Программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» (развитие творческих способностей)
проект на тему
Основная идея программы "Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу" овладение обучающимися обобщенными действиями порождающими широкую ориентацию обучающегося в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rts1.docx | 846.82 КБ |
prilozhenie_1.docx | 692.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия № 4
ПРОГРАММА
«Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу»
(развитие творческих способностей)
Автор – составитель:
Басманова Елена Геннадьевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сургут - 2012 г.
Аннотация к программе.
Основная идея программы ««Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» - овладение обучающимися обобщенными действиями, порождающими широкую ориентацию обучающегося в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В результате реализации данной программы, планируется развивать у обучающихся творческие способности через систему специально разработанных задач, заданий и упражнений и ввода специальных приемов, ориентированных на освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Актуальность данной программы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
«Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным –
вот задача первоначального обучения»
К. Д. Ушинский.
Пояснительная записка
Метапредметная программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» (развитие творческих способностей младших школьников)
Параллель:1-3 классы
Автор: Басманова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Раздел 1. Актуальность курса
Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.
Главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Очень большое значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. Это позволяет максимально использовать все возможности для развития творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая интерес каждого ученика. Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества.
Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Модернизация современной системы образования обусловлена необходимостью обеспечения перехода к постиндустриальному информационному обществу, что требует обновления общеобразовательной школы для достижения нового качества общего среднего образования, обеспечения процесса целостного развития личности каждого школьника, предполагающего разностороннее и гармоническое развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
Программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» разработана на основе пособий: Зака А.З. «Развитие интеллектуальных способностей», Винокуровой Н.К., «Развиваем способности детей», Холодовой О. «Юным умникам и умницам» в соответствии с Концепцией развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г.Асмолова; Федеральным государственным образовательным стандартом (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Образовательной программой МБОУ гимназии №4(изменения утверждены приказом от 01.09.2011 №217), национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», инновационным проектом «Одаренные дети» в рамках Программы развития гимназии №4.
Одним из ценностных ориентиров начального образования, конкретизирующий общие установки образования, является развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей обучающихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, поскольку исследования выявили у школьников значительно большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
Современную ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризовать сложившимися противоречиями между:
- потребностями общества в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности обучающегося;
- повышением требований к уровню компетентностей, которыми должен обладать младший школьник, готовностью к их преобразованию и существующей организацией учебного процесса, не в полной мере обеспечивающей необходимого уровня развития креативных способностей обучающегося.
Программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» направлена на формирование у обучающихся «умения учиться», овладение ими «способами действий», развитие мыслительных навыков и умение применить полученные знания в реальной жизненной ситуации.
Актуальность курса объяснятся следующими положениями. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности, начиная с начальной ступени образования.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить.
Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации. Научить свободно ориентироваться в огромном потоке информации, которую сегодня получают современные ученики. Научить выделить главное, можно последовательно излагать свои мысли, то есть сформировать такие умения, которые позволили бы школьникам пополнять знания в порядке самообразования в последующей деятельности. Развивающим будет лишь то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей обучающихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть знаниями, умениями и навыками на адекватно их способностям уровне, так и творческих способностей.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.
Под творческими (креативными) способностями обучающихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов».
Раздел 2.
2.1. Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся через систему специально разработанных задач, заданий и упражнений и ввода специальных приемов (в т.ч. алгоритмов), ориентированных на освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Основная идея программы ««Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» - овладение обучающимися обобщенными действиями, порождающими широкую ориентацию обучающегося в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
2.2.Задачи программы:
- Развивать у обучающегося:
- основные свойства внимания – устойчивость, переключение и распределение; закрепление перехода от непроизвольного внимания к произвольному, т.е. умение сосредотачиваться на любом задании;
- мышление: учить анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно и логически думать;
- зрительную и слуховую память, точность и аккуратность, пространственное воображение, усидчивость;
- воспитывать познавательный интерес, активность, самостоятельность;
- творческое, критическое, абстрактно-логическое мышление, способности к решению проблем.
