Сообщение на школьном методическом объединении
материал на тему
Формирование коллектива младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_shmo.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3
Выступление на заседании ШМО учителей начальной школы
Формирование коллектива младших школьников
Подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
М.В.Швидковская
2014 – 2015 уч. год
«ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив - пожнёшь личность».
Каким станет наше общество завтра - зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.
Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс.
Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) - это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.
Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.
Учредить коллектив невозможно. Поскольку он представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников, для его создания необходимы определённые условия. Надо сплотить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди сплачиваются тогда, когда им необходимо сообща выполнить важное для них дело. Чтобы закрепились коллективные отношения, требуется время.
Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.
Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.
Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает.
В коллективе ученики находят богатство и многообразие человеческих отношений, нравственно – психологическую полноту жизни, возможность полнокровно реализовать свои личные качества – коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармоничного развития. Наше общество заинтересованно, чтобы каждый человек в коллективе стал индивидуальностью.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, порой противоречивый. Прежде всего, необходимо отметить, что он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.
Дать возможность проявить себя в деле, показать, на что способна личность, - задача педагогов, желающих сплотить коллектив, вселить в него уверенность.
Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно складываются отношения там, где коллектив достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит.
Существует богатый опыт педагогов и психологов, направленный на создание гармоничного коллектива, который был бы для учеников действительно ценным. Вопросами разработки теории коллектива писали А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и многие другие.
Спецификация межличностных отношений младших школьников имеет давнюю традицию. Формированию отношений посвящены труды В.В.Абраменковой, Т.Аунапуу, Л.И.Божович, Л.С.Славиной и других. В этих трудах показывалось, что очень важным для гармоничного коллектива является высокий статус в нем каждого ребенка, в противном случае последний не будет стремиться к межличностному общению.
Необходимость формирования коллектива обуславливается тем, что процесс обучения и развития ребенка в условиях коллективных взаимоотношений протекают эффективнее, дети приобретают важный социальный опыт, познают нравственные ценности.
Формированием коллектива следует заниматься как в процессе обучения, так и во внеурочной работе: экскурсии в музеи, на выставки, просмотр спектаклей в театрах и их обсуждение. А также на помощь учителю приходят формы массовой работы с детьми, одной из которых является проведение детских театрализованных мероприятий, праздников.
Если из жизни школы вдруг исчезнут все праздники, то слишком многое будет утеряно. Конечно, организовать и провести мероприятие в классе так, чтобы оно принесло удовлетворение, было полезным – дело нелегкое. От учителя требуются значительные затраты энергии и личного времени. Совместная деятельность детей при подготовке мероприятий учит их навыкам общения, взаимопониманию и взаимопомощи. В такой деятельности формируется классный коллектив. В формировании коллектива участвуют и родители. Привлекая родителей, учитель не только лучше узнает их, но и создает условия для сплочения детей и родителей, прививает вкус совместными усилиями проводить мероприятия. Эта проблема представлена в работах Г.И.Черного, Д.М.Генкина, И.М.Туманова и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о школьном методическом объединении учителей начальных классов
МО учителей начальной школы - структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом....
Выступление на школьном методическом объединении.
Коррекционная работа в начальной школе....
План работы школьного методического объединения учителей начальных классов
План-сетка работы ШМО учителей начальных классов на учебный год...
Управление школьным методическим объединением учителей начальных классов. Создание коллектива единомышленников.
Презентация деятельности методического объединения в условиях реализации ФГОС....
Отчёт о работе школьного методического объединения по новым ФГОС
В данном отчёте сделан анализ работы школьного методического объединения по новым ФГОС и поставлены задачи на новый учебный год....
Сообщение на школьном методическом объединении тема: «Обновление содержания и технологий учебно-воспитательной деятельности в соответствии с ФАООП УО (ИН)»
В соответствии с федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся учебно-образовательных организаций (ин) было ...
Сообщение на школьном методическом объединении тема: «Актуальные вопросы реализации системно-деятельностного подхода»
Системно-деятельностный подход – это эффективный способ организации процесса обучения, в котором акцент делается на активной и самостоятельной познавательной де...