Программа дополнительного образования «Мой мир»
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования «Мой мир» ориентирована на младших школьников - учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения, в объеме 136 ч. В каждом разделе содержатся теоретические вопросы и практические работы. Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ. Включает 3 раздела: «Растения», «Животные», «Природа и человек». Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_mir.doc | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №2, город Олёкминск"
дополнительного образования по экологии для детей младшего школьного возраста "Мой мир"
Автор - составитель: учитель начальных классов Абдрахманова Галина Андреевна
Программа дополнительного образования «Мой мир» Пояснительная записка
Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе приобретает особенно важное значение. Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.
Актуальность программы «Мой мир» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.
Программа построена с учетом двух способов связи человека с окружающим миром. Первое определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второе - к своему здоровью (физическому, психическому, духовному).
Преподавание курса «Мой мир» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы.
Программа дополнительного образования «Мой мир» адресована учителям начальных классов при подготовке к урокам и предметной олимпиаде, руководителям экологических кружков и факультативов, классным руководителям в качестве дополнительного материала при
проведении классных часов, педагогам групп продленного дня и дополнительного образования.
Задачи курса:
Воспитательные:
- воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;
- способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;
- формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации.
Обучающие:
- обобщать и расширять знания по учебной программе «Окружающий мир»;
- учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
- обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.
Развивающие:
- развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;
- развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности учащихся.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
При реализации программы целесообразно:
- Применять образовательные технологии: развивающее обучение; проблемное обучение;
исследовательские, проектные методы обучения;
технология игрового обучения;
обучение в сотрудничестве (групповая работа);
здоровьесберегающие технологии.
- Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и
уровню подготовки учащихся.
- Содержание материала основывается на дополнительной литературе
энциклопедического характера.
- Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на
выявление творческих способностей детей и предоставить им
максимальную возможность для их реализации.
- Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих
работ.
- Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской.
- библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;
- наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи, образцы
полезных ископаемых и др. материалы);
- инструменты и принадлежности для практических и лабораторных работ; ^раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги,
карандаши, фломастеры и др.).
Для проведения экскурсий особое внимание следует обратить на подготовку проекта экскурсии, который включает маршрут, наличие необходимого оборудования, инструктаж по технике безопасности, разработку исследовательских тем, обобщение результатов деятельности.
Программа включает 3 раздела. В каждом разделе содержатся теоретические вопросы и практические работы.
Программа дополнительного образования «Мой мир»
1класс
Раздел 1. «Растения» (15 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Знакомство с комнатными растениями | 1 |
2 | Декоративные растения | 1 |
3 | Искусство дарить цветы. Когда, кому и какие дарить цветы. | 1 |
4 | Зимний букет на подставке. | 1 |
5-6 | Лесная растительность Якутии как индикатор состояния окружающей среды | 2 |
7-8 | Лекарственные растения Олёкминского района | 2 |
9 | Зависимость состояния растений леса от условий произрастания | 1 |
10-11 | Огород на окне | 2 |
9 | Первоцветы Якутии | 1 |
10 | Мы гости на этой планете | 1 |
11 | Растения, занесенные в Красную книгу Якутии | 2 |
Раздел 2. «Животные и птицы» (10 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Домашние животные Якутии | 1 |
2 | Дикие животные Якутии | 1 |
3 | «Молчаливые соседи» - животные живого уголка: аквариумные рыбки, попугайчики. | 1 |
4 | Кто как защищается: хищники | 1 |
5 | Жители лесов Якутии: желна (черный дятел), кукушка обыкновенная, рябчик, сова, филин. | 1 |
6 | «Необычные животные» | 1 |
7- 8 | Коллективный проект «Птичья столовая» | 2 |
9- 10 | Красная книга Якутии | 2 |
Раздел 3. «Природа и человек» (9 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Что такое экология | 1 |
2 | Наша планета Земля | 1 |
3-4 | Солнечная система | 2 |
5-6 | Аквапространства Земли (Моря, океаны, реки, озера) | 2 |
7 | Материки - что это | 1 |
8 | Суша | 1 |
