Мастер- класс для молодых специалистов
материал на тему
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для молодых специалистов. «Работа с детьми с низкой мотивацией».
Оборудование: учебник математики, окр. Мира, 1скл, 2скл.3скл.; ариф. Диктант, похвала, заповеди. Таблица на 9 и клоуны
Дети от природы любознательны, исследователи, «почемучки». Не так ли? Вот молодая мама ругает малыша: «Куда ты лезешь там лужа- промокнешь!»(скажут, что баловней, не послушный, ему просто интересно) А ребёнку просто интересно. Или вот, бегущая, уставшая мама, которая тянет малышку домой из детского сада. А та спрашивает, откуда падают снежинки, как получаются снежинки. Не знаю, отстань, я устала.(больше не спросит) 1-классница маме рисунок показывает: «Я старалась, это для тебя», а мама, не глядя на рисунок кладёт в сумку.( больше не нарисует). А как надо? Или вот совсем недавно. Приходит мама записать ребёнка в 1 класс и просит совета, какой Букварь лучше, чтобы ребёнок читал. Как вы думаете , что сказать? С таким же успехом спросили бы про учебник химии или геометрии. Зато во 2 классе не знают автора учебника- какой-то коричневенький, а ребёнок с репетитором занимается. Какой вывод? Обучение детей начинайте с обучения родителей. Откуда же мотивация у детей?
Немного теории
Известно, что для того, чтобы осуществлялась какая-либо деятельность, в том числе учебно-познавательная, необходима достаточная мотивация. Процесс учения без должной мотивации невозможен, в таком случае и само обучение не имеет смысла.
Итак, что есть мотивация? Мотива?ция (от lat. “movere”) как таковая есть побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Психологи определяют этот термин таким образом: мотивация – это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление. Иными словами, мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.
Необходимость формирования учебной мотивации у учащихся в целом обусловлена обновленным содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Очевидно, что выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).
Если рассматривать учебную мотивацию как показатель результативности, то можно выделить следующие ведущие мотивы в учении ребенка:
Познавательные мотивы
Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. И свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. Познавательные мотивы отражают также стремление школьников к самообразованию и саморазвитию. Как думаете у каких учеников присутствуют эти мотивы?—у выпускников и 1-классников
Социальные мотивы
Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: осознание социальной необходимости в получении знаний, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. Как думаете, у каких учеников присутствуют эти мотивы?( у большинства на словах)
Позиционные мотивы:
Позиционные мотивы часто относят к социальным, однако считаю оправданным выделить их отдельной строкой. Такие мотивы строятся на желании доминировать в коллективе, быть лидером, они проявляются в разного рода попытках самоутверждения.
Известно, что к моменту поступления в школу, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.
Выделим позитивные и негативные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста. В качестве благоприятных характеристик мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов проявляется и в не всегда учитываемой потребности младших школьников в творческих играх (особенно на героико-романтические сюжеты, на сюжеты из книг, кинофильмов). В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Любознательность является формой проявления высокой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Мотивация младших школьников имеет ряд негативных характеристик, препятствующих обучению. Так, интересы младших школьников недостаточно действенны, неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают у него утомление). Мотивы учеников начальной школы малоосознанны, часто они содержат в себе ориентировку школьника на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется обычно в эпизодическом чтении дополнительных книг.(приготовить докладик, скачав с интернета)
Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения "для себя", что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей.
- Какие же эти немотивированные? Чаще всего это вполне благополучные дети, которые просто не хотят учиться, им не нравится учебная деятельность. Они не стараются, не тщательно выполняют все задания, аккуратно не записывают вслед за учителем. Немотивированные учащиеся не организованны, не исполнительны, не отличаются высоким познавательным интересом. Им вполне достаточно обычной программы, традиционных требований. Они звезд с неба не хватают, обычные дети.
