рабочая программа индивидуального развитие речи 1 класс
рабочая программа (1, 3 класс) на тему

Метелёва Ирина Геннадьевна

рабочая программа индивидуального развитие речи 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_1-3_kl.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

(Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию речи составлена на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы»  под редакцией  В. В. Воронковой, 2006 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Письмо МО  РФ от 14.11.88, №17-253-б «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
  • Письмо МО РФ от 03.04.2003, № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
  • Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Инструктивного письма Минобразования РФ от 26. 12. 2000 г. N 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 N 48";
  • Постановление Правительства РА от 15.05.2013 г. № 125 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому, а так же размера компенсации затрат на эти цели родителей (законных представителей)»;
  • Стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся (Базисный план общего образования учащихся с тяжёлой степенью умственной отсталости) Москва, 1999г. (авторский коллектив Воронкова В.В.);
  • Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Ыныргинская СОШ»  

Целью данной программы является:

- направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
  • расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
  • обогащать словарный запас обучающихся.

                В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по развитию речи включены знания о языке – речевая практика и речевое творчество:

  • развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению; овладение способностью пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2011  учебном году».

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Худенко, Е.Д. Знакомство с окружающим миром 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Е.Д. Худенко, И.А. Терехова. - М.: АРКТИ, 2004.- 104 с.
  • Худенко, Е.Д. Практическое пособие по развитию речи / Е.Д. Худенко, Е.В. Останина. – М.: Руссико, 1994.- 56 с.
  • Комарова, С.В. Устная речь 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / С.В. Комарова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Школьникам предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия.  В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Рабочая программа по развитию речи составлена в соответствии с учебным планом  на 2014-2015уч.год и  рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю) для 1 класса, 34 часа в год  (1час  в неделю) для 3 класса.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
      
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.
      
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.
      
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
      
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.
      Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
      
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
      
Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
      
Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
      
Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
      
Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.
      
Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).
      
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
      
Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
      
Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
      
Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
      Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
      Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.
      Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями. Сбор семян для подкормки птиц.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
      участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
      составлять простые нераспространенные предложения;
      распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
      Учащиеся должны
знать:
      названия изучаемых предметов, части предметов.

Дополнительная литература:

  1. Гаврикова, М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие - 2-е изд., доп.  / М.Ю. Гаврикова. – М.: Глобус, 2007. - 48 с.
  2. Каткова, Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию./ Е.Г. Каткова. – М.: Интелект – Центр, 2005. - 38 с.
  3. Николаекова, Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. / Е.И. Николаекова. – М.: «Первое сентября», 2002. – 24 с.
  4. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002. – 132 с.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 3 класс

34 часа

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

1

Сентябрь - начало осени. (экскурсия)

1

2

Летние и осенние явления в природе

1

3

Овощи

1

4

Фрукты

1

5

Овощи и фрукты

1

6

Дом. Квартира. Домашний адрес.

1

7

Дорога в школу и домой.

1

8

Семья

1

9

Осень – перемен восемь

1

10

Одежда

1

11

Одежда

1

12

Обувь

1

13

Обувь

1

14

Декабрь – начало зимы

1

15

Деревья. Кустарники

1

16

Деревья. Берёза. Клён

1

17

Начало зимы. Зимние забавы детей

1

18

Дикие животные. Заяц

1

19

Домашние животные. Кролик

1

20

Домашние и дикие животные

1

21

Февраль – последний месяц зимы

1

22

Февраль – последний месяц зимы

1

23

Птицы. Ворона. Воробей

1

24

Насекомые. Жук. Бабочка

1

25

Птицы и насекомые

1

26

Март – начало весны

1

27

Кто как весну встречает

1

28

Комнатные растения

1

29

Весна – нежное время года

1

30

Раннецветущие растения

1

31

Охрана здоровья. Режим дня

1

32

Охрана здоровья. Кожа – надёжная защита организма

1

33

Охрана здоровья. Уход за ногами

1

34

Здоровье и питание

1

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 1 класс

33 часа

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

1

Школа. Учебные вещи и их название.

1

2

Игрушки. Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

1

3

Овощи: помидор, огурец. Цвет, форма, вкус, запах. Сравнение.

1

4

Звуки в природе. Речевые и неречевые звуки.

1

5

Признаки осени. Сравнение признаков времён года.

1

6

Экскурсия в осенний лес.  Изменения в природе.

1

7

Звуки живого мира. Животные. Звукоподражание.

1

8

Звуки живого мира. Разнообразие человеческих голосов.

1

9

Знакомство со звуками предметного мира. Музыкальные инструменты.

1

10

Знакомство со звуками предметного мира. Транспорт.

1

11

Знакомство со звуками предметного мира. Бытовые приборы.

1

12

Одежда. Уход за одеждой.

1

13

Экскурсия в зимний лес. Сезонные изменения  в природе

1

14

Неречевые звуки. Звуки в лесу зимой.

1

15

Неречевые звуки. Капель

1

16

Неречевые звуки. Колокольчики.

1

17

Домашние животные. Кошка

1

18

Домашние животные. Собака

1

19

Дикие животные. Лиса

1

20

Дикие животные. Волк

1

21

Птицы. Голубь

1

22

Птицы. Воробей

1

23

Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Игра «Услышь звук»

1

24

Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Игра «Услышь звук»

1

25

Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Игра «Определи место звука в слове»

1

26

Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Игра «Определи место звука в слове»

1

27

Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Игра «Помести картинку в…»

1

28

Охрана здоровья. Режим дня.

1

29

Комнатные растения. Уход за растениями.

1

31

Экскурсия в лес «Весна пришла». Звуки весной.

1

32

Экскурсия на поляну. Обитатели поляны.

1

33

Повторение пройденного материала

1

МОУ «Ыныргинская СОШ» учитель начальных классов Метелёва И.Г.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по развитию речи 3 класс

В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 1 класса

Рабочая программа по развитию речи разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...