- Формировать способности искать и находить новое решение; необычные способы достижения требуемого результата; новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Эффективность программы. Данный курс предназначен для работы с учащимися первой ступени среднего (полного) общего образования. Период начального обучения – основополагающий в развитии и становлении личности. Следовательно, максимум усилий для развития общих способностей детей надо прилагать с целью создания условий для развития обучающихся, для овладения ими элементами теоретического, обобщающего мышления, связанного с пониманием содержания задач, нахождением общего способа решения однородных задач разного вида, с их целостным планированием.
Методологическую основу программы составляют идеи:
- об определении особенностей творческой деятельности обучающихся младшего школьного возраста (А.С.Белкин, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдов, В.А.Петровский, Е.С.Полат и др.);
- о способах управления творческими процессами интеллектуальной деятельности личности и технологии диагностики креативных способностей обучающихся (И.П.Подласый, П.Торренс, Е.Е.Туник, Л.И.Шрагина и др.);
- об организации творческих ситуаций и способов их решения с помощью эвристических и алгоритмических методов (Г.С.Альтшуллер, В.И.Андреев, И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый, А.В.Хуторской и др).
Программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» опирается на идеи о значении учебной деятельности для формирования творческих способностей, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности обучающихся (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.).
Новизна программы заключается в следующем:
- ярко выраженная метапредметность программы (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир);
- интегрированный характер;
- своеобразная структура занятия, включающая в себя 4 этапа:
- Разминка.
- Развитие психических механизмов как основы РТС.
- Решение частично-поисковых задач разного уровня.
- Решение творческих задач.
Раздел 3. Принципы отбора содержания:
- усложнение содержания учебной деятельности;
- доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;
- ориентация на потребности ребёнка;
- максимальное расширение круга интересов;
- ориентация на соревновательность, актуализацию лидерских возможностей обучающихся.
Раздел 4. Содержание курса
Основное содержание 1 класс
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 10. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Числовые головоломки. Поиск нескольких решений.
Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какая группа дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», конструкторы «Часы», «Весы».
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки. Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Основное содержание 2 класс
Раздел 1
Знакомство с курсом «Волшебный мир логики». Различие и сходства предметов, явлений, выделение существенных и несущественных признаков; правила и значение сравнения.
Раздел 2
Понятие о классах и правилах классификации; закономерности в числах, фигурах, буквах и словах; решение логических задач.
Раздел 3
Установление причинно-следственных связей; различных отношений между понятиями; умение делать умозаключения; определять ошибки в их построении.
Раздел 4
Введение понятия «аналогия», придумывание и использование аналогии в обучении; рассуждения, ошибки в рассуждениях; юмор и логика
Основное содержание 3 класс
Развитие внимания.
Единицы измерения массы (современные, старинные). Ребусы-шутки. Ребус-задача. Ребус-рассказ. Хитрый ребус. Творческие работы детей. Нестандартные задачи. Разрядный состав чисел.
Развитие наблюдательности.
Старинные системы записи чисел. Иероглифические система древних египтян, римские цифры, счет и цифры индейцев Майя, славянская нумерация. Времена года, погодные явления, сезонные изменения в природе. Экологические системы. Обитатели экологических систем.
Развитие слуховой памяти.
Части света, материки. Страны и столицы. Географические объекты. Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела.Числовые разряды. Числовой ребус. Симметричные фигуры.
Развитие быстроты реакции и внимания.
Единицы измерения времени. Числовые горизонтали. Превращения фигур.
Развитие логического мышления.
Четные и нечетные числа. Внетабличные случаи умножения и деления. Волшебные квадраты. Геометрические фигуры, свойства геометрических фигур. Числовой ребус. Анаграммы. Построение геометрических фигур.
Развитие ассоциативного мышления.
Словари сочетаемости слов. Орфографические словари. Грамматические словари. Словообразовательные словари.
