Статья по теме "Формирование грамотной читательской деятельности"
статья на тему
Обобщение опыта работы по теме "Формирование грамотной читатательской деятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по теме "Формирование грамотной читательской деятельньсти" | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамотной читательской деятельности
Важнейшая задача современной школы - формирование функционально грамотных людей. Основы закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности- чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе - научить читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению, сформировать духовные и душевные потребности в нём, как в средстве познания мира и самопознания.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения, приёмов понимания текста и одновременное развитие интереса к процессу чтения, потребности в чтении;
- введение через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
- приобщение к литературе как к искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной (через введение элементов литературоведческого анализа;
- развитие устной и письменной речи (значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей.
Для достижения целей обучения чтению и решению поставленных задач подготовлена серия книг для чтения «Свободный ум». Одним из путей решения является определение тематики чтения, отбор текстов и их расположение. Книги серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой.
1 класс - ребёнок познаёт себя и мир, людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей;
2 класс – ученик знакомится с произведениями сказочного жанра. Читая произведения фольклора народов России и мира разного жанра (сказки, былины, загадки, песенки), авторские сказки, учащиеся узнают о многообразии мира, человеческих ценностях: трудолюбии, уме, патриотизме, доброте, верности...
3 класс – ученик знакомится с жанровым многообразием (рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, пьесы-сказки). В книги включены: классика русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов 20 века;
4 класс – ученик знакомится с историей литературы, узнаёт о писателях и их героях, о темах и жанрах. Хронологическая последовательность текстов позволяет рассматривать связь содержания произведения с временем его написания, личностью автора и его жизнью.
С точки зрения авторов программы в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, ребёнок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также должен уметь делать элементарный анализ прочитанного. Для этого необходимо выработать у школьника приёмы, помогающие ему понимать художественный текст.
Приёмы формирования техники чтения
Скорость чтения - один из важнейших факторов, влияющих на успеваемость, так как в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. Для формирования важна частота тренировочных упражнений, использование разноуровневых заданий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности учащихся. Наиболее эффективные приёмы (применяются со 2 четверти 1 класса):
1) приёмы формирования скорости чтения:
- жужжащее чтение (учащиеся читают вполголоса одновременно, каждый со своей скоростью);
- пятиминутки чтения своей книги;
- режим щадящего чтения для слабых учащихся (ребёнок читает книгу, где много иллюстраций и мало текста);
- игровые упражнения со слогами (добавить букву к слогу, чтобы получилось слово; составить слово из слогов, найти в словах определённые слоги, в словах слова, слова среди букв).
Ф | Л | П | К | Н | И | Г | А | Р | Ы |
2) приём для совершенствования речевого аппарата:
- «речевые зарядки» с использованием пословиц, поговорок, скороговорок.
3) приёмы для развития поля зрения, так как у начинающего читателя понимание прочитанного слова идёт не вместе с чтением, а после него, когда проследит весь буквенный ряд:
- «снежный ком» (чтение по кругу целыми словами столбиков и строчек с максимальной быстротой всех предшествующих слов);
- чтение предлогов со словом как одно целое.
С ДРУГОМ ПОД ЗОНТИКОМ
- упражнения, регулирующие темп: прочитать плавно, быстро, средне со всеми правилами выразительности;
- хоровое чтение;
- «речевой хор».
Последние два приёма эффективны при работе с робкими детьми и позволяют увеличить темп чтения, подготовить к чтению целыми словами
4) приёмы для развития осознанного правильного чтения (развивают внимание и интерес к чтению):
- «буква заблудилась»;
- «найди ошибки»;
Забодал меня котёл, на него я очень зол.
- нарисуй иллюстрацию (к сюжетному стихотворению).
На стене висит картина:
Лес, избушка и тропинка.
Огонёк в окне горит,
Из трубы дымок валит.
Система работы по формированию приёмов понимания текста
Овладеть техникой чтения проще, чем научить понимать текст, так как понимание зависит от многого:
- глубокого понимания каждого слова;
- способности сосредоточить внимание;
- подключить воображение;
- в памяти информацию;
- умения сравнить, прогнозировать;
- извлекать смысл из фабулы и подтекстовой информации.
Рассмотрим приёмы, помогающие понять разную текстовую информацию.
Начинается понимание с «вычерпывания» смысла каждого слова, словосочетания, предложения. Поэтому необходимо обращать особое внимание на то, чтобы ребёнок учился замечать незнакомые слова. С 1 класса дети не боятся задавать вопросы о значении слов. Часто разъясняют значение слов сильные учащиеся. В случае затруднения при подготовке домашнего задания дети обращаются к словарям. При проверке домашнего чтения, используя эти знания, дети задают вопросы читающему, что активизирует работу учащихся на уроке.
В дальнейшем акцент постепенно перемещается с незнакомых слов на слова образы, т. е. художественные средства. Их чуткое восприятие поможет ребёнку раскрыть многие тайны художественного текста.
При работе с поэтическими произведениями эффективен приём: описать предмет своими словами, используя художественные средства, а потом сравнить свой вариант с авторским.
