рабочая программа 2 класс мир геометрии
рабочая программа (2 класс) на тему

составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_geometrii_2_klass.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

Заветинский район село Заветное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заветинская средняя общеобразовательная школа №1

                                                                                                «Утверждаю»                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                       

                                                                                                      Директор МБОУ ЗСОШ        №1

                                                                                                                   Приказ от  17.08.2015 г  № 47 ОД                                                                                                                                                                            

                                                                                                    ___________ Таранин С.Н.

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по    внеурочной деятельности

кружка «Мир геометрии »

направление    интеллектуальное

класс       2 «А»     2 «Б»     

количество часов         34 часа - 2 «А» ; 31 час -  2 « Б»  

учитель               Бондаренко Екатерина Михайловна

программа разработана на основе  авторской программы курса

« Наглядная геометрия». Н. Б. Истоминой, 3. Б. Редько  Москва: «Линка – Пресс»,2012 г

Программа разработана на  2015-2016  уч. год

                       

                                                                              2015г

СОГЛАСОВАНО                                                             СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                            Заместитель директора по ВР

методического совета                                          17 августа  2015  года                                                                                                                    

МБОУ ЗСОШ №1                                                ______________ Е.В. Кутепова

от 17 августа  2015  

__________  В.Г. Бондаренко                                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая    программа   кружка « Мир  геометрия» для занятий с учащимися 2 «Б», 2 «А» классов во второй половине дня, разработана на основе Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с программой внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ Заветинской СОШ №1, а также  на основе авторской программы « Наглядная геометрия». Н. Б. Истоминой, 3. Б. Редько  – Москва: «Линка – Пресс»,2012 г.;  которая обеспечена: Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений. Н. Б. Истомина, 3. Б. Редько. – Москва: «Линка – Пресс»,2012г

   

Нормативно-правовая база:

1. Закон « Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ ч 2,3,:, ст.28

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального

 общего  образования.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011- 2015 годы

4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12 2012 № 1060 г Москва  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009, №373»;

5. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

6.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от  29.12.2010 №189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

7. Авторская программа курса « Наглядная геометрия»Н. Б. Истоминой, 3. Б. Редько  – Москва: «Линка – Пресс»,2012 г «

8. Программа внеурочной деятельности МБОУ Заветинской средней общеобразовательной школ №1

Назначение программы.

Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение.

Решая задачу развития пространственного мышления в русле концепции развивающего обучения математике в начальной школе, авторы ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способности читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.

При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:

· данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);

· логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);

· богатейшим опытом начального обучения геометрии, отражённым в методической литературе;

· результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 5—6-м классах и в начальной школе;

· рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.

Актуальность.  Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметам. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный со многими процессами, это фундамент всего последующего обучения. В процессе работы учащиеся обучаются разработке проектов, их оформлению, работе с алгоритмами, проведению исследовательской деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения  требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской  деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального  образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в  содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности . Курс «Наглядная геометрия» направлен на совместную творческую работу и выводит на первый план моделирование системы обучения и развития сотворческими процессами и построение своеобразной схемы взаимоотношений «педагог – ученик – родитель».

.

Возраст детей участвующих в реализации

Программа  кружка «Мир геометрии» рассчитана на учащихся начальной школы. Возраст 7,5 - 8,5 лет. 

Сроки реализации программы.

      Срок   реализации-  1 год.

     Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа.  Продолжительность занятий – 40 мин.

                                                       

Режим работы.

       Для учащихся 2»А» и 2»Б»  классов 1 раз в неделю, т.е 34 ч в год. Рабочая    

       программа     составлена на 34 ч для    2 «А» класса  ;  для 2 «Б» класса на 31 ч, т.к

       согласно   годового календарного графика 7 марта,  2  мая , 9 мая праздничные  дни

       и  выпадают  на понедельник. Выполнение программы планирую за счет совмещения тем

       в разделе «Углы. Многоугольники. Многогранники»

Цель и задачи курса.