Развитие речи. Написание письма: делового, официального, личного, культура письменного общения; история письма; законы эпистолярного жанра. Адресат и адресанта.
Развитие сообразительности.
Русские народные сказки. Сказки разных народов. Литературные сказки. Описание сказочных героев.
Раздел 5.
Принципы отбора материала:
- целенаправленность;
- последовательность;
- доступность;
- занимательность;
- связь с жизнью;
- репродуктивность.
Виды заданий:
- задания с ограниченным временем на выполнение (разминка, проводится на каждом уроке). Цель – способствовать подготовке памяти, актуализации полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона. Многие из предлагаемых обучающимся серий вопросов и задач – с немалой долей юмора, создают благоприятный эмоциональный фон, помогают быстро включиться в нужный темп работы;
- репродуктивные задания, ориентированные на развитие психических механизмов, являющихся основой программы. Цель – деятельность по формированию и усовершенствованию памяти, внимания, наблюдательности, воображения на основе специально разработанных репродуктивных и логически поисковых задач, ввода рациональных приемов (в т.ч. алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой деятельности обучающихся;
- задания с отсроченным вопросом. Их сущность заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Подобная ситуация создается том случае, когда вопрос, на который должен ответить ученик, оказывается для него неожиданным;
- интегративные. Они рассчитаны на интеграцию различных репродуктивных уровней знания и ценны тем, что позволяют в короткий срок выявить интересы младшего школьника. Интегративность вопросов (чередование их из разных учебных дисциплин) и объединение в одном задании разных областей знаний являются логическим выражением реализации межпредметных связей в обучении. На их основе происходит формирование понятий, общих для разных учебных предметов, формирование «способов действий». Усваивая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания об их признаках, обобщает их, устанавливает причинно-следственные связи.
Раздел 6. Контроль и диагностика
Формы контроля:
- Тестирование.
- Обнаружение ошибок и их исправление.
- Повторение последней фразы и оценка ее корректности.
- Продолжение ответа, прерванного в произвольном месте.
Исследования развития творческих способностей проводятся по следующим диагностикам:
- определение уровня развития словесно-логического мышления у обучающихся по методике Л.И. Переслени, М.Ф. Чупрова;
- диагностика способностей учащихся А.И. Савенков;
- определение уровня наглядно-образного мышления по методике «Матрица Равена».
Методы и формы работы:
По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе):
- словесные (устное или печатное слово);
- наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия).
По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер)
- репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);
- проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность).
Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):
- создание ситуации успеха в обучении;
- использование игр и игровых форм организации деятельности.
Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (Ю.К. Бабанский):
- учебные дискуссии;
- творческие задания;
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации.
Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский):
- устный контроль;
- письменный контроль.
Используемые технологии:
- технология поддержки ребёнка (цель технологии - оказание помощи ребёнку в его личностном росте. Данная технология ориентирована на следующие положения: на протяжении всего учебного процесса учитель должен демонстрировать детям совё полное доверие; учитель должен развивать в себе способность чувствовать настрой класса и принимать его; помогать обучающимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящим перед классом, так и перед каждым учеником;)
- технология деятельностного метода, которая является одной из приоритетных целей развития системы образования на ближайшую перспективу. Для реализации данной технологии используются методы: при формировании теоретических и практических знаний используется словесный метод; для развития и формирования практических умений и навыков – практический метод и репродуктивный для развития самостоятельности мышления. Исследовательских умений и творческого подхода к делу – проблемно – поисковые; для развития умения обобщать и анализировать явления – индуктивные и дедуктивные; для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда – самостоятельная работа;
- технологии визуализации (в эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к обучению. По классификации Г.К. Селевко, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала относится к группе педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. По целевым ориентациям она направлена на:
- формирование знаний, умений, навыков;
- обучение всех категорий обучаемых, без селекции;
- ускоренное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии (внедрение ИКТ в образование позволит мне: во-первых, существенным образом ускорить передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества; во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества);
- технологии активного обучения (Г.К. Селевко , Н.В. Борисова) (главенствующая роль - существенно меняется роль педагога (вместо роли информатора - роль консультанта), и роль обучающегося (информация служит не целью, а средством для освоения действий и операций деятельности); активные методы обучения позволяют: стимулировать мыслительную деятельность, раскрывать свои способности, приобретать уверенность в себе, совершенствовать свои коммуникативные навыки, возможность формировать творческое мышление.