Затем вводятся задания, формирующие у ребёнка один из основных приёмов понимания - диалог с текстом. Операциями диалога являются: поиск скрытых в тексте вопросов, прогнозирование, самоконтроль.
Постановка вопросов к тексту начинается на этапе антиципации: «О чём будет идти речь в произведении? Кто герои?» и т. д. Эти вопросы побуждают детей к осознанному чтению, в процессе которого проверяются предположения, догадки. Осознавая скрытые в тексте вопросы, строя прогнозы и осуществляя проверку этих прогнозов, читатель приводит в активное состояние все процессы, включённые в понятие «понимание»: мышление, память, воображение, внимание.
Постепенно с 1 класса включаются задания: поставить вопросы к части текста или к тексту в целом. Требования к вопросам усложняются от класса к классу: поначалу преобладают репродуктивные вопросы, постепенно появляется группа учащихся, которые могут поставить проблемные вопросы, требующие найти причинно-следственные связи явлений, ситуаций, поступков. И к 4 классу появляются творческие вопросы, дающие возможность предложить свой вариант дальнейшего развития событий.
Приёмы по обучению пересказу
Одним из самых сложных видов работ в начальной школе является пересказ. Добиться полного, логичного, содержательного пересказа позволяет следующая система работы. С 1 класса начинается подготовительная работа, которая усложняется от класса к классу, и направлена на активизацию словаря учащихся.
- использование в речи качественных прилагательных:
- 1 класс игровое упражнение «Назови, какой предмет» (повторяется через 2 недели);
- 2 класс «Дай характеристику природному явлению или группе предметов» (радуга, полка с игрушками);
- 3-4 класс освоение прилагательных при составлении характеристики героев.
- использование глаголов:
- замени глагол;
В МАГАЗИНЕ ДЕНЬГИ ТЕРЯЕМ (ТРАТИМ)
- уточнение действия;
ГОЛОДНАЯ КОШКА ВЫПИЛА МОЛОКО (ВЫЛИЗАЛА, ВЫЛАКАЛА)
- подбор синонимов, антонимов.
- использование существительных:
- конкретизация слов при определённом действие;
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕХОДИТ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ (ПЕШЕХОД)
- составление словосочетаний и предложений на заданную тему.
3-4 класс работа с фразеологическими оборотами:
- заменить предложение фразеологическим оборотом;
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЕГКО МЕНЯЕТ СВОИ РЕШЕНИЯ / СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ
- замени слово в оборот.
ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОСТАВИТ
Со 2 класса начинается подготовка к пересказу. Выбранные приёмы помогают детям уяснить смысл и содержание текста, последовательность событий, логичность:
- составление алгоритма действий (позволяет увидеть, что фабула не всегда совпадает с композицией);
- медленное чтение;
- подробный пересказ по 1 предложению;
- сжатый пересказ в 5 предложениях;
- игровое упражнение «отбери ключевые слова»;
- пересказ в группе.
При работе с разными видами плана эффективны творческие работы:
составление картинного плана;
составление плана с художественным оформлением.
Развитие творческих способностей
Учащиеся с удовольствием выполняют домашние задания, позволяющие проявить творческие способности.
Творчество - один из приёмов создания положительной мотивации, ситуации успеха, возможности использования разного рода дарований. Содержание учебников серии «Свободный ум» даёт богатые возможности для развития творческих способностей.
Приёмы работы для развития творческих способностей
- рисунок к эпизоду текста;
- рисунок к цитате из текста;
- иллюстрированные отзывы о прочитанных произведениях (в летний период и к внеклассному чтению);
- подготовка рассказов об авторах;
- инсценировка сюжетных стихотворений;
- сочинение своих загадок, стихов.
Развитию творческих способностей способствует интеграция основного и дополнительного образования. Учащиеся с 1 класса с удовольствием посещают кружки: «Театральная студия», музыкально-поэтическую студию «Заповедник».
Положительными результатами работы можно считать:
- высокую познавательную активность учащихся на уроке, появление небольших диспутов;
- обогащение речи новыми словами, речевыми оборотами;
- усиление потребности познания родного языка посредством справочной литературы;
- развитие монологической и диалогической речи учащихся;
- в творческих работах (рисунках) проявляется не только точность воспроизведения отрывка, понимание чувств автора, его отношения к герою. Детали рисунков, выбор цветов позволяют понять отношение ребёнка к прочитанному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Мотивация читательской деятельности."
Чтение является одним из основных средств формирования грамотности, образного мышления, развития творческого потенциала личности....
Статья. Формирование личности учащихся через активную читательскую деятельность
Успешность нынешнего поколения тесно связана с осознанием учащимися ценности чтения и активной читательской деятельностью. Накопление читательского опыта может и должно рассматриваться как личностно з...
Формирование читательской деятельности, как средство повышения грамотности
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют инте...
Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"
Статья на тему "Развитие читательской грамотности младших школьников"...
Статья на тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».
Статьяна тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается пере...
Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность" (читательская грамотность) Тема: «Сколько весит облако»
Внеурочная деятельностьФункциональная грамотность (читательская грамотность)Тема: «Сколько весит облако» Цели: познакомить учащихся с образованием облаков, их видами и плотность...
Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности) 3 класс
Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности), 3 класс...