Эссе "Сердце учителя"
статья на тему

Горбунова Наталия Викторовна

Работа представляет собой размышление о сущности профессии педагога, оформленная в виде рекомендаций молодым учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                           МКОУ « Гимназия №1 имени К.И. Щёлкина»

                             города  Белогорска  Республики Крым

                                         Сердце учителя

                                           Эссе

                                                                       

                                                                       Горбунова Наталия Викторовна-

                                                                       учитель начальных классов,

                                                                      педагогический стаж-25 лет

 

                                             

                                                          Воспитание  ребёнка – это не милая забава,

                                                    а задание, требующее  капиталовложений,    

                                                    тяжких переживаний, усилий бессонных и  

                                                     ночей и много, много мыслей.

                                                                                             Януш  Корчак

Стоит ли думать о возвышенном в век скоростей, генной инженерии, военных конфликтов, экологических бедствий? Нужно ли « подавать голос» одной песчинке из миллиона простых учителей?

Престижность профессии повышается, но пока ещё не настолько, чтобы не только обычные люди, но и те, кто выбрал эту профессию в недавнее время, прислушались, прониклись, заинтересовались. Может быть и высказывание

« Я сердце отдаю детям» станет профессиональным кредо молодых педагогов? .

   По роду деятельности мне пришлось курировать работу молодых учителей. Оказалось  чрезвычайно сложным « лезть со своим уставом в чужой монастырь». Все молодые учительницы сразу заявили о себе, как о независимых личностях со своими представлениями о профессии в целом, о своих обязанностях в частности. Некоторых из них я знала смешными девчушками, с другими жизнь свела случайно. Хотелось поведать им не только о премудрости методики, а достучаться до самых отдалённых уголков сердец, по- матерински, уберечь от поражений, показать способы исправления ошибок, сформировать основу для дальнейшего профессионального роста. Уверенность в их способностях подсказывала мне темы для бесед, а непростые шаги на заре моей учительской карьеры давали основание быть искренной. Итак…

   УРОК 1. Анатомия и физиология.

  Вы - сильные! Не бойтесь отдавать сердце детям. Оно всё выдержит. Это не просто мышца, а самый мощный мотор. За жизнь средней продолжительности оно перекачивает 5,7 млн. литров крови. Сердце вырабатывает энергии столько, что её хватит слетать на Луну и обратно. А вам , коллеги, придётся преподать 5 или 6 уроков в день. Подумаешь, 6 часов у доски и 5 часов подготовки… Сердце отбивает 3600000 ударов в год. Смешными покажутся усилия

                                                       -2-

 Петровых, Сидоровых, Ивановых в проверке Вас на прочность, сдержанность, смекалку.

Если уж моторчик забарахлит, то его вылечат детские улыбки, строки из школьных сочинений, выставки рисунков первоклассников. Это - лучшее лекарство, имеющее ещё и иммуностимулирующее действие.

УРОК 2 .Методика.

 Не отрицайте авторитеты! Вы - мудры!

Не крупицы, а целые монолиты вечных истин ждут  Вас в трудах В.А. Сухо-млинского,  который убедил нас, педагогов с двадцатилетним стажем, в отношении предназначений  учительских сердец.

Его книги - лучшие учебники по педагогике, с примерами, разъяснениями, выводами. Один из них уникален по простоте формулировки и глубине содержания: « То, что упущено в детстве, невозможно наверстать в зрелые годы». Так что Вам, молодые коллеги, нужно торопиться. Свои детские впечатления, яркие воспоминания  станут шпаргалками при организации игр, при выборе тем для бесед. Ваша молодость притягивает детей, вы быстро найдёте ключик  к их сердцам, сможете открыть их неповторимость и глубину.

 Не откладывайте на потом разговор с несмелой девчонкой. Постарайтесь приглядеться к мальчишке - забияке с последней парты. Похвалите того, кто ради Вас вызубрил правило, отважился идти к доске первым. Вы почувствуете  уважение со стороны воспитанников, убедитесь в правильности выбранного пути. Вам непременно захочется раскрыть и своё сердце перед ребятами.

Уро 3 Обществознание.

 Не думайте о высокопарности! Просто и убедительно обозначьте свою гражданскую позицию, заявите о  собственном патриотизме. Сейчас это особенно уместно, тем более у нас в Крыму. Историческая правда взывает не закрывать глаза на происходящее. Пусть заросли партизанские тропы, но маршруты не забыты. Идите в поход, пойте фронтовые песни у костра, рассматривайте пожелтевшие от времени фотографии тех, кто « превратился  в белых журавлей». С замиранием сердца слушайте воспоминания ещё ныне

                                                            -3-

здравствующих очевидцев. Пусть дети задают вопросы, узнают подробности, убеждаются в хрупкости бытия, силе человеческого духа, крепости слова, немыслимой выдержке.

 У Вас сжимается и ноет сердце? На глазах у детей выступили слёзы? Уроки истории не могут быть безболезненными. Равнодушие не свойственно Личностям. Глубокие переживания усилят восприятие, позволят чувствовать связь прошлого и настоящего. А сегодня тоже нужно сделать правильный выбор о смысле жизни, о судьбе Родины, о долге каждого гражданина.

  Урок 4. Психология

  Не прощайтесь со своими учениками!

Как правило, на празднике, посвящённом последнему школьному звонку, выпускники танцуют вальс. Это добрая традиция. Это танец нежности. Это символ взросления. Однако, именно музыка вальса по утверждению специалистов больше всего напоминает ритм человеческого сердца. Пары движутся по кругу. Вот и в жизни так: когда- то наши учителя не жалели сил, не считались со временем, не обращали внимание на учащённое сердцебиение, не отмахивались от детских проблем, жили нами. Они успокаивали, слегка приобняв за плечи, вели за руку, поворачивали туда, где жизненный путь вернее, надёжнее. Какая-то немыслимая сила разделяла их сердца на десятки, сотни кусочков. Эти частички приживались  в сердцах воспитанников, а спустя годы, снова  процесс повторялся. И так будет всегда.

 Учительское сердце особенное, его сила восполняется успехами учеников, энергией детской души, тёплыми лучиками благодарных родителей. Так что, разучивайте и танцуйте школьный вальс.

Всякий раз, когда размышляешь о сути учительского труда, вспоминаются строки из стихотворения А. Дементьева:

               Когда постигнешь, что в личной судьбе

               Не  все теоремы докажутся, -

               Старые учителя тебе

               Такими родными покажутся!

               Незримо поддерживают плечом

                                                -4-

               Птенцов своего племени,

               Поговорить ба с ними и есть о чём!

               Да всё как – то нет времени…

               Выросли школьные тополя,

                И мы живём, не теряемся,

                Ныне сами учителя,

                Как умеем, стараемся.

   

                                                            -5-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...