Программа по экологии для 4 класса
материал (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа
по экологии
для 4 класса
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главных компонентов содержания образования в наше время становится экология как система научных и учебных дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии человеческой цивилизации.
Первоначально экологию относили к биологическим наукам, поскольку объектом ее изучения был только живой организм, его реакции на изменения окружающей среды. В современный период биологические аспекты экологии все больше дополняются социальными, отражающими закономерности взаимодействия общества с природой, человека и биосферы. По мере расширения круга изучаемых проблем окружающей среды экология превращается в интегральную науку, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества.
Государственный стандарт школьного экологического образования включает следующие основные научные области экологии: классическую экологию, геоэкологию, экологию человека, глобальную и социальную экологию.
Раскрытие сложных эколого-биологических, эколого-биосферных, социально-экологических, антропоэкологических, геоэкологических взаимодействий в окружающей среде необходимо для формирования у учащихся экологического мировоззрения.
Наша страна нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период перехода общества к рыночной экономике и модели устойчивого развития. В то же время, значительная часть населения России все еще не осознает тесной связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, поскольку не имеет достаточных экологических знаний и не располагает полной, достоверной информацией об экологических проблемах. Существует необходимость повысить уровень знаний людей, степень их участия в поиске решений проблем, связанных с сохранением окружающей среды.
Экологическое образование должно формировать у гражданина страны не только представление о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития общества. Оно позволит каждому члену общества усвоить экологические и этические нормы, ценности, профессиональные навыки и сформировать образ жизни, отвечающий принципам устойчивого развития. В концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития информирование населения, его экологическое воспитание и образование рассматриваются как одно из непременных условий, позволяющих реализовать право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде.
Данная программа разработана на основе региональной программы по экологии, предусматривающей обучение с 1 по 11 классы в общеобразовательных учреждениях Саратовской области. Программа по экологии разработана Саратовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования и утверждена Министерство образования Саратовской области.
Региональная программа по экологии предусматривает обучение с 1 по 11 классы общеобразовательных учреждений. Единство программы обеспечивает координацию поэтапного изучения основ экологических знаний и воспитания экологической культуры у учащихся.
На основе Базисного учебного плана Российской Федерации разработан Региональный базисный план общеобразовательных учреждений Саратовской области (утвержден министерством образования и науки Саратовской области, приказ от 28.04.98 № 119), согласно которому экология является обязательным предметом регионального компонента и преподается за счет часов вариативной части базисного плана.
Изучение материла каждого раздела программы рекомендуется осуществлять на примерах местных растений и животных, конкретных экологических ситуаций, складывающихся в Саратовской области и районе расположения школы. Учащиеся должны уяснить, что на состояние окружающей среды в любой стране, городе, поселке существенное влияние оказывает деятельность людей. В свою очередь окружающая среда оказывает влияние на жизнь и здоровье всех живых существ, в том числе и людей, населяющих конкретный регион.
Распределение часов в соответствии с изучаемыми вопросами, а также темы практических занятий в программе даны ориентировочно и могут быть изменены учителем.
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Программа по экологии для 4 класса разработана на основе:
• федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
• федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
• приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
• Фундаментального ядра содержания общего образования;
• программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
• идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
•региональной программы по экологии, предусматривающей обучение с 1 по 11 классы в общеобразовательных учреждениях Саратовской области.
Целью программы является расширение экологических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития экологических процессов протекающих на нашей планете.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включаю работу с различными источниками экологической информации;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Экологическая программа формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (комнатными растениями, зверями, птицами, земноводными, пресмыкающимися уголка живой природы), и при идеальном (воображаемом) взаимодействии с природными объектами.
Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества.
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.
В основу программы положена методологическая идея Ф.Юнге (1832-1905) – немецкого педагога, который предложил изучать природу экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форму организации знаний в данной программе можно отнести к энциклопедической, так как содержание её организовано вокруг знаний о живых системах разного уровня (отдельные организмы, виды, экосистемы), ведь именно живые системы стоят в центре научной картины живой природы, и это должно стать отражением биоцентрического подхода в экологическом образовании. Идея Ф.Юнге - реализовать в единстве региональный компонент и развитие “глобального кругозора”.
