Программа дополнительного образования «Мой мир»
рабочая программа на тему

Программа дополнительного образования «Мой мир» ориентирована на младших школьников - учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения, в объеме 136 ч. В каждом разделе содержатся теоретические вопросы и практические работы. Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ. Включает 3 раздела: «Растения», «Животные», «Природа и человек». Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_mir.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №2, город Олёкминск"

Программа

дополнительного образования по экологии для детей младшего школьного возраста "Мой мир"

Автор - составитель: учитель начальных классов Абдрахманова Галина Андреевна

Программа дополнительного образования «Мой мир» Пояснительная записка

Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе приобретает особенно важное значение. Школа обязана готовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе. Экологические знания особенно важны, т.к. они помогают обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.

Актуальность программы «Мой мир» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

Программа построена с учетом двух способов связи человека с окружающим миром. Первое определяет отношение человека к окружающей среде обитания и жизни, второе - к своему здоровью (физическому, психическому, духовному).

Преподавание курса «Мой мир» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.

Целью данной программы является формирование экологической культуры во взаимоотношениях человека и природы.

Программа дополнительного образования «Мой мир» адресована учителям начальных классов при подготовке к урокам и предметной олимпиаде, руководителям экологических кружков и факультативов, классным руководителям в качестве дополнительного материала при

проведении классных часов, педагогам групп продленного дня и дополнительного образования.

Задачи курса:

Воспитательные:

  1.  воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;
  2.  способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;
  3.  формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации.

Обучающие:

  1.  обобщать и расширять знания по учебной программе «Окружающий мир»;
  2.  учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
  3.  обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.

Развивающие:

  1.  развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;
  2.  развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности учащихся.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

При реализации программы целесообразно:

- Применять образовательные технологии: развивающее обучение; проблемное обучение;

исследовательские, проектные методы обучения;

технология игрового обучения;

обучение в сотрудничестве (групповая работа);

здоровьесберегающие технологии.

  •  Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и

уровню подготовки учащихся.

  •  Содержание материала основывается на дополнительной литературе

энциклопедического характера.

  •  Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на

выявление творческих способностей детей и предоставить им

максимальную возможность для их реализации.

  •  Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих

работ.

  •  Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  •  наличие учебного класса со столами, стульями, доской.
  •  библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;
  •  наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи, образцы

полезных ископаемых и др. материалы);

  •  инструменты и принадлежности для практических и лабораторных работ; ^раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги,

карандаши, фломастеры и др.).

Для проведения экскурсий особое внимание следует обратить на подготовку проекта экскурсии, который включает маршрут, наличие необходимого оборудования, инструктаж по технике безопасности, разработку исследовательских тем, обобщение результатов деятельности.

Программа включает 3 раздела. В каждом разделе содержатся теоретические        вопросы        и        практические        работы.

Программа дополнительного образования «Мой мир»

1класс

Раздел 1. «Растения» (15 часов)

Тема занятия

Количество

часов

1

Знакомство с комнатными растениями

1

2

Декоративные растения

1

3

Искусство дарить цветы. Когда, кому и какие дарить цветы.

1

4

Зимний букет на подставке.

1

5-6

Лесная растительность Якутии как индикатор состояния окружающей среды

2

7-8

Лекарственные растения Олёкминского района

2

9

Зависимость состояния растений леса от условий произрастания

1

10-11

Огород на окне

2

9

Первоцветы Якутии

1

10

Мы гости на этой планете

1

11

Растения, занесенные в Красную книгу Якутии

2

Раздел 2. «Животные и птицы» (10 часов)

Тема занятия

Количество

часов

1

Домашние животные Якутии

1

2

Дикие животные Якутии

1

3

«Молчаливые соседи» - животные живого уголка: аквариумные рыбки, попугайчики.

1

4

Кто как защищается: хищники

1

5

Жители лесов Якутии: желна (черный дятел), кукушка обыкновенная, рябчик, сова, филин.

1

6

«Необычные животные»

1

7-

8

Коллективный проект «Птичья столовая»

2

9-

10

Красная книга Якутии

2

Раздел 3. «Природа и человек» (9 часов)

Тема занятия

Количество

часов

1

Что такое экология

1

2

Наша планета Земля

1

3-4

Солнечная система

2

5-6

Аквапространства Земли (Моря, океаны, реки, озера)

2

7

Материки - что это

1

8

Суша

1

9

Климат

1

Тема занятия

Количество

часов

1-2

Лес - богатство нашей Родины

1

3

Вот какие растения

1

4

Кто я? (кустарники и растения)

1

5

«Зеленая аптека» может закрыться

1

6

Природные зоны России

1

7

Растения степей и пустынь

8

Растения крайнего севера и тундры

1

9

Что будет если...

