводится в форме урока-аукциона....
«Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»
Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень. Формирование представлений о с...
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Образование имен прилагательных от имен существительных
Конспект урока русского языка в 4 классе....
урока по русскому языку в 4 классе ТЕМА: «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Урок русского языка. 4 класс. Тема урока "Повторение изученного материала"...
День русских традиций в лагере
Сценарий мероприятия в школьном оздоровительном лагере с посещением различных станций....
Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.
Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».Тип урока: Введение новых знаний.Цель урока: формировать представления учащихся об основных грамматическ...
План-конспект внеклассного мероприятия "День Рождения. Традиции празднования".
Тема: День Рождения. Традиции празднования"Цели мероприятия:- активизация изученной лексики и грамматики в речи,-развивать мышление, логику, память учащихся;-воспитывать интерес к изучению предме...