Программа дополнительного образования
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа кружка « Почемучка" разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего поколения
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий
Программа «Почемучка» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Целью программы является: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих развитию их исследовательских умений.
Задачи: - ознакомить с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;
- формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований,
организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать
и оценивать ее, презентовать результат;
- познакомить с культурой и историей родного края, традициями семьи;
- развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными источниками информации; расширить кругозор учащихся;
- воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, бережное отношение к Родине, своему краю, семье.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) для учащихся 2 класса для организации занятий по научно-познавательному направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части учебного плана образовательного учреждения.
Занятия проводятся в форме тренинга, экскурсии, прогулки, выставок, опыта, просмотра фильма, презентации, ролевой игры, мини-конференции. Продуктами занятий являются альбомы, инструкции, коллажи, наборы открыток, проекты, исследовательские работы.
Итоговое занятие каждого года обучения - это обобщение полученного опыта и презентация своих результатов работы перед родителями. Итогом реализации программы является конференция, на которой учащиеся представят свои исследования и проекты.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Почемучка»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности «Почемучка» формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Почемучка» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- -предвосхищать результат.
- - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- - предлагать помощь и сотрудничество;
- - определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- - формулировать собственное мнение и позицию;
- - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- - ставить и формулировать проблемы;
- - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- - установление причинно-следственных связей;
Оценка планируемых результатов программы
На первом занятии каждого года обучения проводится диагностика исследовательских умений младших школьников:
умения организовать свою работу (организационные);
умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
умения работать с информацией, текстом (информационные);
умения оформить и представить результат своей работы.
умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Оценить сформированность исследовательских умений обучающихся позволяют критерии:
1. Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.
2. Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).
3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.
4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.
Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности обучающихся:
1. Исходный уровень - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.
2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.
3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Обучающийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.
4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.
Для определения уровня сформированности исследовательских умений обучающихся используются следующие диагностические методы:
педагогическое наблюдение,
осуществляемое педагогом на занятиях исследовательской деятельностью;
анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);
опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованиюмладших школьников
Методическое обеспечение программы
№ | Наименование разделов, тем | Формы занятий | Методы
| Дидактический материал | Техническое обеспечение | |
1 | Природа и земля Прошлое Земли. Археология. Загадки обычных животных. Жили-были динозавры. Животные нашего края Красная книга нашего края. | Беседа, диагностика Экскурсия, опыт презентация | групповой | Рисунки, открытки | компьютер | |
2 | Почемучки Кто такие учёные Научные исследования Задай мне вопрос, я отвечу | Экскурсия, беседа | групповой
| презентация | компьютер | |
4 | Школа Кто изобрёл бумагу? Когда появились первые книги Кто написал первую энциклопедию? Как возникли библиотеки:? | Презентация Исследования | групповой | презентация | Компьютер. интерактивная доска | |
5 | Общество О чем мне рассказал семейный фотоальбом? Экология посёлка и района | Работа с источниками информации | групповой | Фотоальбомы | Компьютер. интерактивная доска | |
6 | Питание Как картофель попал в Россию? Кое-что из истории конфет Каменный мед (сахар) Где прячутся витамины? Проект Когда появились первые кулинарные книги? Такая разная капуста | Экскурсия, опыт Презентация, выставка | Соревновательно- игровой Ролевая игра эксперимент | Рисунки Презентация таблицы | Компьютер. интерактивная доска | |
7 | Свет и зрение – Свойства света Свет и тень Свет и зрение Итоговое занятие |
Практическая работа, беседа по правила пользования и технике безопасности Фотоколлаж 1 |
групповой исследовательский | Оборудование для опыта | Компьютер. интерактивная доска | |
Итого | 35 | 25 | 10 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Темы занятий | Кол-во часов | План | Факт | Вид контроля | Планируемые результаты | ||
Пред метные | Мета предметные | личностные | ||||||
1. | Природа и земля Прошлое Земли | 2 | текущий | Предвосхищать результат Ставить вопросы, обращаться за помощью .формулировать собственное мнение и позицию ставить и формулировать проблемы узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности установление причинно-следственных связей; определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на занятии; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; – учиться работать по предложенному учителем плану. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов. слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различн | Овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам. | |||
2 | Археология | 2 | текущий | |||||
3 | Загадки обычных животных | 2 | текущий | |||||
4 | Жили-были динозавры | 2 | фронтальный | |||||
5 | Животные нашего края | 2 | фронтальный | |||||
6 | Красная книга нашего края | 1 | текущий | |||||
7 | Кто такие учёные | 1 | текущий | |||||
8 | Научные исследования | 1 | текущий | |||||
9 | Задай мне вопрос, я отвечу | 1 | ||||||
10 | Вода в нашем кране | 1 | фронтальный | |||||
11 | Очистка воды в домашних условиях | 1 | текущий | |||||
12 | Школа Кто изобрёл бумагу? | 1 | текущий | |||||
13 | Когда появились первые книги | 1 | текущий | определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на занятии; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; – учиться работать по предложенному учителем плану. | ||||
14 | Кто написал первую энциклопедию | 1 | текущий | |||||
15 | Как возникли библиотеки:? | 1 | текущий | |||||
16 | Общество О чем мне рассказал семейный фотоальбом? | 1 | фронтальный | |||||
17 | Экология посёлка и района | 1 | текущий | делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | – умение выражать свои эмоции; | |||
18 | Питание Как картофель попал в Россию? | 1 | фронтальный | |||||
19 | Кое-что из истории конфет | 1 | фронтальный | |||||
20 21 | Каменный мед (сахар) Где прячутся витамины? Проект | 1 1 | индивидуальный | |||||
22 | Когда появились первые кулинарные книги? | 1 | индивидуальный | |||||
23 | Такая разная капуста | 1 | текущий | |||||
24 | Свет и зрение – Свойства света | 2 | текущий | |||||
25 | Свет и тень | 2 | текущий | |||||
26 | Свет и зрение | 2 | текущий | |||||
27 | Итоговое занятие | 1 | итоговый | |||||
28 | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...