В основе построения программы лежит принцип научности, который отражает основные положения бэконовской философии науки, распространённой в сфере дидактики Я.А.Каменским с его основной идеей – отбором из науки самого главного, необходимого для понимания устройства мира и происходящего в повседневной жизни. Именно эти положения и находят отражение в идее Ф.Юнге.
Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.
Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.
Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
В программе в основе формирования теоретических понятий лежит абстракция (жизнь, природа) – идеализированный объект, дающий её целостное, но нечёткое отражение, далее следует методологическая конкретизация (от абстракции к теоретическим понятиям, а затем к различным сферам практики.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
На уроках экологии целесообразно использовать следующие формы, методы, приёмы обучения:
- практические работы на местности;
- наблюдения за окружающей средой;
- экскурсии и походы;
- работу с краеведческой литературой;
- экологические игры.
Такими основными методами в образовательном процессе по реализации программы будут: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Работу по экологическому образованию и воспитанию необходимо вести как на федеральном, так и на региональном уровнях. Региональные аспекты преподавания природоведения отражены в настоящей программе. Она базируется на "Концепции непрерывного экологического образования и воспитания населения Саратовской области" (2015 г), учитывает региональную программу "Основы здорового образа жизни", включает разнообразный краеведческий материал.
Основные идеи программы: многообразие и целостность природы; единство природы и человека; взаимосвязь объектов, явлений и процессов природы.
Таким образом, при изучении природоведения живая и неживая природа, природа и человек рассматриваются в их неразрывном единстве. Это позволит сформировать у детей 10–11-летнего возраста представление о целостности мира, раскрыть доступные их пониманию взаимосвязи и закономерности, существующие в природе, заложить основы экологической культуры.
В 4 классе в теме "Мы жители Земли" учащиеся получают общие представления о планетах Солнечной системы и Земле, о глобусе и географической карте, материках и океанах на карте мира. В теме "Природа нашей страны" знания о движении Земли вокруг Солнца находят свое применение при объяснении причин различий между климатическими условиями на земном шаре, показывается, что климат определяет разнообразие, строение, ритм развития, поведение растений и животных, особенности жизни и хозяйственной деятельности людей. Идея экологической целостности природы получает свое дальнейшее развитие при формировании понятий о природном равновесии, об антропогенном воздействии на природу. Содержание темы "Сбережем природу России" предполагает, во-первых, знакомство с проблемами охраны природы, во-вторых, что даже более важно, демонстрацию возможных путей решения этих проблем (организацию заповедников, национальных парков, строительство заводов по переработке мусора, безотходных производств, заводов с замкнутым циклом и др.). Темы "Природа нашей области" и "Мой город (село)" базируются на краеведческом материале. Ученики знакомятся с природой Саратовской области, ее рельефом, полезными ископаемыми, водоемами, природными сообществами, промышленностью, сельским хозяйством, работой местных природоохранительных организаций.
Учебный процесс необходимо построить так, чтобы экологические знания стали фундаментом практической деятельности обучающихся.
4 класс
(0,5 ч в неделю, всего – 17 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Вселенная. Звездное небо. Астрономия – наука о Вселенной. Разнообразие небесных тел: звезды, планеты, спутники планет, кометы. Созвездия, некоторые легенды, связанные с названиями звезд и созвездий.
МЫ ЖИТЕЛИ ЗЕМЛИ (4 ч)
Планеты Солнечной системы. Некоторые сведения о планетах. Развитие представлений человека о форме, размерах Земли, ее положении во Вселенной. Роль географических открытий в изменении этих представлений.
Глобус – модель Земли.
Вращение Земли вокруг своей оси: смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца: смена времен года.
Линия горизонта. Горизонт, стороны горизонта.
Способы ориентирования на местности. Компас. Рисунок и план местности.
Географические карты. Карта полушарий. Части света.
Практические работы. Звезды и созвездия на карте звездного неба. Глобус – модель Земли. Ориентирование с помощью компаса. Составление рисунка и плана местности.
Демонстрации. Модель Солнечной системы. Смена дня и ночи, смена времен года на теллурии.
Экскурсия в планетарий.
ПРИРОДА НАШЕЙ СТРАНЫ (3 ч)
Россия на карте. Океаны и моря, омывающие Россию. Острова и полуострова, озера и реки, основные формы рельефа России.
