Выступление на школьном методическом объединении.
план-конспект по теме
Предварительный просмотр:
Выступление.
Коррекционно – развивающая направленность занятий.
В речевой класс зачисляются дети по решению ППМК на программу V вида. В случае устранения речевого дефекта воспитанники на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся на образовательную программу общего типа.
Обучение направлено на коррекцию различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими (в некоторых случаях) отклонений в психическом развитии воспитанников. У них не развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые для полноценного включения в жизнь общества.
Целью работы является:
Своевременное выявление и преодоление расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся.
Недостатки речи, которые обнаруживаются при обучении ребенка в школе, могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
А проблема нарушения письменной речи у школьников является одной из самых актуальных для общеобразовательной школы, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний.
Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи воспитанников, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения. Своевременные коррекционные мероприятия могут намного облегчить жизнь маленькому школьнику. Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, которая является основой воспитания и обучения детей.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- развитие психофизических функций,
- правильное оценивание проявлений речевой недостаточности каждого ученика;
- обогащение кругозора детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
- формирование учебной мотивации;
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности: самостоятельности, произвольности, познавательной активности;
- формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с указаниями или по образцу, осуществлять самоконтроль;
- общее развитие речи детей и речевых предпосылок к усвоению программы по русскому языку и другим предметам.
Свою коррекционную работу я осуществляю в тесной связи психологом школы и с логопедом - это взаимопосещение занятий, взаимопомощь. Обязательно в тесном контакте с родителями. Только при таком тесном сотрудничестве можно добиться реальных результатов.
На занятиях помимо речевых заданий предусматриваются задания на восстановление психофизических функций. Это упражнения на релаксацию, психогимнастика, игры на развитие мелкой артикуляционной и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения. Задания на развитие познавательных процессов, пространственного и зрительного восприятия.
При тренировке каждого отдельного познавательного процесса происходит обязательное включение других. Однако они «обслуживают» ведущее качество одного из процессов, интегрируются с ним, образуя новое качество. Например, такое качество, как наблюдательность, интегрирует в себе и развитую память, и мыслительный анализ, однако, ведущим в этом качестве является процесс восприятия.
Содержание коррекционно-развивающей работы.
Каждому ребенку, пришедшему первого сентября в первый класс, очень хочется хорошо учиться.
А каждому учителю хочется как можно лучше научить своих учеников всем премудростям наук, не допустить появления учебных проблем, помочь ребятам справиться с возникающими в ходе обучения трудностями.
Чтобы эта работа была успешной, важно помнить самое важное условие ее осуществления:
Безграничная вера в ребенка.
Каждый ребенок может научиться всему.
Для ребенка очень важно постоянно, на каждом уроке и в любой деятельности чувствовать свою успешность.
- Развитие психофизических функций.
- Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
- Ориентация в пространстве и времени.
- Развитие анализаторов: зрительно-пространственных, слуховых, кожно-осязательных, кожно-мышечных.
- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыков каллиграфии.
- Развитие артикуляционной моторики.
Примерные задания и упражнения.
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика.
- Выкладывание букв из палочек.
- Определение букв, геометрических фигур, игрушек на ощупь.
- Поиск букв, наложенных друг на друга.
- Реконструирование букв.
- Конструирование из элементов ( овал, полуовал, палочка,…).
- Плетение, лепка,…
- Развитие познавательных процессов.
- Развитие внимания (объём, концентрация, распределение и переключение, устойчивость) и наблюдательности при восприятии (цвета, формы, времени, пространственное, фонематическое) различного материала.
- Развитие памяти (зрительной, слуховой, эмоциональной, долговременной).
- Развитие воображения.
Примерные задания и упражнения.
- Игра «Что изменилось»?
- Собери силуэт из геометрических фигур.
- Разложи на разные группы картинки.
- Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирует познавательную деятельность - мышление, восприятие, представление, память и др.
- Развитие произвольной сферы.
- Формирование волевых качеств, умения сдерживать своё поведение, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, умения находить выход из трудных ситуаций.
- Развитие волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенствовании (на эту сторону психического развития следует обратить особое внимание, если ребёнок отличается повышенной активностью, непоседливостью, импульсивностью, рассеянностью).
Примерные задания и упражнения.
- Формирование мотивации, этому способствует разнообразие форм занятий: урок – сказка, урок – путешествие, урок – игра,…
- Создание игровых ситуаций в рамках классического урока.