Цель курса– расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Факультатив и изданные для его проведения Тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий.
        
Задача курса –используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно- образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

 Задачи геометрической пропедевтики: 
· развитие у младших школьников пространственных представлений;
· ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;
· формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин;
· развитие у младших школьников различных форм математического мышления;
· формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

Формы и методы работы.

В данной программе занятия даются в интересной и доступной форме и представляют особый интерес для развития  ребенка младшего школьного возраста. Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование. .  Проведение занятий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание  учащихся, позволяет повысить мотивацию к обучению в начальной школе и обеспечить стабильность качества знаний на  второй ступени обучения. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир математики. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как

А также различные методы обучения:

- в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;

- в основе, которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

       

Структура курса «Мир геометрии»

2 «А» - 34 ч   ; 2 «Б»   - 31 ч ( 1 час в неделю)

Содержание курса

Кол-во час.

Сроки

прохождения

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудиторных

Неаудиторных

1

Поверхности. Линии. Точки.

4 ч

04.09.15-25.09.15

07.09.15-28.09.15

Личностные УД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 

Регулятивные УД: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность,.

Познавательные:

-общеучебные: устанавливать аналогии, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить логическое рассуждение, Коммуникативные: строить понятные для партнера

2

Углы. Многоугольники. Многогранники

30 ч

27 ч

02.10.15-20.05.16

05.10.15-23.05.16

Личностные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

. Познавательные:

-общеучебные: устанавливать аналогии, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

логические:

- выражать в речи свои мысли и действия. выдвижение гипотез и их обоснование. адекватность оценивания правильности выполнения задания;

 - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет

-задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь работать в паре

   Итого :   2 «А»

                  2 «Б»

34ч

31 ч

Календарно - тематический план

2 «А» - 34 ч   ; 2 «Б»   - 31 ч ( 1 час в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во час.

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Поверхности. Линии. Точки.(4 часа)

1    (1)

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

1

(1)

04.09.2015

07.09.2015

2  ( 2 )

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

1   ( 1)   

11.09.2015

14.09.2015

3  ( 3 )

Ломаная линия. Длина ломаной.

1  ( 1)

18.09.2015

21.09.2015

4  ( 4 )

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.

1  ( 1 )

25.09.2015

28.09.2015

Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 ч – 2 «А»  ; 27ч  2 «Б»)

5  ( 5 )

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

1 ( 1 )

02.10.2015

05.10.2015

6  ( 6 )

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

1  ( 1 )

09.10.2015

12.10.2015

7   ( 7 )

Острый, прямой и тупой углы.

1  ( 1 )

16.10.2015

19.10.2015

8  ( 8 )

Острый угол. Имя острого угла. Урок-проект.

1  ( 1 )

23.10.2015

26.10.2015

9  ( 9 )

Тупой угол. Имя тупого угла

1  ( 1 )

30. 10.2015

09.11.2015

10  ( 10 )

Построение луча из вершины угла.

1  ( 1 )

13.11.2015

16.11.2015

11  ( 11 )

Построение прямого и острого углов через две точки.

1  ( 1 )

20.11.2015

23.11.2015

12  (12 )

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

1  (1 )

27.11.2015

30.11.2015

13  (13 )

Измерение углов. Транспортир.

1 (1 )

04.12.2015

07.12.2015

14  ( 14 )

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

1  (1 )

11. 12.2015

14.12.2015

15  (15 )

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

1  (1 )

18. 12.2015

21.12.2015

16  (16 )

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.

1  ( 1 )

25. 12.2015

28.12.2015

17  ( 17 )

Многоугольники с прямыми углами.Урок-проект.

1  ( 1 )

15.01.2016

18.01 2016

18  ( 18 )

Периметр многоугольника.

1  ( 1 )

22.01.2016

25.01 2016

19  (19 )

Четырехугольник. Трапеция. прямоугольник.

1  ( 1 )

29.01.2016

01.02.2016

20  (20)

Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

1 ( 1 ) 

05.02.2016

08.02.2016

21  ( 21 )

Взаимное расположение предметов в пространстве.