9 | Климат | 1 |
№ | Тема занятия | Количество часов |
1-2 | Лес - богатство нашей Родины | 1 |
3 | Вот какие растения | 1 |
4 | Кто я? (кустарники и растения) | 1 |
5 | «Зеленая аптека» может закрыться | 1 |
6 | Природные зоны России | 1 |
7 | Растения степей и пустынь | |
8 | Растения крайнего севера и тундры | 1 |
9 | Что будет если... | 1 |
10 | По грибы без лукошка | 1 |
11 | Воздух и жизнь | 1 |
12 | Вода и жизнь | 1 |
Раздел 2. «Животные» (11 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1-2 | Здравствуйте, пернатые друзья! | 2 |
3 | Возьми под защиту! | 1 j. |
4 | Кто живет в норе | 1 |
5 | Живое в почве | 1 |
6 | Ель и все вокруг нее | 1 |
7 | Зоопарки | 1 |
8 | Животные крайнего севера и тундры | 1 |
9 | Животные лесной полосы | |
10 | Животные степей и пустынь | |
11 | Обитатели водных глубин | 1 |
Раздел 3. «Природа и человек» (11 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Земля-кормилица | 1 |
2 | Сокровища земли под охраной человека | 1 |
3 | Водоёмы нашего края | 1 |
4-5 | Природа в опасности. Охрана природы. Будь другом природы | 2 |
6 | Экологическая безопасность | 1 |
7-8 | Ориентировка на местности. План местности | 2 ! |
9 | Экология и здоровье | 1 | |
10 | Знаки, плакаты, запрещающие загрязнения окружающей среды | 1 ! i 1 |
11 | Викторина «Знатоки природы» | 1 ! |
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Путешествие в этот загадочный и прекрасный мир растений | 1 |
2 | Красная книга России | 1 |
3 | Определение физических свойств воды реки Лены (температура, прозрачность, цвет, запах) | 1 |
4 | Лекарственные растения - нам помогает сама природа | 1 |
5 | Охрана растительного мира | 1 |
6 | Урок - игра "Я знаю родной край" | 1 |
7-8 | Основные экологические факторы и их влияние на растения | |
9 | «Сорняки» - хорошо или плохо | 1 |
10 | Нет ничего лишнего | 1 |
Раздел 2. «Животные» (12 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Жизнь животных осенью | 1 |
2 | Охрана животных | 1 |
3-4 | Бушующая непогода. Жизнь птиц зимой | |
5 | Удивительное в мире животных | |
6 | Это все животные. Книга рекордов Гиннеса | 1 |
7 | Чьи следы? | 1 |
8 | Заповедники Якутии | 1 |
9 | Обитатели реки Лена | 1 |
10 | Муравейник | 1 |
11 | Суд над микробами. Урок-игра | 1 |
12 | Подарим себе планету | 1 |
Раздел 3. «Природа и человек» (12 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1-Х | Экология моего дома | о |
3 | Охрана воздуха и воды | 1 |
4 | Экология почв | 1 |
5 | Экология питания человека | 1 |
6 | Ток-шоу «Есть или не есть, пить или не пить». | 1 |
7 | Суд над вредными привычками. Урок-игра | 1 |
8 | Как человек изменил Землю | 1 |
9 | Экологическое равновесие | . |
10 | Экономика и экология | 1 |
11 | Урок-конференция «Человек и природа: сегодня и завтра» | 1 |
12 | Экологический праздник «Радоваться вместе с Землей» | 1 |
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Комнатные растения | 1 |
2 | Энергетика комнатных растений | 1 |
3 | Деревья | 1 |
4 | Деревья, которые не могут жить без животных | 1 |
5-6 | Лесные растения | 2 |
7 | Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов | 1 |
8 | Г рибы | 1 |
Раздел 2. «Животные» (9 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1-2 | Домашние животные | 2 |
3-4 | Дикие животные | 2 |
5-6 | Пернатые друзья | 2 |
7-8 | Земноводные | 2 |
9 | Пресмыкающиеся | 1 |
Раздел 3. «Природа и человек» (17 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1-2 | Природа. Значение природы для людей | 2 |
3-4 | Воздух и Вода | 2 |
5-6 | Полезные ископаемые | 2 |
7-8 | Подземные сокровища | 2 |
9-10 | Организм человека. Органы и системы | 2 |
11 | Организм человека. Кровеносная система | 1 |
12-13 | Организм человека. Опора тела и движение | 2 |
14-15 | Влияние экологических проблем города Олёкминска на моё здоровье | 2 |
16-17 | Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы | 2 |
Краткое описание ресурса:
Программа дополнительного образования «Мой мир» ориентирована на младших школьников - учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения, в объеме 136 ч. В каждом разделе содержатся теоретические вопросы и практические работы. Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ. Включает 3 раздела: «Растения», «Животные», «Природа и человек». Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.
Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.
После обучения по программе дополнительного образования «Мой мир» учащиеся должны обладать
знаниями:
- основных понятий в области охраны природы;
- современных местных, региональных экологических проблем и вариантов их решения;
умениями:
- практической экологической и природоохранной работы;
- изучения естественных сообществ и ответственного отношения к природной среде;
- работы с простейшим инструментарием;
- проведения творческой и исследовательской работы;
- представлять индивидуальные исследовательские проекты, уметь проводить их защиту;
навыками:
- системного, комплексного мышления, структурирования информации;
- формирования экологической культуры и здорового образа жизни; ответственного отношения к окружающей среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...