Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас " 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас " 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_vokrug_nas_2_klass.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Рассмотрено На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от 20.08.2015г. Руководитель __________/ Цыганкова С.Н./ | Согласовано Заместитель директора по УР ________/О.С. Галактионова/ «25»августа 2015г. | Утверждаю Директор школы _________/Н.В. Алексеева/ «26» августа 2015 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Геометрия вокруг нас»
во 2 классе
на 2015 – 2016учебный год
Рабочую программу составили:
Платонова Л.А.
Копацкая О.Н.
Макарова В.Г.
г. Велиж
Пояснительная записка
Программа по курсу «Геометрия вокруг нас » для обучающихся 2 класса МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012.
- Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
- Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 31.12.2015 №1576«О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373».
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа.
- Сборника примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011.
- Программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы факультативного курса «Наглядная геометрия» 1 -4 кл. Белошистой А.В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл. Шадриной И.В.
- Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2015/2016 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа.
- Годового календарного учебного графика на 2015/2016 учебный год МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа.
Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умениярешать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель:формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Данные о внесённых изменениях в программу
Настоящее программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы факультативного курса «Наглядная геометрия». 1 - 4 кл. Белошистой А.В., программы факультатива «Геометрия вокруг нас» Носовой О.М.Содержание авторской программы сохранено в полном объеме, дополнения и изменения не вносились.
Описание места учебного предмета «Технология»
в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на освоение курса «Геометрия вокруг нас» во 2 классе выделяется 34 ч. (1 ч. – в неделю, 34 учебные недели).
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
Содержание курса «Мир геометрии» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Учебно-методическое обеспечение:
- Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение», 2002
- Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас, 2 класс»
Программа обеспечивает работу по достижению второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
- разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
- любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
- мышления.
Метапредметные результаты
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
- Содержание курса внеурочной деятельности
«Геометрия вокруг нас, 2 класс»
Второй год обучения ставит целью дополнить и расширить знания учащихся, полученные ранее. Программой предусмотрено знакомить с буквенной символикой, научить применять формулы при решении геометрических задач: привить навыки пользования циркулем, транспортиром.
Программа2 класса:
Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии.
Углы.
Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов.
Треугольники.
Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур.
Четырехугольники.
Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.
Формы организации и виды деятельности
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.
Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие.
К репродуктивным относятся:
а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу,
б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков.
Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера.
Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний.
Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий.
Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
- Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
1 | Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. | 1 | Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. |
2 | Цвета радуги. Их очередность. | 1 | Сказка о малыше Гео. Практические задания. |
3 | «Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства. | 1 | Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом. |
4 | Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. | 1 | Сказка о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт» |
5 | Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1 | Задачи на развитие логического мышления. Загадки. |
6 | Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. | 1 | Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки. |
7 | Решение топологических задач. | 1 | Самостоятельная работа. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под». |
8 | «Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии. | 1 | Продолжение сказки. Практические задания. |
9 | Решение топологических задач. Лабиринт. | 1 | Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт. |
10 | Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. | 1 | Разучивание песенки. Игра «Дорисуй». |
11 | Вертикальные и горизонтальные прямые линии. | 1 | Сказка. Практические задания на Геоконте. |
12 | Первоначальное знакомство с сетками. | 1 | Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты. |
13 | Отрезок. Имя отрезка. | 1 | Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок. |
14 | Сравнение отрезков. Единицы длины. | 1 | Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру». |
15 | Ломаная линия. | 1 | Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт». |
16 | Ломаная линия. Длина ломаной. | 1 | Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления. |
17 | Решение задач на развитие пространственных представлений. | 1 | Задачи на развитие пространственного представления. Игра «Одним росчерком». |
18 | Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света. | 1 | Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком». |
19 | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | 1 | Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа. |
20 | Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла. | 1 | Сказка. Геоконт. Практические задания. |
21 | Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла. | 1 | Сказка. Игра «Одним росчерком». |
22 | Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия. | 1 | Сказка. Практические задания. |
23 | Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте. | 1 | Сказка. Практическое задание. |
24 | Многоугольники. | 1 | Коллективная работа. |
25 | Математическая викторина «Гость Волшебной поляны». | 1 | Сказка. Задания Незнайки. |
26 | «В городе треугольников». Треугольник. | 1 | Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. |
27 | Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | 1 | Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города) |
28 | Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. | 1 | Сказка. Разучивание песенки. Практические задания. |
29 | Треугольник. Виды треугольников. | 1 | Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки. |
30 | «В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция. | 1 | Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из четырёхугольников. |
31 | Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб. | 1 | Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат». |
32 | Квадрат. | 1 | Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами. |
33 | Танграм: древняякитайская головоломка. | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. |
34 | Геометрический КВН. Повторение изученногово 2-м классе. | 1 | Командное соревнование на проверку знаний по геометрии. |
Итого 34 часа |
Геометрия вокруг нас (2 класс)
Календарно-тематическое планирование к программе внеурочной деятельности интеллектуальной направленности «Геометрия вокруг нас»
Количество часов – 34 темы (1 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
Планируемая | Примечание | |||
1 | Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. | 1 | ||
2 | Цвета радуги. Их очередность. | 1 | ||
3 | «Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства. | 1 | ||
4 | Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. | 1 | ||
5 | Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1 | ||
6 | Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. | 1 | ||
7 | Решение топологических задач. | 1 | ||
8 | «Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии. | 1 | ||
9 | Решение топологических задач. Лабиринт. | 1 | ||
10 | Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. | 1 | ||
11 | Вертикальные и горизонтальные прямые линии. | 1 | ||
12 | Первоначальное знакомство с сетками. | 1 | ||
13 | Отрезок. Имя отрезка. | 1 | ||
14 | Сравнение отрезков. Единицы длины. | 1 | ||
15 | Ломаная линия. | 1 | ||
16 | Ломаная линия. Длина ломаной. | 1 | ||
17 | Решение задач на развитие пространственных представлений. | 1 | ||
18 | Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света. | 1 | ||
19 | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | 1 | ||
20 | Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла. | 1 | ||
21 | Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла. | 1 | ||
22 | Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия. | 1 | ||
23 | Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте. | 1 | ||
24 | Многоугольники. | 1 | ||
25 | Математическая викторина «Гость Волшебной поляны». | 1 | ||
26 | «В городе треугольников». Треугольник. | 1 | ||
27 | Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | 1 | ||
28 | Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. | 1 | ||
29 | Треугольник. Виды треугольников. | 1 | ||
30 | «В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция. | 1 | ||
31 | Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб. | 1 | ||
32 | Квадрат. | 1 | ||
33 | Танграм: древняякитайская головоломка. | 1 | ||
34 | Геометрический КВН. Повторение изученногово 2-м классе. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеурочная деятельность рабочая программа " Умники и умницы " 3 класс Цыбаева И.Ю.
разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Умники и умницы " 3 класс ( Цыбаева И.Ю)...
внеурочная деятельность рабочая программа " Расчетно- конструкторское бюро" 3 класс
разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Расчетно-конструкторское бюро " 3 класс...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас "1 класс
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас "1 класс...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас " 3 класс
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас " 3 класс...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас" 4 класс
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас" 4 класс...
Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас" 2 класс
Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу "Геометрия вокруг нас"....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Поколений связь живая" 4 класс
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО, составлена на основе ООП НОО школы и авторских программ: Н.М. Фроленковой – Программа по в...