Социализация учеников начальных классов в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)
статья по теме
Выступление на педагогическом совете школы учителя 1 класса, работающего по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете 27 января 2014 года Желанкиной О.Н.
Социализация ученика начальных классов в рамках ФГОС (из опыта работы).
Википедия уточняет, что социализация – это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Ребёнок должен усвоить «правила игры», модели поведения. Первичная социализация происходит в семье, вторичная вне дома, т.е., в нашем случае, в школе.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Социализация – это и процесс и результат. Вся наша работа, коллеги, это процесс социализации ребёнка, направленная на получение результата.
Как учитель начальной школы я работаю по ФГОС. Хочу показать на примере своей деятельности, что социализация – это базовое понятие всего учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС.
Задолго до 1 сентября мы начинаем работу по социализации будущих первоклассников. Я говорю о нашем дошкольном отделении и группе кратковременного пребывания. Разница между детьми, посещающими эти отделения и не посещающими, есть. Наши быстрее адаптировались к роли ученика, быстрее справились со своими страхами, волнениями, начали раньше показывать положительный результат в учебной деятельности. Это была трудная работа для учителя 4 класса, но оказалась результативной. Думаю, что меня поддержат все коллеги, проходящие этот путь.
Почему не все дети посещали наши занятия? Всё зависит от желания родителей, от роли семьи. Я уже говорила о первой ступени социализации ребёнка – о семье. Опять же, задолго до 1 сентября, в мае, мы собирали родителей на первое собрание. Это обычная практика в начальной школе. Новым было то, что мы рассказали им о новых стандартах, по которым придётся учиться их детям. Реально мы социализируем не только детей, но и их родителей. На этом собрании мы говорим о трудностях адаптационного периода, о том, что ещё можно сделать за лето для их нивелирования. Конечно, не все нас слушают. Результаты мы видим 1 сентября.
«Ребёнок абсолютно не социализирован», - думала я о некоторых своих учениках вплоть до нового года. Эта проблема была основной темой в общении с психологом школы. Есть ученики, которые не приняли роль ученика. Радует, что их мало. В первом классе ФГОСы предусматривают специальную адаптационную программу «Введение в школьную жизнь». Это двухнедельный курс вводит школьные правила жизни через решение проблемных ситуаций. А их и создавать не нужно! Норматив поведения не навязывается, а является естественным разрешением сложившихся положений. У меня (и думаю у всех учителей, которые работают по ФГОС) было ощущение, что за две недели мы прожили всю школьную жизнь с её проблемами. Главный итог строительство коммуникативных каналов: ученик – учитель, ученик – одноклассник. Дальше мы начали работать по учебно-методическому комплекту «Школа России». Я сравнила новые учебники и учебники четырёхлетней давности. Они переработаны для реализации идеологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Каждый новый урок в Азбуке – это обязательно беседа направленная на воспитание личности. Вот некоторые темы: Где дружбой дорожат, там враги дрожат; Люби всё живое; Жить – Родине служить. Во-вторых, это родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть учебников. В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Рабочие программы, учебники и учебные пособия построены таким образом, что ребёнок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о её природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребёнка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества. При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа России», ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога и полилога, что хорошо согласуется с задачами формирования личностных УУД.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
С этой целью в системе учебников УМК «Школа России» с 1 по 4 классы предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми. Эти задания отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества нацелены и проекты, уже заложенные во всех учебниках комплекса. Я составила план внеурочной работы по проектам на год. Для этого я изучила все предметные линии, выбрала все проекты, распределила их по месяцам, обозначила содержание курса. Важная роль отводится в этой работе родителям. Их я собрала на обучающий семинар на каникулах, где познакомила с целями и возможностями проектной деятельности. Как результат половина моих учеников уже представили свои проекты, оставшаяся половина сделает это до конца года. Ведь способность к проектной деятельности – это одна из основополагающих характеристик современного человека. Хочется верить, что через 3,5 года в среднюю школу придут дети, для которых разработать выступление по теме будет не проблемой, а естественной частью процесса обучения. С материалами проектов я работаю по электронной почте, индивидуально с ребёнком или родителем.
Важную роль в социализации ребёнка продолжают играть родители. Акценты их участия определяются учителем. Мы договариваемся о том, что дети должны общаться и дружить и вне урока. Родители помогают организовать праздники, где каждый ребёнок показывает личные достижения. Родители организовывают экскурсии, где детям важно сопереживать вместе интересное дело. Родители организовывают добрые дела. Мой класс, например, заработал для всех на новый год билеты на ёлку в мэрию. Для этого дети поучаствовали в кулинарном шоу болгарского посольства. Я провела работу с детьми и мы приняли решение отдать заработанные билеты для всей школы, а не использовать только в нашем классе. Этот поступок тоже говорит об успешной социализации моих учеников в школьном коллективе.
Вывод. Мне нравится единая система, выстроенная ФГОС. Я её приняла, мне легко работается. Приятно, когда твои выпускники, хоть и не учились по ФГОС, умеют думать не только о себе, но и о других. Так мой бывший класс устроил для малышей увлекательное путешествие по разным странам с их новогодними традициями. Спасибо за это их наставникам, Наталье Викторовне и Елене Григорьевне. Я думаю, что мы все делаем, каждый на своём месте, одно общее дело. Мой опыт похож на опыт любого учителя начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС.
Проектная деятельность школьников является одной из современных образовательных технологий, направленных на развитие и формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действ...
Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС
Основной тезис современного понимания метода проектов, заключается в осознании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни....
" Эффективность использования учебно-лабораторного оборудования в учебно-воспитательном процессе в начальных классах в рамках реализации ФГОС"
Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в...
" Организация деятельности учащихся на уроке с использованием учебно-лабораторного оборудования в начальных классах в рамках реализации ФГОС"
Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в...
Использование здоровьесберегающих технологий в рамках реализаций ФГОС (из опыта работы курса «Здоровая нация»)
из опыта работы...
Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...
Доклад по теме "Использование инновационных технологий в работе учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО"
Доклад на ШМО учителей начальных классов...