Практика:
Итак, я стремилась научить, получая при этом удовольствие от самого процесса и от результата. Выделив три главных мотива учения – познавательный, социальный и позиционный – я решила действовать, соответственно, в трех направлениях. Проще всего работать в направлении формирования позиционного мотива. Если ребенок достаточно честолюбивый и даже амбициозный, поэтому нетрудно как бы исподволь, ненавязчиво подвести его к желанию выделиться и самоутвердиться в коллективе посредством успешной учебы, активности на уроке и т.д.
Что касается познавательных мотивов обучения, то при их формировании я учитываю, главным образом, специфику восприятия окружающего мира ,ребёнком стараюсь смотреть на мир его глазами, через призму его восприятия и осмысления мира. Главной задачей переориентировать с чувственного восприятия на новый уровень – уровень осмысленного и целостного восприятия, а также сформировать интерес к самой учебной деятельности и к получению знаний. В ход идут ролевые игры, творческие задания, элементы проектной деятельности по возможности с презентацией. Подача нового учебного материала осуществлялась исключительно в рамках проблемного обучения, то есть по схеме: актуализация знаний – совместное формулирование проблемы – самостоятельное открытие знаний –самостоятельное или совместное решение проблемы – формулирование выводов – закрепление полученных знаний. Знания, полученные в готовом виде, представляют для ученика гораздо меньшую ценность, нежели те, что он “добыл” самостоятельно или в “открытии” которых он участвовал. Кроме того проблемные ситуации, сознательно создаваемые учителем на уроке, напрямую стимулируют познавательный интерес школьника и его стремление к самообразованию и саморазвитию, то есть, собственно, к формированию устойчивой познавательной мотивации к обучению. Основной фактор, который может мобилизовать ученика и повысить желание его учиться – это ощущение успеха.
ДЛЯ ОПЫТА
Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили
«Весь воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребёнка». Называть ребёнка по имени.
атмосфера доброжелательности.
1. По методике составляя урок мы пишем , цели, задачи, оборудование, но не пишем как будем проводить урок, в каком темпе. Наша уровновешенность, монотонность заставляет забыть, что дети бегают, прыгают, вечно куда-то спешат. И надо полагать: на уроке, где темп подачи учебного материала похож на замедленную съёмку, ребёнок устаёт , ему становится не интересно и он находит себе дело. Ни один композитор ещё не писал своё произведение не указав, в каком темпе какую часть надо исполнять- это надо для того, чтобы исполнение мелодии стало совершенным и обрело влияние на душу и эмоции слушателя. Советую и вам попробовать вместо «Смотрите на меня», «Слушайте внимательно» в менторском тоне, медленно, четко или повелительно «Думайте все». А если не все решили с предупреждением «А другие?», требовательно «Все, все».
А попробуем так: Арифметический диктант.
Решительно и быстро, заинтересовывая:
-Опустите головы на парты. Закройте глаза!
Вполголоса, предупредително:
-Повторять не буду!
Шёпотом, спокойно, с незначительными паузами:
- Я задумала число… Если прибавить к нему 6, то в сумме получится 10!
Игриво:
- Какое число я задумала?(4) Покажите пальчиками! (Легко прикасаюсь, Правильно, спасибо, молодец! Ошибся, подумай ещё, я к тебе вернусь.
- Второе задание!
-Я забыла, какое число отняла от 10, однако знаю. Что осталось-7! (Интригующе, быстро)Какое число я забыла?
Шепчут на ушко, первый кто верно ответил идёт слушает всех. Делает вывод- кто верно посчитал.
Загадочные слова- дециметр.
А это моя любимая тема. Или мне кажется это трудная тема, помогите. Кто же откажет в помощи учителю.
2. Знаете анекдот: Папа, а почему яблоко, когда откусишь темнеет. И папа начинает объяснять используя химические термины. А ребёнок ( спросить у молод. Спец)
Рассмотрим учебник новых стандартов. Чему научимся. Что узнаем. Это вы будете знать. А после темы вновь возвращаемся- что узнали, чему научились. Как ступеньки познания.