- здоровьесберегающие технологии (В.Ф.Базарный) (цель - сохранение и укрепление здоровья обучающихся).
Раздел 7. Содержание программы направлено на реализацию следующих метапредметных и предметных результатов:
Ожидаемые результаты реализации программы.
1 класс
Предметные результаты:
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
Метапредметные результаты:
- умение выполнять учебное действие, фиксировать затруднения, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднений;
- умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- способность к использованию знаково-символических средств; умение готовить свое выступление и выступать, аргументировать свою точку зрения;
- формирование логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация);
- умение работать в паре, группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль.
2 класс
Младший школьник научится:
- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическую цепь рассуждений;
- доказывать собственную точку зрения;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Метапредметные результаты:
- умение выполнять учебное действие, фиксировать затруднения, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднений;
- умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- способность к использованию знаково-символических средств; умение готовить свое выступление и выступать, аргументировать свою точку зрения;
- формирование логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация);
- умение работать в паре, группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты:
- освоение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, приобретение начального опыта их применения для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение отличать характерные признаки от существенных; существенные признаки от несущественных;
- умение узнавать предмет по заданным признакам; сравнивать между собой объекты, выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; выделять характерные признаки для упорядочивания объектов; выделять существенные признаки предметов;
- использование простейших предметные, знаковые, графические модели и преобразовывать их в соответствии с содержанием задания (задачи);
- умение решать логические задачи различными способами: сопоставление данных, с помощью схем и таблиц, с помощью графов, перебор возможных вариантов.
3 класс
Метапредметные результаты:
- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
- ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;
- умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Предметные результаты:
- умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
- освоение опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умение отличать характерные признаки от существенных; существенные признаки от несущественных;
- владение большим объёмом информации, богатый словарный запас, перенос усвоенного знания на новый материал;
- умение объяснять явления, ситуации; изучать признаки объектов через постановку вопросов;
- использование простейших предметные, знаковые, графические модели и преобразовывать их в соответствии с содержанием задания (задачи);
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. С помощью всевозможных увлекательных, интересных заданий, курс поможет развивать у младшего школьника внимание, память, воображение, научить логически рассуждать, неординарно подходить к проблемам.
Литература
- «Современная школа в инновационном образовательном процессе». – Сборник статей. Тюмень, 2003.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М.: Творческий центр, 2003.
- Афонькин С. Ю. «Учимся мыслить логически». – Санкт-Петербург, 2002.
- Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.: «Просвещение», 1988.
- Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. «Диагностика познавательной сферы ребенка». – Москва, 1994.
- Васильева Е. Н., Григорьева Л. М., Сушкова В. Н. «Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей». – Тюмень, 2002.
- Винокурова Н. К. «Развитие творческих способностей». – Москва, 1999.
- Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Психологический очерк. Книга для учителей. – Москва, 1991.
- Гин С. Мир фантазии. – М.: «Вита-Пресс», 2001.
- Гормин А. С. «Теоретические основы обучения и воспитания одаренных детей в парадигме барьерной педагогики». – Великий Новгород, 2002.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение», 1994.
- Гуревич К. М. «Индивидуально-психологические особенности школьников». – Москва, 1988.
- Зак А. З. «Как развивать логическое мышление». – Москва, 2001.
- Зак А. З. «Путешествие в Сообразилию». – Москва, 1995.
- Зак А. З. «Развитие интеллектуальных способностей». – Москва, 1996.
- Зак А. З. «Различия в мышлении детей». – Москва, 1992.