Природные зоны России: ледяная зона, зоны тундры, лесов, степей, пустынь, субтропиков. Карта природных зон. Особенности климатических условий в природных зонах. Растения и животные каждой из природных зон. Взаимосвязи между организмами и их приспособленность к условиям обитания в природной зоне. Особенности жизни и хозяйственной деятельности человека, связанные с природными условиями.
Влияние человека на природу, примеры нарушения природных связей в каждой из зон. Природное равновесие.
Практические работы. Карта России. Растения и животные природных зон России.
Демонстрации. Кинофильм (диафильм) "Природные зоны нашей страны". Гербарий, коллекции животных различных природных зон.
Моделирование. Составление схемы "Цепи питания в природных зонах".
СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ РОССИИ (2 ч)
Проблемы охраны природы и возможные пути их решения: защита водоемов от загрязнения, утилизация мусора, сохранение видового состава флоры и фауны и др. Охрана природы в местах отдыха людей.
Красная книга России. Заповедники, ботанические сады России.
Практическая работа. Заповедники на карте России. Ролевая игра "Моя помощь природе".
Демонстрации. Фильмы природоохранной тематики.
Моделирование. Составление схемы завода по утилизации мусора.
ПРИРОДА НАШЕЙ ОБЛАСТИ ( 4 )
Наша область на карте. Административное деление. Города и другие населенные пункты.
Природа области. Рельеф, природные зоны, водоемы области. Разнообразие растений, животных в природных сообществах, их приспособление к условиям жизни. Взаимосвязи в сообществах.
Хозяйство области. Полезные ископаемые и места их добычи. Основные виды промышленности, транспорта. Сельское хозяйство области. Охрана природы области. Изменения в природных сообществах, происходящие под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Охрана природы. Заповедники, заказники, памятники природы и другие охраняемые территории области. Красная книга Саратовской области.
Практические работы. Карта нашей области. Разнообразие растений и животных в природных сообществах области.
Моделирование. Составление схем: "Цепи питания в природных сообществах".
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с природой области.
МОЙ ГОРОД (СЕЛО) (2 ч)
Географическое положение нашего города (села). Главные улицы, площади, парки. Промышленность города. Охрана окружающей среды. Городские зеленые насаждения. История города (села) и области. Город как экосистема, созданная трудом людей. Судьба природы – наша судьба.
Экскурсии в краеведческий, художественный музеи, дом-музей писателя и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 ч)
Повторение учебного материала 4 класса.
Требования к результатам обучения экологии
Личностными результатами обучения экологии
является формирование экологически-грамотной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических
и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение экологии в начальной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к окружающей природе;
5) формирование коммуникативной компетентности
в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения экологии в 4 классе являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по экологии являются:
1) формирование представлений о предмете «Экология», его роли в освоении планеты человеком, формирование экологических знаний как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы экологического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов среды, в том числе её экологических параметров;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации экологической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных экологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
разнообразие небесных тел;
названия планет, некоторых звезд и созвездий;
причины смены дня и ночи, смены времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности;
названия океанов, материков;
географическое положение России, области, города (села);
природные зоны России, особенности природы и деятельности человека, проблемы охраны природы в этих зонах;
особенности природы области: рельеф, основные полезные ископаемые,
водоемы, природные сообщества, использование и охрана природы области;
правила поведения в природе;
основные исторические и культурные ценности города, области.
Учащиеся должны уметь:
определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
различать наиболее типичных представителей лесов, степей, водоемов области;
составлять рассказ по определенной теме, используя сведения из учебника и дополнительной литературы;
объяснять в объеме программы взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
проводить сравнительный анализ изученных процессов и явлений;
самостоятельно проводить наблюдения в природе;
составлять и объяснять схемы, указанные в программе; решать простейшие экологические задачи.
Литература для учителя
Артамонов В.И. и др. Редкие и исчезающие растения. М.: Агропромиздат, 1989.
Буланый Ю.И., Буланая М.В., Акифьева Е.В. Познавательная и занимательная экология: Познавательные и занимательные материалы по экологии и природоведению в начальных классах: Пособие для учителя. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999.