Или фокус с о стаканом воды, листом. Это физика- настоящая наука. А пока будем учить…
Ступеньки знания и незнания -Лента букв.
3. Умение распределять время. Как раз необходимо для таких детей, они оень часто затягивают время на выполнение д/з или на к.р. Что бывает если сказать детям на контрольной работе, что осталось 5 минут? –Кто бросает, кто торопится и делает ошибки. А если : «Ребята, до конца урока 5 минут, у нас ещё одно задание. Успеем?» « Решаем дружно, вдумчиво».
4. Наглядность. Не следовать слепо принципу наглядности. Притча о белом листе:
Белый лист
Пришло время Мастеру проверять своих учеников. Он позвал троих, взял белый лист бумаги, капнул на него чернила и спросил:
— Что вы видите?
Первый ответил: «Черное пятно». Второй: «Кляксу». Третий: «Чернила».
Мастер поставил всем троим низкую оценку.
Ученики спросили:
— Почему?
Мастер сказал:
— Никто из вас не увидел белого листа.
Дети мыслят образами. Таблица на 9- перевёртыши. Окончания 1скл,2скл.,3скл – то что волнует детей..
5.На рисовании, увидев рисунок- образец, я не смогу. Новый вид задачи – я не решу. Верьте в способности ученика и старайтесь передать ему уверенность. Давая индивидуальное задание подбодрите, до ответа перед классом предварительно задайте вопрос по заданию, похвалите.
При объяснении чаще обращайтесь с вопросом, попросите повторить. Похвалить, как внимательно слушает .
6. Не торопите, дети должны вжиться в материал, научитесь ждать.
7.Можно ли говорить в классе, кто из детей учится лучше других?
Наказ на всю оставшуюся жизнь.
- Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве.
- Не считай школу местом, не совсем достойным применения своих выдающихся способностей.
- Не замыкайся в своём учительстве. Если учитель- только учитель- это скучно. Ты должен быть интересен детям, а для этого у тебя, как у мастера- фигуриста, кроме обязательной программы, должна быть великолепная произвольная программа.
- Будь оптимистом. Ужасно. Когда учитель ничего не видит хорошего ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.
- Цени юмор в общении с учениками. Любой ситуации на уроке, в том числе и смешной, учитель должен владеть.
- Запомни: какие бы прекрасные учебники не издавались, какие бы замечательные программы не составлялись, истинный проводник идеи- ты. От тебя зависит, дойдёт ли эта идея до ума детей, до их сердца в целости и чистоте или будет перевёрнута, извращена.
УСПЕХОВ ВАМ !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс для молодых специалистов
Работа с детьми с низкой мотивацией...
Методические материалы к проведению мастер-класса для молодых специалистов
Методические материалы к проведению мастер-класса для молодых специалистов включают в себя: презентацию по проектноу деятельности, раздаточный материал для проведения мастер-класса....
Мастер-класс "Здоровье молодого поколения"
Сегодня в нашей стране одной из волнующих тем является здоровье Болезни, травматизм, последствия вредных привычек лишают молодых людей возможности стать полноценными и полезными членами общества, госу...
План проведения мастер-класса для молодых специалистов.
Проводила мастер -класс ....
Презентация к выступлению. Работа над смысловым чтением. «Мастер-класс» для молодых учителей начальных классов.
Оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС помогают написание ВПР и РДР. Но не всегда успешно обучающиеся выполняют эти работы, потому что не в...
Отчет педагога-наставника учителя начальных классов с молодым специалистом
Отчет педагога-наставника учителя начальных классов с молодым специалистом...
10. План работы педагога-наставника, учителя начальных классов с молодым специалистом,
План работы педагога-наставника, учителя начальных классов с молодым специалистом, учителем начальных классов...