- Коршунова Л. С. «Воображение и его роль в познании». – Москва, 1979.
- Развитие познавательных способностей./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва, 2002.
- Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. «Развитие творческого воображения», – Москва, 2000.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, «Академия развития», 1996.
- Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе. – М.: «Просвещение», 1978.
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: «Просвещение», 1989.
Басманова Е.Г.
Программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу»
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое
планирование
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | |
1 | Сравниваем и составляем правила. | 1 | Представление нового учебного предмета | Ориентироваться в задании. Принимать учебную задачу. Осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. | |
2 | Выделение признаков | 1 | Прием сравнения. Правила сравнения. Выделение признаков. | Рассказывать товарищам о своих впечатлениях, полученных при работе в группе, внимательно, не перебивая, слушать ответы товарищей, высказывать своё мнение о выслушанных рассказах в доброжелательной форме. Ориентироваться в задании. | |
3 | Различие | 1 | Тренировка умения выделения признаков путем сравнения. Сравнивать — значит, уметь находить сходство и различие. | Принимать учебную задачу осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Фиксировать затруднения, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднений. | |
4 | Сходство | 1 | Подвести детей к выводу, что не существует понятий, у которых не было бы чего-нибудь общего. | Принимать учебную задачу. Осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Фиксировать затруднения, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднений. | |
5 | Существенные признаки | 1 | Каждый объект обладает существенными (важными) признаками и несущественными (неважными). Несущественные признаки могут изменяться, при этом объект остается тем же самым. Но если изменить существенные признаки, то это будет уже другой объект. Выделение существенных и несущественных признаков предмета. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Узнавать, сравнивать и различать проблемы в окружающем мире. Составлять устные высказывания по иллюстрациям. Рассуждать о необходимости трудиться. Отвечать на вопросы учителя. Контролировать свои действия при работе в группе. Устанавливать этапы самостоятельной работы. Фиксировать затруднения, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднений. | |
6 | Характерные признаки. | 1 | Понятие «Характерные признаки предмета». Существенные признаки — это те, которыми данный класс объектов отличается от других классов; например, деревья от других растений. А характерные признаки те, которыми различаются разные объекты друг от друга внутри этого класса; например, березы от всех остальных деревьев. | Устанавливать этапы самостоятельной работы. Строить высказывания о своей работе. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Узнавать, сравнивать и различать проблемы в окружающем мире. Составлять устные высказывания по иллюстрациям. Рассуждать о необходимости трудиться. | |
7 | Упорядочивание признаков. | 1 | Для чего нужно упорядочивание? Уметь упорядочивать объекты по характерным признакам. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя. | |
8 | Правила сравнения. | 1 | Сравнить, значит, найти сходство и отличие в предлагаемых объектах. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Узнавать, сравнивать и различать проблемы в окружающем мире. Составлять устные высказывания по иллюстрациям. Рассуждать о необходимости трудиться. Контролировать свои действия при работе в группе. | |
9 | Значение сравнения | 1 | Упражнения на выбор объекта | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Узнавать, сравнивать и различать проблемы в окружающем мире. Составлять устные высказывания по иллюстрациям. Рассуждать о необходимости трудиться. | |
10. | Понятие о классах | 1 | Понятие «класс», упражнения на внимание. Особенности деления на «классы» | Устанавливать этапы самостоятельной работы. Строить высказывания о своей работе. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке | |
11 | Правила классификации | 1 | Правила классификации | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Включаться в парную работу, связанную с общением. | |
12 | Вопросы | 1 | Процесс познания бесконечен. Значит, нужно учиться задавать вопросы. Классификация вопросов. Корректные и некорректные вопросы. | Фиксировать затруднения, анализировать ситуацию, выявлять и устранять причины затруднений. Контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев. Оценивать результаты своей работы на уроке. Рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить примеры | |