Буланый Ю.И., Морозова Е.Е., Малыгина А.С. Природоведение. Тетрадь с печатной основой для учащихся 1 класса. В 2-х частях. Саратов: Лицей, 1999.
Герасимов В.П. Животный мир нашей родины. М.: Просвещение, 1985.
Леденцов Н.И. Зоопарк заповедных. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1977.
Малыгина А.С., Морозова Е.Е. Природа Саратовской области. Методическое пособие. Саратов: Аквариус, 1999.
Морозова Е.Е., Вихрова А.В. Экологический проект "Удивительный мир насекомых". Методическое пособие. Саратов: Аквариус, 1999.
Морозова Е.Е., Зацепина Т.В. Моделирование при ознакомлении с природой. Методическое пособие. Саратов: Аквариус, 1999.
Морозова Е.Е., Коваленко Л.И. Методика преподавания природоведения. Методическое пособие. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999.
Морозова Е.Е., Полбицина Е.В. Гигиеническое воспитание младших школьников. Методическое пособие. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999.
Морозова Е.Е., Полевая Е.И. Предметные уроки по природоведению. Методическое пособие. Саратов: Аквариус, 2000.
Морозова Е.Е., Рукнидинова Ю.Ю. Работа с природными материалами. Методическое пособие. Саратов: Аквариус, 2000.
Морозова Е.Е., Чернышова Л.М. Экологические игры. Методическое пособие. Саратов: Аквариус, 2000.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1981.
Плешаков А.А. Природоведение в 3 классе: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.
Плешаков А.А. Природоведение в 4 классе: Метод. рекомендации к учеб. М.: Просвещение, 1994.
Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультативный курс для нач. классов. М.: Просвещение, 1995.
Чернов Ю.И. Природная зональность и животный мир суши. М.: Высшая школа, 1975.
Дополнительная литература для учителя
- Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. – Саратов. Издательство СГУ, 1986.
- География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. – Саратов. Издательство Саратовского университета, 1993.
- Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – Саратов. Издательство СГУ,1984.
- Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2013 г.
- Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. – Москва. «Школа-Пресс», 2001.
- Саратовской губернии черты: сост. В.Х. Валеев. – Саратов. Приволжское издательство, 1997.
- Семенов В.Н. Саратов геологический. – Саратов. Издательство СГУ, 2000.
- Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. – Саратов. Приволжское книжное издательство, 1990.
- Худяков Д.С. Земля Саратовская. – Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
- Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.
Литература для учащихся
СуховаТ.С. , Строганов В.И. Природоведение: 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений . – 2 е изд. дораб. – М: Вентана-Граф. 2010.- 224 с.: ил.
Танасейчук В. Экология в картинках. М.: Детская литература, 1989.
Плешаков А.А. Зеленые страницы. М.: Просвещение, 1994.
Рассказы, сказки, повести В.Бианки, Н.Сладкова, Н.Павлова, М.Пришвина, и др.
Дополнительная литература для учащихся
- А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. – Саратов. Издательство «Лицей», 2005.
- Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес.- Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
- Начало маршрута. (Сборник). Сост. В.И. Игошин. - Саратов. Вып.1 Приволжское издательство, 1989.
- Оскольская О.Б. Зеленое зодчество Саратовского Поволжья. – Саратов. Издательство СГУ, 1993.
- Палькин Н.Е. О, Волга! – Москва. Молодая гвардия, 1985.
- Смилевец И.Д. Дороги к белым горизонтам.- Саратов. Приволжское книжное издательство, 2005.
- Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. – Саратов. Издательство СГУ, 1989.
- Худяков Д.С. Земля Саратовская. - Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
- Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видал. – Саратов. Приволжское издательство, 1980.
- Чигуряева А.А. Опасайтесь потерять друзей. – Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
Сайты ЭОР для использования на уроках:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.
Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Модифицированная образовательная программа «Весёлая экология»
Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникает ассоциации с трудной, монотонной работой, далёкой от творчества, направленной преимущественно на пассив...
Программа по «Игровой экологии» 3 класс
В материале представлена пояснительная записка и календарно - тематическое планирование курса "Игровая экология" ....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс
Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Моя первая экология» 3 класс
Рабочая программа по социальному направлению для работы во внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Юный эколог" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности социального напрвления "Юный эколог"...