- Приучение и контроль.
- Развитие речи, обогащение словаря.
…
Работа на фонетическом уровне.
- Развитие звукового анализа слов.
- Развитие фонематического восприятия.
Примерные задания и упражнения.
- Выделение первого звука в слове (-по первым звукам названий картинок составить слово; - нарисуй картинки, чтобы по первым звукам названий можно было составить слово; - игра в слова;…).
- Определение количества и места звуков в слове (-нарисуй картинки, в названии которых четыре звука; - нарисуй картинки, названия которых начинаются (заканчиваются) с гласного (согласного) звука.
- Закрасьте красным цветом квадратик, соответствующий месту гласного звука, в дальнейшем, рисование схем слов.
- Распределение слов в три столбика:
Буквы = звукам букв > звуков букв < звуков.
- И т.д…
Работа на лексическом уровне.
- Количественный рост словаря за счёт усвоения новых слов и их значений.
- Качественное обогащение словаря путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов.
- Очищение словаря от искажённых, жаргонных слов.
Примерные задания и упражнения.
- Заучивание стихов с движением.
- Отгадывание предмета по описанию, загадок по картинкам или с использованием эпитетов.
- Игра с мячом «скажи наоборот».
- Назвать, одним словом серию картинок.
- Слоговой анализ и синтез слов (- записать слова, состоящие из данных слогов; - составить словосочетания или предложения с данными словами; - переставить слоги местами и получить новое слово).
- Состав слова – морфемный анализ и синтез слов ( - подобрать глагол к существительному; - найди «лишнее» слово или предмет; -ударение в слове; - многозначные слова; - …).
- Игра кто назовёт больше слов по теме: «дикие животные» или «герои сказки…».
Работа на синтаксическом уровне.
- Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
- Обогащение фразовой речи.
Примерные задания и упражнения.
- Как интонацией выразить конец предложения.
- Отличить предложение от словосочетания.
- Исправить предложения, если есть ошибки.
- Разбор предложения или составление графической схемы предложения, придумывание предложений по графической схеме.
- Составление предложений по сюжетной картинке.
- Распространение предложения путём увеличения количества слов.
- Инсценировка стихов, басен, сказок,…
- Развитие эмоционально – личностной сферы.
- Формирование творческой личности ребёнка.
- Раскрытие индивидуальных способностей эмоционального восприятия мира.
- Форма коммуникабельности.
- Развитие фантазии.
- Воспитание смелости публичного самовыражения.
- Развитие выразительности движений.
- Обогащение духовного мира.
- Воспитание культуры эмоций.
Примерные задания и упражнения.
- Передача голосом, движениями и мимикой настроения.
- Изображение пантомимой заданного животного (остальные угадывают).
- Учимся сопереживать литературным героям и друг другу.
- Расширение представлений об окружающей деятельности.
- Обогащение кругозора детей.
- Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
- Знакомство с литературными произведениями.
- Формирование морально-нравственных качеств.
Примерные задания и упражнения.
- Чтение или прослушивание литературных произведений.
- Рисование иллюстраций или лепка литературных героев.
Мы посетили:
- Театр сказки «Снежная королева».
- ДТЮ «Новогодний праздник».
- Музей «Игрушки».
- Музей «Водоканала».
- ДТЮ кружок юннатов.
Провели:
- Экскурсию по микрорайону.
- Экскурсия на Елагин остров с посещением Елагина дворца.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие навыков общения с взрослыми, ровесниками.
- Формирование умений устанавливать отношения взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности, чувства товарищества.
- Адаптация ребёнка в школьном коллективе и социуме.
Примерные задания и упражнения.
- Формирование классного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на школьном методическом объединении "Особенности адаптации первоклассников к условиям школы"
Адаптация первоклассников к школе....
Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС
Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...
Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий".
Выступление на школьном методическом объединении по теме:"Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"....
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»
Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...
выступление на школьном методическом объединении "Проблема развития и воспитания одарённых детей "
Проблема развития и воспитания одарённых детей...
Выступление на школьном методическом объединении по теме «Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе» 21.12.16г
выступление...
Выступление на школьно-методическом объединении классных руководителей на тему "О программе "Медиатор в школе".
Выступление на школьно-методическом объединении классных руководителей на тему "О программе "Медиатор в школе"....