Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у младших школьников.
статья по чтению
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnoe_chtenie.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у младших школьников.
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
(авт. Н. Н. Светловская) — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения. А это предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация, комментирование текста и др.
Чтение – одно из первых умений, направленное на самостоятельное познание мира. Научить читать не просто, но еще сложнее научить любить чтение. Умение хорошо читать – основная причина в успешности обучения ребенка.
Цель образования в начальной школе – воспитателя грамотного компетентного читателя. Цель технологии продуктивного чтения – формирование читательской компетенции школьника. И технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.
Первый этап: работа с текстом до чтения. Цель этого этапа – развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям. Задача – вызвать у ребенка желание прочитать книгу.
Второй этап: работа с текстом во время чтения. Здесь цель – понимание текста и задача – обеспечение полноценного восприятия текста.
Третий этап: работа с текстом после чтения. Цель данного этапа – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.
Технология продуктивного чтения отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как надо действовать. Учитель является партнером, который помогает ученику развиваться.
Важнейшим направлением в своей работе я считаю словарную работу. Ее провожу и перед чтением, и в процессе чтения. Например, понять смысл того или иного слова помогает подбор синонимов. Словарный запас расширяет работа со словарями.
Также считаю очень эффективным обучение школьников умению самостоятельно составлять вопросы к тексту. Этот прием развивает мышление и повышает скорость чтения. Умение и желание задавать вопросы к тексту говорят об активной позиции ученика во время чтения текста, ставят ученика в позицию исследователя текста, развивают наблюдательность и логическое мышление. «Чтение с остановками» стимулируют постановку вопросов.
Также повышает результативность чтения работа учащихся в парах сменного состава и взаимоопрос в этих парах.
На своих уроках я формирую у учащихся способность не просто пересказать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, оценить поступки героев произведения, согласиться или поспорить в мнением автора текста.
Добиться высоких результатов в формировании коммуникативной культуры учащихся помогает использование технологии критического мышления через чтение и письмо, универсальна стратегия «Знаю, хочу узнать, узнал» и взаимообучение в парах сменного состава.
Довольно часто на уроках я использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов.
Следующие задания могут применятся на уроках в 1-4 классах, для проведения пятиминуток чтения и речевых разминок:
1. Научись читать трудные слова Ра-тра-стра-страна, во-тво-ствдетство.
2. Восстанови слова с.кр.т. ее пр.ст.л.сь оии п.пр.б.й ооу к.р.н.д.ш ааа
3. Доскажи словечко Все те, кто рос тогда со мной И набирал года, Однажды с этою страной Простились …. (навсегда) Мне стоит лишь собрать багаж! А долго ли собрать Бумагу, ручку, карандаш И общую …. (тетрадь).
4. Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются - другой ученик читает следующие два абзаца. Цель следующего упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.
5. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова Кто всю ночь по крыше бьет Да постукивает, И бормочет, и поет, Убаюкивает. Его просят, его ждут, А как придет, прятаться начнут (дождь-дождик, дождевые, дождинки, дождевик).
Положительный результат при использовании технологии продуктивного чтения обеспечивается при условии трансформирования процесса обучения и преподавания в процесс учения и познания. В центре учебно-воспитательного процесса должен находиться учащийся, а учитель-консультант, координатор самостоятельной и активной познавательной деятельности учащихся. Очень важно, чтобы результаты обучения ученика сравнивались не с результатами других учащихся, а со своими же, теми, которые этот ученик достиг ранее.
Из всего вышесказанного, я делаю вывод, что для того, чтобы воспитать грамотного читателя, учитель должен решать следующие задачи:
- развивать интерес к чтению и расширять начитанность младшего школьника;
- воспитывать у ребенка активное отношение к читаемому тексту;
- формировать у всех учащихся класса высокую скорость чтения;
- научить работать с книгой.
Ученик на уроке – не просто слушатель, а творческая личность. И для педагога главное не точное исполнение пронумерованных действий, а достижение цели. Именно диалог с автором через текст и комментированное чтение – ведущие приемы, которые обеспечивают полноценное восприятие текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников.
Технология продуктивного чтения-технология деятельностного типа, способствующая формированию познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников....
Технология продуктивного чтения как средства формирования правильной читательской деятельности
Обобщение опыта работы...
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются методы и приёмы работы с текстом в классах с ОВЗ...
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.
Актуальность выбранной нами темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников"
Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных...
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД младших школьников
. Цель и задачи технологии продуктивного чтенияЦель технологии: формирование читательской компетенции школьника.В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у ко...
Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской – это технология формирования правильной читательской деятельности. Данная технология направлена на фо...