Игровые технологии
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Как использовать игровые технологии в урочной и внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в учебно- воспитательном процессе
Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Поэтому у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение к учению.
«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.» А.С. Макаренко
Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с интересом изучал тот или иной предмет?
Постановка проблем, совместный поиск, игра - вот те средства, которые формируют положительное отношение у ребёнка к учению, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным
В школе я работаю более25 лет. За плечами большой практический багаж. За это время произошло много изменений. В своё время использовались различные педагогические технологии, а вот игровые всегда присутствовали, в начальной школе в особенности.
Конечно, время требует новых нетрадиционных педагогических технологий, которые формируют обстановку творческого сотрудничества, активизируют личность ребёнка,воспитывают в детях чувства собственного достоинства и уважения к различиям, дают ощущение творческой свободы и самое главное приносят радость
Игровая технология- самая актуальная для учителя начальной школы
Игровым технологиям я уделяю большое внимание.Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо- поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Игра- это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нанам, взрослым, удобно дать материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Содержание игры- это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.
На моих уроках не принято смирно сидеть за партами, слушать и выполнять указания учителя. Дети сами ставят перед собой цели и отправляются в “путешествие” по Вселенной, устраивают суды над гласными и согласными, являются активными участниками КВН, становятся сыщиками, издателями газет. В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работают несколько учащихся, то все остальные выполняют роли контролёра, судьи, учителя.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели:
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;
-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;
- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Основные условия проведения дидактической игры:
1. наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;
2. выразительность проведения игры;
3. необходимость включения педагога в игру.
Учитель является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, превращая их в игру.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» «Отвечай сразу!».
Большинство видов дидактических и развивающих игр я беру из сборника”Дидактические и развивающие игры в начальной школе с применением ИКТ” из серии “Современная школа”. В книге этой серии содержатся материалы, разработанные участниками”Сети творчества учителей” сообщества”ИКТ в начальной школе” . В сборнике есть игровые уроки, помогающие ребёнку учиться с увлечением, формирующие предметные компетенции. Многие игры можно использовать при индивидуальной работе или фронтально с классом на интерактивной доске.
Дидактические игры можно отнести к следующим группам:
игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним.
игры, включающие элементы поиска и творчества.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Урок – деловая игра.
Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. В процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни
Деловая игра - это форма обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания деятельности, система отношений, характерных для данного вида практики.
В ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;
учебная игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;
игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.
Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:
Составление плана игры.
2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.
3. Подбор информации; средств обучения.
4. Разработка способов оценки результатов игры.
Используя игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе, учителя пришли к следующим выводам:
игра стимулирует умственную деятельность
игра активизирует познавательную деятельность учащихся;
игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение, память, мышление;
игра- один из приёмов преодоления пассивности учеников
игра повышает интерес учащихся к изучаемому материалу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»
Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам для организации и проведения занятия по математике с детьми от 4 до 5 лет в...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...
Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...
Игровые технологии как вид педагогических технологий
В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии
Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...