Рабочая программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» (развитие творческих способностей)
рабочая программа (3 класс) по теме
Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся через систему специально разработанных задач, заданий и упражнений и ввода специальных приемов (в т.ч. алгоритмов), ориентированных на освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_tvorcheskikh_sposobnostey.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу»
(развитие творческих способностей)
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Очень большое значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. Это позволяет максимально использовать все возможности для развития творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая интерес каждого ученика. Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Модернизация современной системы образования обусловлена необходимостью обеспечения перехода к постиндустриальному информационному обществу, что требует обновления общеобразовательной школы для достижения нового качества общего среднего образования, обеспечения процесса целостного развития личности каждого школьника, предполагающего разностороннее и гармоническое развитие его способностей, интересов и склонностей, формирование культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
Рабочая программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» разработана на основе пособий: Зака А. З. «Развитие интеллектуальных способностей», Винокуровой Н.К., «Развиваем способности детей», Холодовой О. «Юным умникам и умницам» в соответствии с Концепцией развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г.Асмолова; Федеральным государственным образовательным стандартом (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Образовательной программой МБОУ гимназии №4(изменения утверждены приказом от 01.09.2011 №217), национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», инновационным проектом «Одаренные дети» в рамках Программы развития гимназии №4.
Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся через систему специально разработанных задач, заданий и упражнений и ввода специальных приемов (в т.ч. алгоритмов), ориентированных на освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Эффективность программы. Данный курс предназначен для работы с учащимися первой ступени среднего (полного) общего образования. Период начального обучения – основополагающий в развитии и становлении личности. Следовательно, максимум усилий для развития общих способностей детей надо прилагать с целью создания условий для развития обучающихся, для овладения ими элементами теоретического, обобщающего мышления, связанного с пониманием содержания задач, нахождением общего способа решения однородных задач разного вида, с их целостным планированием.
Содержание курса
Развитие внимания.
Единицы измерения массы (современные, старинные). Ребусы-шутки. Ребус-задача. Ребус-рассказ. Хитрый ребус. Творческие работы детей. Нестандартные задачи. Разрядный состав чисел.
Развитие наблюдательности.
Старинные системы записи чисел. Иероглифические система древних египтян, римские цифры, счет и цифры индейцев Майя, славянская нумерация. Времена года, погодные явления, сезонные изменения в природе. Экологические системы. Обитатели экологических систем.
Развитие слуховой памяти.
Части света, материки. Страны и столицы. Географические объекты. Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела.Числовые разряды. Числовой ребус. Симметричные фигуры.
Развитие быстроты реакции и внимания.
Единицы измерения времени. Числовые горизонтали. Превращения фигур.
Развитие логического мышления.
Четные и нечетные числа. Внетабличные случаи умножения и деления. Волшебные квадраты. Геометрические фигуры, свойства геометрических фигур. Числовой ребус. Анаграммы. Построение геометрических фигур.
Развитие ассоциативного мышления.
Словари сочетаемости слов. Орфографические словари. Грамматические словари. Словообразовательные словари.
Развитие речи. Написание письма: делового, официального, личного, культура письменного общения; история письма; законы эпистолярного жанра. Адресат и адресанта.
Развитие сообразительности.
Русские народные сказки. Сказки разных народов. Литературные сказки. Описание сказочных героев.
Срок реализации программы: рассчитан на 34 часа при 1-часовой недельной нагрузке (использование вариативного часа Учебного плана МБОУ гимназии №4).
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся.
Литература
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, «Академия развития», 1996.
- Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М.: «Просвещение», 1988.
- Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе. – М.: «Просвещение», 1978.
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: «Просвещение», 1989.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение», 1994.
- Гин С. Мир фантазии. – М.: «Вита-Пресс», 2001.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М.: Творческий центр, 2003.
- Афонькин С. Ю. «Учимся мыслить логически». – Санкт-Петербург, 2002.
- Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. «Диагностика познавательной сферы ребенка». – Москва, 1994.
- Васильева Е. Н., Григорьева Л. М., Сушкова В. Н. «Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей». – Тюмень, 2002.
- Винокурова Н. К. «Развитие творческих способностей». – Москва, 1999.
- Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Психологический очерк. Книга для учителей. – Москва, 1991.
- Гормин А. С. «Теоретические основы обучения и воспитания одаренных детей в парадигме барьерной педагогики». – Великий Новгород, 2002.
- Гуревич К. М. «Индивидуально-психологические особенности школьников». – Москва, 1988.
- Развитие познавательных способностей./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва, 2002.
- Зак А. З. «Развитие интеллектуальных способностей». – Москва, 1996.
- Зак А. З. «Как развивать логическое мышление». – Москва, 2001.
- Зак А. З. «Различия в мышлении детей». – Москва, 1992.
- Зак А. З. «Путешествие в Сообразилию». – Москва, 1995.
- Коршунова Л. С. «Воображение и его роль в познании». – Москва, 1979.
- Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. «Развитие творческого воображения», – Москва, 2000.
- «Современная школа в инновационном образовательном процессе». – Сборник статей. Тюмень, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...
Программа по нравственному воспитанию и развитию творческих способностей "Добрая дорога детства"
Программа рассчитана для учащихся 2-4 классов, реализуется через "Творческую мастерскую", которая включает 5 направлений: театральная студия, русский фольклор, веселая кисточка, умелые руки, мастерска...
Программа по нравственному воспитанию и развитию творческих способностей "Добрая дорога детства"
Программа рассчитана для учеников 2-4 классов, реализуется через "Творческую мастерскую", которая включает 5 направлений: театральная студия, русский фольклор, веселая кисточка, умелые руки, мастерска...
программа курса внеурочной деятельности "РТС" (Развитие Творческих Способностей) 1 класс
Строгие рамки урока и насыщенность учебных программ не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. Задания на развитие мышления, памяти и познавательных способностей требуют...
Программа «Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу» (развитие творческих способностей)
Основная идея программы "Спорю, заблуждаюсь, размышляю, нахожу" овладение обучающимися обобщенными действиями порождающими широкую ориентацию обучающегося в различных предметных областях познани...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Развитие творческих способностей 3 класс
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей»...