13 | Алгоритм | 1 | Понятие «Алгоритм». Составление алгоритма действий. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | |
14. | Закономерности в числах и фигурах | 1 | Поиск закономерности числового ряда | Рассказывать товарищам о своих впечатлениях, полученных при работе в группе, внимательно, не перебивая, слушать ответы товарищей, высказывать своё мнение о выслушанных рассказах в доброжелательной форме. Рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить примеры.Оценивать результаты своей работы на уроке. | |
15 | Закономерности в буквах и словах | 1 | Буквенные закономерности | Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Узнавать, сравнивать и различать роль участников игр. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища. | |
16-17 | Логические задачи. Геометрические задачи. Участие в школьном туре олимпиад. | 2 | Логические задачи на упорядочивание; задачи на родственные отношения; задачи на нахождение соответствия по признакам. Логические задачи отличаются от обычных тем, что в них не требуется умение вычислять, а требуется умение рассуждать. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя и учащихся. Узнавать, сравнивать и различать роль участников игр. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. | |
18 | Причина и следствие | 1 | Все события, явления, действия происходят не сами по себе, а чем-то обусловлены, то есть имеют причину. Возникнув, эти события сами становятся причиной следующих событий, действий, явлений. Поиск причины — это ответ на вопрос «Почему?». | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Делать вывод. Рассуждать о необходимости трудиться. Определять, чем обусловлены различные действия, находить причину. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. | |
19 | Причинно-следственные цепочки | 1 | Возникнув, любое событие в свою очередь порождает следующее событие, которое может быть причиной для последующего и т. д. Таким образом, получается цепочка из причин и следствий. | Узнавать, сравнивать и различать роль участников игр. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища. | |
20 | Противоположные отношения между понятиями | 1 | Выделение противоположных признаков. По каким признакам могут противопоставляться понятия, по каким — нет. | Контролировать свои действия при работе в группе. Устанавливать этапы самостоятельной работы. Строить высказывания о своей работе.Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке. | |
21 | Отношения «род - вид» между понятиями. | 1 | Значение слов «род», «вид», «элемент». Отношения между классами: из двух классов тот, что содержит в себе другой, называется родом, а тот, что содержится,— видом. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели и преобразовывать их в соответствии с содержанием задания (задачи). | |
22 | Упорядочивание по родовидовым отношениям | 1 | Упражнения в упорядочивании. Выделение родовых отношений. | Узнавать, сравнивать и различать роль участников игр. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища. | |
23 | Виды отношений между понятиями | 1 | Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Сравнимые и несравнимые понятия. | Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке. | |
24 | Определение | 1 | Определение — логическая операция. | Контролировать свои действия при работе в группе. Устанавливать этапы самостоятельной работы. Строить высказывания о своей работе. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке. | |
25 | Ошибки в построении определений | 1 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.Овладевать различными способами поиска, сбора, обработки и передачи информации, умение готовить свое выступление и выступать. | ||
26 | Умозаключения | 1 | Суждения и умозаключения | Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке. | |
27-28 | Описание, сравнение | 2 | Использование текстов художественной литературы (описание, характеристика, сравнение и различение) | Узнавать, сравнивать и различать роль участников игр. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища. | |
29 | Придумывание по аналогии | 1 | Понятие «Аналогия». Аналогия - подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения. | Контролировать свои действия при работе в группе. Устанавливать этапы самостоятельной работы. Строить высказывания о своей работе. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке. | |
30 | Использование аналогии в обучении | 1 | Понятие «Аналогия». Аналогия - подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения. | Узнавать, сравнивать и различать роль участников игр. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища. | |
31 | Продолженная аналогия. | 1 | Аналогия — умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства с другим предметом. | Овладевать различными способами поиска, сбора, обработки и передачи информации, умение готовить свое выступление и выступать Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке. | |