1  ( 1 )

12.02.2016

15.02.2016

22  ( 22 )

Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел.

1  ( 1 )

19.02.2016

20.02.2016

23  ( 23 )

Многогранники. Грани.

1  ( 1 )

26.02.2016

29.02.2016

24  ( 24 )

Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

1  ( 1 )

04.03. 2016

14.03.2016

25, 26

( 25 )

Плоские фигуры и объемные тела.

Повторение изученного материала.

2

(1 )

11.03. 2016

18.03. 2016

21.03.2016

27, 28

( 26 )

Куб. Развертка куба.

Каркасная модель куба.

2

( 1 )

25.03. 2016

08.04. 2016

04.04.2016

29  ( 27 )

Знакомство со свойствами игрального кубика.

1  ( 1 )

15.04. 2016

11.04.2016

30 ,31

( 28 )

Куб. видимые невидимые грани.

Куб. построение куба на нелинованной бумаге.

2

( 1 )

22.04. 2016

29.04. 2016

18.04.2016

32  ( 29 )

Решение топологических задач.

1   ( 1 )

06.05. 2016

25.04.2016

33  ( 30 )

Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. Урок-проект.

1   ( 1 )

13.05. 2016

16.05.2016

34  ( 31 )

Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

1  ( 1 )

20.05. 2016

23.05.2016

                                                                    Итого:  2 «А»

                                                                                  2 «Б»

34 ч.

31 ч

Список литературы


для учителя:

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

2.Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов.Москва: «Линка – Пресс», 2012

для учащихся:

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.

        

                                                 Техническое оснащение:

- компьютер с экраном и проектором;

                                                       Оборудование:

Ножницы, линейка, карандаши цветные, фломастеры, простой карандаш, клей ПВА, картон, цветная и белая бумага, нож канцелярский, пластилин.

Дидактические материалы:

1. Модели геометрических фигур

2. Электронные презентации.

                                                         Медиаресурсы и пр.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

3.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

Предполагаемые результаты освоения курса «Наглядная геометрия»

        Личностными результатами курса «Наглядная геометрия»является формирование следующих умений: 
· самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
· в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
· формирование внутренней позиции школьника;
· адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
Метапредметными результатами освоения данного курса будет:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  поиск средств ее осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметными результатами освоения данного курса будет: 
· использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
· овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
· приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;
· вычислять периметр геометрических фигур;
· выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
· строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
· выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
· распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;

        Обучающийся научится: 
· описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; 
· распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); 
· выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; 
· использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; 
· распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); 
· соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. 
· измерять длину отрезка; 
· вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; 
· оценивать размеры геометрических объектов
        
Обучающийся получит возможность научиться: 
· распознавать плоские и кривые поверхности; 
· распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры; 
· распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

СПОСОБЫ  И  ФОРМЫ  ОЦЕНКИ  ДОСТИЖЕНИЯ  РЕЗУЛЬТАТОВ

Способами определения результативности программы являются:  диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: активность, заинтересованность;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий является  повышение качества успеваемости по математике.

Так  же  оценить  результативность  курса  можно  по  участию  учащихся  в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района,  олимпиады, соревнования, проекты, познавательные игры. 

Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по наглядной геометрии 2 класс

Рабочая программа по наглядной геометрии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и реализуется средствами предмета «Наглядная геометрия» ...

Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия" (направленность общеинтеллектуальная) 2 класс

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание    интереса к изучению геометрического материала....

Рабочая программа по наглядной геометрии 3 класс УМК Гармония

Рабочая программа по наглядной геометрии 3 класс УМК Гармония...

Рабочая программа спецкурса "Наглядная геометрия" 3 класс.

Рабочая программа спецкурса "Наглядная геометрия" 3 класс....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас "1 класс

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас "1 класс...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас " 2 класс

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас " 2 класс...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас " 3 класс

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас " 3 класс...