1

10

По грибы без лукошка

1

11

Воздух и жизнь

1

12

Вода и жизнь

1

Раздел 2. «Животные» (11 часов)

Тема занятия

Количество

часов

1-2

Здравствуйте, пернатые друзья!

2

3

Возьми под защиту!

1

j.

4

Кто живет в норе

1

5

Живое в почве

1

6

Ель и все вокруг нее

1

7

Зоопарки

1

8

Животные крайнего севера и тундры

1

9

Животные лесной полосы

10

Животные степей и пустынь

11

Обитатели водных глубин

1

Раздел 3. «Природа и человек» (11 часов)

Тема занятия

Количество

часов

1

Земля-кормилица

1

2

Сокровища земли под охраной человека

1

3

Водоёмы нашего края

1

4-5

Природа в опасности. Охрана природы. Будь другом природы

2

6

Экологическая безопасность

1

7-8

Ориентировка на местности. План местности

2 !

9

Экология и здоровье

1 |

10

Знаки, плакаты, запрещающие загрязнения окружающей среды

1 !

i

1

11

Викторина «Знатоки природы»

1 !

Тема занятия

Количество

часов

1

Путешествие в этот загадочный и прекрасный мир растений

1

2

Красная книга России

1

3

Определение физических свойств воды реки Лены (температура, прозрачность, цвет, запах)

1

4

Лекарственные растения - нам помогает сама природа

1

5

Охрана растительного мира

1

6

Урок - игра "Я знаю родной край"

1

7-8

Основные экологические факторы и их влияние на растения

9

«Сорняки» - хорошо или плохо

1

10

Нет ничего лишнего

1

Раздел 2. «Животные» (12 часов)

Тема занятия

Количество

часов

1

Жизнь животных осенью

1

2

Охрана животных

1

3-4

Бушующая непогода. Жизнь птиц зимой

5

Удивительное в мире животных

6

Это все животные. Книга рекордов Гиннеса

1

7

Чьи следы?

1

8

Заповедники Якутии

1

9

Обитатели реки Лена

1

10

Муравейник

1

11

Суд над микробами. Урок-игра

1

12

Подарим себе планету

1

Раздел 3. «Природа и человек» (12 часов)

Тема занятия

Количество

часов

1-Х

Экология моего дома

о

3

Охрана воздуха и воды

1

4

Экология почв

1

5

Экология питания человека

1

6

Ток-шоу «Есть или не есть, пить или не пить».

1

7

Суд над вредными привычками. Урок-игра

1

8

Как человек изменил Землю

1

9

Экологическое равновесие

.         

10

Экономика и экология

1

11

Урок-конференция «Человек и природа: сегодня и завтра»

1

12

Экологический праздник «Радоваться вместе с Землей»

1

Тема занятия

Количество

часов

1

Комнатные растения

1

2

Энергетика комнатных растений

1

3

Деревья

1

4

Деревья, которые не могут жить без животных

1

5-6

Лесные растения

2

7

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов

1

8

Г рибы

1

Раздел 2. «Животные» (9 часов)

Тема занятия

Количество

часов

1-2

Домашние животные

2

3-4

Дикие животные

2

5-6

Пернатые друзья

2

7-8

Земноводные

2

9

Пресмыкающиеся

1

Раздел 3. «Природа и человек» (17 часов)

Тема занятия

Количество

часов

1-2

Природа. Значение природы для людей

2

3-4

Воздух и Вода

2

5-6

Полезные ископаемые

2

7-8

Подземные сокровища

2

9-10

Организм человека. Органы и системы

2

11

Организм человека. Кровеносная система

1

12-13

Организм человека. Опора тела и движение

2

14-15

Влияние экологических проблем города Олёкминска на моё здоровье

2

16-17

Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы

2

Краткое описание ресурса:

Программа дополнительного образования «Мой мир» ориентирована на младших школьников - учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения, в объеме 136 ч. В каждом разделе содержатся теоретические вопросы и практические работы. Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ. Включает 3 раздела: «Растения», «Животные», «Природа и человек». Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, поисковая и исследовательская деятельность.

Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.

После обучения по программе дополнительного образования «Мой мир» учащиеся должны обладать

знаниями:

  •  основных понятий в области охраны природы;
  •  современных местных, региональных экологических проблем и вариантов их решения;

умениями:

  •  практической экологической и природоохранной работы;
  •  изучения естественных сообществ и ответственного отношения к природной среде;
  •  работы с простейшим инструментарием;
  •  проведения творческой и исследовательской работы;
  •  представлять индивидуальные исследовательские проекты, уметь проводить их защиту;

навыками:

  •  системного, комплексного мышления, структурирования информации;
  •  формирования экологической культуры и здорового образа жизни; ответственного отношения к окружающей среде.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...