32 | Рассуждения | 1 | Рассуждение - мыслительный процесс, направленный на обоснование какого-либо положения или получение нового вывода. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять учебной задачи под руководством учителя. Включаться в групповую работу, связанную с общением. решение | |
33 | Ошибки в рассуждениях | 1 | Виды рассуждений. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять учебной задачи под руководством учителя. Включаться в групповую работу, связанную с общением. решение | |
34 | Участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру» | 1 | Остроумие - изощренность мысли, изобретательность в нахождении удачных, ярких, красочных или смешных выражений, а также удачных решений, действий. | Контролировать свои действия при работе в группе. Устанавливать этапы самостоятельной работы. Строить высказывания о своей работе. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке. |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Основные понятия | Характеристика деятельности учащихся |
1 2 | Вводная диагностика «Математическая ярмарка». Тренируем внимание | 1 ч 1 ч | Единицы измерения массы (современные, старинные). Ребусы-шутки. Ребус-задача. Ребус-рассказ. Хитрый ребус. Творческие работы детей. | Ориентироваться в задании. Включаться в групповую работу, связанную с общением; рассказывать товарищам о своих впечатлениях, полученных при работе в группе, внимательно, не перебивая, слушать ответы товарищей, высказывать своё мнение о выслушанных рассказах в доброжелательной форме |
3-4 | «Таинственная математика», «Что на что похоже» Развиваем наблюдательность | 2ч | Старинные системы записи чисел. Иероглифические система древних египтян, римские цифры, счет и цифры индейцев Майя, славянская нумерация. | Ориентироваться в задании. Рассказывать, как правильно выполнять фонетический разбор. Включаться в групповую работу, связанную с общением; рассказывать товарищам о своих впечатлениях, полученных при работе в группе, внимательно, не перебивая, слушать ответы товарищей, высказывать своё мнение о выслушанных рассказах в доброжелательной форме. |
5-6 | «Мир большой, мир маленький», «В царстве волшебной природы» Развиваем слуховую память | 2ч | Части света, материки. Страны и столицы. Географические объекты. Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. | Ориентироваться в задании. Включаться в групповую работу, связанную с общением; рассказывать товарищам о своих впечатлениях, полученных при работе в группе, внимательно, не перебивая, слушать ответы товарищей, высказывать своё мнение о выслушанных рассказах в доброжелательной форме. |
7-8 | «Математический марафон». Развиваем быстроту реакции и внимание. Создание проектов. | 2ч | Единицы измерения времени. Числовые горизонтали. Превращения фигур. | Ориентироваться в задании. Включаться в групповую работу, связанную с общением; рассказывать товарищам о своих впечатлениях, полученных при работе в группе, внимательно, не перебивая, слушать ответы товарищей, высказывать своё мнение о выслушанных рассказах в доброжелательной форме. |
9-10 | «Представляем буквы-получаем числа». «Нелепицы» Развиваем сообразительность | 2ч | Подбор предметов под определения. Числовые разряды. Числовой ребус. | Принимать учебную задачу осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. |
11-12 | «Задачи древние и не очень». Тренируем внимание | 2ч | Нестандартные задачи. Разрядный состав чисел. | Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя. Включаться в групповую работу, связанную с общением; рассказывать товарищам о своих впечатлениях, полученных при работе в группе, внимательно, не перебивая, слушать ответы товарищей, высказывать своё мнение о выслушанных рассказах в доброжелательной форме. Рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить примеры. Оценивать результаты своей работы на уроке. |
13-14 | «Точка, точка, запятая…» «Давайте представим, что….» Тренируем сообразительность | 2 ч | Числовые выражения. Геометрические фигуры. Виды углов. Измерение углов, сравнение, построение. Треугольники. Способы построения треугольников. Четырёхугольники: ромб, диагональ четырёхугольника. Круг. Центр и радиус круга. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя. Контролировать свои действия при работе в группе. Устанавливать этапы самостоятельной работы. Строить высказывания о своей работе. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке |
15-16 | «Составление частушек» «Могут ли слова уходить…?». Развиваем речь. | 2 ч | Однокоренные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя. Контролировать свои действия при работе в группе. Устанавливать этапы самостоятельной работы. Строить высказывания о своей работе. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке. |
