Самообразование по теме: «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС» Обобщение опыта.
материал на тему
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Овладение УУД даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Сегодня УУД придаётся огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. УУД – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz_uud.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования
«Формирование УУД в рамках реализации ФГОС»
Цель:способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологий
Задачи:
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
- воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универсальные учебные действия (УУД) , на формирование которых обращается особое внимание. Цель ФГОС: раскрытие способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве. Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников учебных действий. Учебные действия - составная часть учебной деятельности. УУД – это действия разнообразного назначения, необходимые в её организации и осуществлении учебной деятельности. Если ученик освоил УУД, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью, умениями.
В ходе учебной деятельности происходит усвоение предметных и познавательных действий. В её основе лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в изменённых условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним. Учебная деятельность состоит из отдельных компонентов – действий, операций, мотивов, задач.
По своей сути термин универсальные учебные действия является психологическим. Применительно к педагогике мы сказали бы, что речь должна идти о формировании общих учебных умений и навыков.
Функции универсальных учебных действий: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения., контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Овладение УУД даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Сегодня УУД придаётся огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. УУД – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения задач: -определение основных результатов обучения и воспитания; -построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в предметных областях; - определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования; - выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности УУД; - определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды УУД; - разработка системы типовых задач для диагностики сформированности УУД на каждом этапе образовательного процесса; - разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование УУД. В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий действия саморегуляции); 3)познавательный; 4) коммуникативный. Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД можно в практической деятельности учителя Познавательные учебные действия включают: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы и связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определённой ступени образовательного процесса. Речь идёт про умения: -правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров, в соответствии с целями и задачами; -овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; -выявлять сущность, особенности объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; -использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами; -использовать знаково-символические средства представления информации объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; -находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
В познавательных универсальных действиях выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем. Одно из важнейших умений, которые формируются при освоении УУД – правильно и осмысленно читать тексты. Оно подразумевает понимание текста. С точки зрения лингвистики речь идёт о вычитывании всех видов информации: фактуальной (явной), подтекстовой и концептуальной.
Задание 1.Например.учащимся предлагается прочитать текст М.Пришвина «Ребята и утята».
Фактуальная информация в тексте представляется посредством описания героев, их поступков, характеристики (ребят, утят, автора), места действия, время действия.
Подтекстовая информация не описывается в тексте, но по действию, словам героев, их поступкам можно догадаться, в чём состоит скрытый смысл. Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной – трудная задача, которой необходимо учить детей уже в начальной школе. Например, подтекстовая информация в нашем примере выражена в предложениях: « В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду (мать заботливая, переживает за жизнь своих утят). Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками.(утята беспомощные)».
Концептуальная информация – это взгляды, мысли, чувства автора. Основная мысль произведения содержится в этой информации.
Чтобы развивать у младших школьников умение правильно и осмысленно читать не только художественные тексты, но и научные статьи, информацию, изложенную на страницах учебников, можно предложить выполнить задание, формирующее умение анализировать текст и вычленять нужную информацию. Можно предложить задание , формирующее умение анализировать текст и находить нужную информацию. Задание2. Сравни фотографии (кастрюля и чугунок) и подпиши их. Заполни таблицу, записав признаки сходства и различия. При обсуждении важно выяснить, в чём состоят сходства и различия предметов, но и вычленить, на каком основании в каждом случае проводилось сравнение ( по способу подведения энергии, по материалам, из которых изготовлены предметы, и т. д ). Сравни фотографии и подпиши их (дана фотография предметов).
Сходство | Различие |
1. | 1. |
2. | 2. |
Следующее задание формирует умение выявлять особенности объектов, явлений действительности, а также причинно- следственные связи. Задание3. Определи, кто в какой зоне обитает. 1.Белый медведь Тундра 2.Северные олени Леса 3.Рысь Зона арктических пустынь Следующее задание направлено на формирование умения использовать знаково- символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Задание 4. В гостинице каждый месяц снимают номера. Чтобы вести учёт в таблицу вносилось ежедневно количество заселённых номеров. По заданной таблице начато построение диаграммы. Помоги достроить диаграмму.
