РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей»
рабочая программа (4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rts_4b.doc | 355.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 10 имени А.Е. Бочкина
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов «___»___________2017г. Протокол № ______________ Руководитель МО ___________/ И. В. Политаева/ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР «___»___________2017г. ___________/И.А. Солдатова/ | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ гимназия № 10 имени А.Е. Бочкина «____»_____________2017г. ____________А.В. Дударева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей»
Класс: 4
Составила: Политаева Ирина Валерьевна,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
г. Дивногорск, 2017г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «РТС» адресована учителям начальных классов, занимающимся дополнительным образованием учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы О.А. Холодовой «Развитие познавательных способностей».
Реформирование образовательной системы предполагает в первую очередь обращенность к личности ребёнка, её всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся и развития активной жизненной позиции. Внедрение данной программы учителем начальных классов во внеурочной деятельности позволит поддерживать постоянный интерес учащихся к обучению в школе, а также успешно развивать математическое мышление, внимание, память и воображение младших школьников.
Срок реализации программы – 1 год. Годовой курс – 34 часа (1 час в неделю). Состав группы: от 2 до 28 человек.
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Система представленных на занятиях по РТС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели:
- Познавательный аспект
- формирование и развитие различных видов памяти, вни мания, воображения;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
- Развивающий аспект
- развитие речи;
- развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие двигательной сферы.
- Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отноше ний.
Общая характеристика курса: Особенности данной программы в том, что на занятиях по РТС ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообраз ном неучебном материале, создает благоприятные возможнос ти для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное вы полнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоя тельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Ценностные ориентиры содержания курса: Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллек та. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самокон троля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности:
- первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
- третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «РТС»
Личностные результаты освоения программы:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные результаты освоения программы:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей;
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других.
Предметные результаты освоения программы:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Основной инструментарий для оценивания результатов: конкурс эрудитов (1 раз в полугодие).
Тематическое планирование курса «РТС», 4 класс
№ | Название раздела | Программное содержание | Характеристика деятельности детей |
1 | Развитие восприятия | Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности | Уметь ориентироваться в пространстве листа. Уметь определять время. Различать форму, цвет, движение. Правильно воспринимать предметы и явления |
2 | Развитие памяти | Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала | Уметь точно и быстро запоминать изображения и последовательность предметов. Уметь «доставать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения |
3 | Развитие внимания | Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания | Уметь переключать внимание. Уметь распределять внимание. |
4 | Развитие мышления | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр | Находить и выделять признаки разных предметов, явлений. Узнавать предмет по его признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Выделять главное и существенное. Сравнивать предметы. Выделять черты сходства и различия. Выявлять закономерности. Производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение. Выделять главные и существенные признаки |
5 | Развитие речи | Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям | Уметь описывать то, что обнаружено с помощью органов чувств. Составлять загадки, небольшие рассказы- описания. Сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям |
Календарно-тематический планирование «РТС», 4 класс
Раздел программы | № п\п | Тема занятия | Кол. часов | Форма организации внеурочной деятельности | Вид деятельности учащихся | Дата проведения |
Развитие памяти, внимания, мышления | 1 | Проверка развития памяти, внимания, мышления, логики на начало года | 1 | практическое занятие | познавательная | |
Развитие внимания | 2 | Развитие внимания | 1 | практическое занятие | игровая | |
3 | Тренировка внимания | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
Развитие памяти | 4 | Развитие слуховой памяти | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
5 | Тренировка зрительной памяти | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
Развитие мышления | 6 | Поиск закономерностей | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
Развитие восприятия | 7 | Совершенствование воображения | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
Развитие внимания | 8 | Развитие быстроты реакции | 1 | практическое занятие | игровая | |
9 | Развитие внимания | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
10 | Тренировка внимания | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
Развитие памяти | 11 | Развитие слуховой памяти | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
12 | Тренировка зрительной памяти | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
Развитие мышления | 13 | Поиск закономерностей | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
Развитие восприятия | 14 | Совершенствование воображения | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
Развитие внимания | 15 | Развитие быстроты реакции | 1 | практическое занятие | игровая | |
16 | Развитие внимания | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
17 | Тренировка внимания | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
Развитие памяти | 18 | Развитие слуховой памяти | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
19 | Тренировка зрительной памяти | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
Развитие мышления | 20 | Поиск закономерностей | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
Развитие восприятия | 21 | Совершенствование воображения | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
Развитие внимания | 22 | Развитие быстроты реакции | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
23 | Развитие внимания | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
24 | Тренировка внимания | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
Развитие памяти | 25 | Развитие слуховой памяти | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
26 | Тренировка зрительной памяти | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
Развитие мышления | 27 | Поиск закономерностей | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
Развитие восприятия | 28 | Совершенствование воображения | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
Развитие внимания | 29 | Развитие быстроты реакции | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
30 | Развитие внимания | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
31 | Тренировка внимания | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | ||
Развитие памяти | 32 | Развитие слуховой памяти | 1 | практическое занятие | познавательная и игровая | |
33 | Тренировка зрительной памяти | 1 | практическое занятие | игровая | ||
Развитие памяти, внимания, мышления | 34 | Поиск закономерностей. Проверка развития памяти, внимания, мышления, логики на конец года | 1 | практическое занятие | познавательная |
Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса.
Перечень учебной литературы:
*Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: в 2 частях, часть 1/ О. А. Холодова. – 3-е изд., – М.: Издательство РОСТ, 2014. – 64 с.
*Юным умникам и умница: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет): Рабочие тетради: в 2 частях, часть 2/ О. А. Холодова. – 3-е изд., – М.: Издательство РОСТ, 2014. – 64 с.
Перечень методической литературы:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)/ Методическое пособие, 4 класс. Курс «РПС». – 3-е изд.–М.: Издательство РОСТ, 2012. – 220 с.
Перечень технических средств обучения:
классная магнитная доска, персональный компьютер учителя, проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по "Развитию познавательных способностей" разработана на основе:-авторской программы Холодовой О.А. "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных спо...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Развитие творческих способностей 3 класс
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Учусь творчески мыслить"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить» составлена на основе программы «Учусь творчески мыслить» авторов Н.Д.Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Учусь творчески мыслить"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить» составлена на основе программы «Учусь творчески мыслить» авторов Н.Д.Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Учусь творчески мыслить"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творчески мыслить» составлена на основе программы «Учусь творчески мыслить» авторов Н.Д.Алексеева, А.С.Исаенко, Т.И.Кузей...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Учусь творчески мыслить"
Рабочая программа по курсу внеурочноой деятельности "Учусь творчески мыслить"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи", 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Развитие речи" составлена в соответствии с ФГОС для работы по тетради Т.Н. Соколовой для 3 класса....