17-18 | «Живая природа и симметрия» Развиваем слуховую память. | 2 ч | Числовые разряды. Числовой ребус. Симметричные фигуры. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя. Контролировать свои действия при работе в группе. Устанавливать этапы самостоятельной работы. Строить высказывания о своей работе. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на уроке |
19-20 | «Морской бой и математика». Развиваем логическое мышление | 2 ч | Четные и нечетные числа. Внетабличные случаи умножения и деления. Волшебные квадраты | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя и учащихся. Узнавать, сравнивать и различать роль участников игр. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. |
21-22 | «На каждом шагу – математика», «Преобразуем мир» Развиваем воображение Создание проектов. | 2 ч | Задачи – загадки, задачи смекалки. Единицы измерения длины. Математика как часть общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя и учащихся. Узнавать, сравнивать и различать роль участников игр. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу в группе. |
23-24 | «Сколько слов в русском языке?», «Путешествие к словам-родственникам» Развиваем зрительную память. | 2 ч | Работа со словарями. Толковые словари. Словари неологизмов. Словари антонимов. Словари синонимов. Словари омонимов. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя и учащихся. Узнавать, сравнивать и различать роль участников игр. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу в группе. |
25-26 | «Геометрия окружающего мира». «Миллион изменений» Развиваем логическое мышление. | 2 ч | Геометрические фигуры, свойства геометрических фигур. Числовой ребус. Анаграммы. Построение геометрических фигур. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Узнавать, сравнивать и различать роль участников игр. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу в группе. |
27-28 | «Кому и зачем нужны словари?», « Ото всюду обо всем». Развиваем ассоциативное мышление | 2 ч | Словари сочетаемости слов. Орфографические словари. Грамматические словари. Словообразовательные словари. | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Узнавать, сравнивать и различать проблемы в окружающем мире. Составлять устные высказывания по иллюстрациям. Рассуждать о необходимости трудиться. Определять разные значения одного слова. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке |
29-30 | «Напиши письмо». «Это было недавно, это было давно». Развиваем речь. | 2ч | Написание письма: делового, официального, личного, культура письменного общения; история письма; законы эпистолярного жанра. Адресат и адресанта. | Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя и учащихся. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу в группе. |
31-32 | «Игра в слова» «Сказка ложь, да в ней намёк…» Развиваем сообразительность | 2ч | Русские народные сказки. Литературные сказки. Описание сказочных героев. | Отвечать на вопросы учителя и учащихся. Узнавать, сравнивать и различать роль участников игр. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу в группе. |
33-34 | «Мир вокруг нас» «Письмо рисунками» Развиваем внимание, наблюдательность. Итоговая диагностика Создание проектов. | 2ч | Времена года, погодные явления, сезонные изменения в природе. Экологические системы. Обитатели экологических систем. | Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя и учащихся. Узнавать, сравнивать и различать роль участников игр. Работать в паре при выполнении задания: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу в группе. |
Басманова Е.Г.
Программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» (развитие творческих способностей)
Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся через систему специально разработанных задач, заданий и упражнений и ввода специальных приемов (в т.ч. алгоритмов), ориентированных на осв...
Программа по нравственному воспитанию и развитию творческих способностей "Добрая дорога детства"
Программа рассчитана для учащихся 2-4 классов, реализуется через "Творческую мастерскую", которая включает 5 направлений: театральная студия, русский фольклор, веселая кисточка, умелые руки, мастерска...
Программа по нравственному воспитанию и развитию творческих способностей "Добрая дорога детства"
Программа рассчитана для учеников 2-4 классов, реализуется через "Творческую мастерскую", которая включает 5 направлений: театральная студия, русский фольклор, веселая кисточка, умелые руки, мастерска...
программа курса внеурочной деятельности "РТС" (Развитие Творческих Способностей) 1 класс
Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют...
Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.
В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Развитие творческих способностей 3 класс
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей»...