Количество номеров | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сен тябрь | октя брь | ноя брь | дека брь |
1-местные | 25 | 20 | 20 | 15 | 25 | 30 | 35 | 25 | 10 | 25 | 20 | 15 |
2-местные | 30 | 10 | 15 | 10 | 15 | 20 | 25 | 20 | 15 | 15 | 15 | 10 |
Важность заданий такого типа заключается в том, что они формируют умение переводить информацию из одной формы в другую и получать её из схем, таблиц, графиков и диаграмм.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Регулятивные учебные действия связаны с умениями прогнозировать, осуществлять свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, а также оценивать полученный результат. Освоенные регулятивные учебные действия лежат в основе умений: -принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её существования (одно из важных умений, которое формируется при освоении регулятивных УУД) - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предлагается задание, направленное на формирование этого умения. Задание 5. Тебе необходимо объяснить деление многозначного числа на однозначное. Составь план своих действий. Задание 5 направлено на формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Ученики учатся оценивать результат, соотносить его с целью в ходе анализа не своей деятельности, а работы незнакомого ученика (Иванова Пети), что снимает эмоционально-субъективный компонент. Приобретённые умения могут быть использованы учениками при анализе собственной работы, выявлении причин неуспеха. Задание 6. Ученик Иванов Петя выполнял упражнение: «Вставь пропущенные орфограммы. Прежде чем начать выполнение упражнения, вспомни правописание безударных гласных в корне и гласных после шипящих». Текст, данный Пете. Заря осв.тила восточный край леса. Ушла н.чная тьма, и проснулись певчие птицы. Взошло солнышко. Над д.линой в облаках запел жаворонок. На листьях бл.стели р.синки. Над цв.тами круж.лись з.л.тые пчёлки. Они пили сладкий цв.точный мёд. На п.ньке клубком л.жал уж. В в.де вес.ло играли рыбки. Работа Пети: Заря осветила восточный край леса. Ушла ночная тьма, и проснулись певчие птицы. Взошло солнышко. Над далиной в облаках запел Оцени работу Пети. Для этого выясни: 1) сколько пропущенных орфограмм верно поставил Петя: из ; 2) сколько безударных гласных Петя написал правильно: из ; 3) сколько гласных после шипящих Петя написал правильно: и ; Дай общую оценку работы Пети (подчеркни нужное): 1) Петя умеет проверять безударные гласные: -полностью правильно; -частично правильно ( с ошибками); -полностью неправильно. 2) Петя умеет проверять правописание гласных после шипящих: - полностью правильно; -частично правильно ( с ошибками); - полностью неправильно. Задание 7, формирующее умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха, может быть продолжением задания 6. Учащимся предлагается проанализировать причины неправильнеого выполнения задания Петей, отвечая на поставленные вопросы: « Что нужно сделать Пете, чтобы он не допускал ошибок в работе? Какие бы упражнения ты предложил Пете, чтобы в следующий раз он не допустил ошибок?» Можно предложить учащимся задание 8, формирующее умение определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Задание 8. Представь ситуацию: ученики выставили на школьной ярмарке мягкие игрушки собственного изготовления. Все игрушки раскупались, а их – никто не брал. Какую бы цель ты поставил перед собой на месте учеников? Выбери один вариант ответа. а) Не обращать внимания, может быть, игрушки ещё купят. б) Переделать игрушки и снова выставить на продажу. в) Выяснить причину, по которой не покупают игрушки и устранить её. г)Снять с продажи игрушки. д) Больше никогда не заниматься этим делом. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироватьсяв группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные учебные действия связаны с формированием умений: -строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - готовить выступления и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; - соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Коммуникативные УУД необходимы как в школьной, так и в повседневной жизни, при решении различных проблем. Формируя коммуникативные УУД, целесообразно давать задания, связанные не только с учебным материалом, но и выходящие за его пределы. Можно выполнить задание, которое формирует не только коммуникативные, но и регулятивные УУД. Задание 9. Представьте, что ваш класс собирается в поход. Ты – командир отряда. В вашем отряде есть ученик, который не хочет идти в поход. Попробуй с помощью диалога( вставь вместо троеточия свои слова) убедить его, что ему будет полезно и интересно сходить в поход. - … - Как – то неохота. - … -А зачем это надо – то? - … -Это и всё? - … - Это зачем идти в поход? - … - Так не хочется. - … -Я никогда не ходил в поход. Ладно, я попробую сходить в поход, поверю тебе, что мне это пригодится.
Коммуникативные УУД чаще всего формируются в совместной деятельности группы учащихся. Целесообразно давать групповые задания. Можно формировать постоянные группы, а можно на каждом уроке менять их состав. Чаще всего работа в группах проходит как мини-проект (тему выбирает учитель). Выбранная тема может быть как темой одного урока, так и итоговой темой изучаемого раздела. При подготовке мини-проекта главное – научить школьников распределять роли и договариваться о способах деятельности каждого участника группы. На первых этапах подготовки проекта желательно оговорить с каждой группой, какие роли могут быть у участников проекта, а также помочь школьникам распределить роли.
Развитие УУД – очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека. Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями: - состояние здоровья детей; - успеваемость по основным предметам; -уровень развития речи; -степень владения русским языком; -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; -стремление принимать и решать учебную задачу; -навыки общения со сверстниками; -умение контролировать свои действия на уроке
Основная цель начального обучения – помочь ребёнку пробудить все заложенные в нём задатки при помощи учебной деятельности, понять и найти самого себя. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей. Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация учеников начальных классов в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете школы учителя 1 класса, работающего по ФГОС....
Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС.
Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС....
Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС НОО.
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологийЗадачи: ·...
Использование здоровьесберегающих технологий в рамках реализаций ФГОС (из опыта работы курса «Здоровая нация»)
из опыта работы...
План самообразования по теме "Формирование УУД в рамках ФГОС"
План самобразования на 2014 - 2019 годы....
План самообразования по теме "Формирование УУД в рамках реализации ФГОС".
Цель самообразования: Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;Углубление знаний по разным методикам;Овладение достижениями п...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе»
В данной работе обобщен опыт моей работы по теме «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе». Главной целью моей работы над темой стало:Создание условий д...