Опрос учащихся и реакция на их ответы.
статья (4 класс) на тему
В статье содержатся размышления о развитии критического креативного мышления учащихся посредством их опроса и реакции учителя на ученические ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_3_opros_uchashchihsya_i_reaktsiya_na_ih_otvety_-_kopiya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Опрос учащихся и реакция на их ответы.
Имея большой опыт работы с учащимися младших классов, никогда не задумывалась о том, что методика постановки вопросов при обучении детей играет немаловажную роль. После завершения первого этапа курсов 3 (базового) уровня «Лицом к лицу» и возвращения в школу на практику я поняла, что многое, из того что я использовала раньше в работе с малышами – было верным подходом в обучении. Например: «метод наводящих вопросов» или так называемый Сократический метод. Я приводила своих учеников к истинному суждению посредством диалога, в котором задавала общий вопрос, а, получив на него ответ – задавала следующий, уточняющий вопрос до тех пор, пока учащиеся не приходили к правильному ответу или суждению. Наводящие вопросы помогают ребятам выстроить свои ответы в соответствие с логикой рассуждений. Эта методика особенно действенна при обучении слабо мотивированных учащихся, которые практически не участвуют в диалоге. «Метод наводящих вопросов» - своего рода «подмостки», которые помогают учащимся ясно выражать свои мысли, свои идеи. Учащийся К. прибыл в класс в этом учебном году. В диалог на уроке не вступал, стеснялся говорить в присутствие одноклассников. Используя Сократический метод, мне удалось помочь мальчику раскрыться: он стал отвечать, чувствуя мою поддержку; включился в групповое обсуждение заданий на уроках русского языка и математики.
До обучения на курсах я очень часто при опросе учащихся использовала вопросы «низкого порядка», считая, что этого вполне достаточно, чтобы получить нужный мне ответ, показывающий понимает ученик учебный материал или нет. Сейчас такую позицию считаю неверной. Задаваемые учителем вопросы «высокого порядка» направлены на то, чтобы ученики могли применять, расширять, оценивать и анализировать информацию. Если учащимся трудно вступить в диалог, то задаю им вопросы для побуждения с целью получения первоначального ответа, упрощаю формулировку вопроса, отсылаю их к пройденному материалу. Например: Вспомните, что вы уже знаете о тексте? Сколько обычно частей в тексте? Как они называются? Как отделить одну часть текста от другой? И т.д. Очень часто предлагаю детям вопросы, связанные с использованием их знаний на практике: «Приведите примеры синонимов, антонимов. Кто может привести другие примеры таких слов?» Чтобы активизировать участие школьников в диалоге, использую переориентацию вопроса: «Ребята, кто-нибудь может помочь? Кто посоветует, как нам правильно выполнить это задание?»
Совершенно другой стала моя реакция на ответы учащихся. Раньше я совершенно не делала паузы после того, как задавала ребёнку вопрос и часто требовала молниеносного ответа и даже возмущалась, получив неверный ответ. Сейчас я стараюсь подождать несколько секунд, чтобы ребёнок мог осмыслить вопрос и сформулировать ответ на него. Если он отвечает не правильно, то даю ему возможность подумать и дать другой ответ или переориентирую этот вопрос другому учащемуся. Получив на свой вопрос правильный исчерпывающий ответ, повторяю часть ответа, в которой содержится наиболее важный элемент или сведения, хвалю детей за достойные ответы, подчёркивая их важность. Получив одобрение, учащиеся стремятся к поиску дальнейшей информации, стараются активно участвовать в диалоге. Очень понравилась детям стратегия «Горячий стул». На нём захотели посидеть и поработать и самые активные и слабо мотивированные учащиеся. Особенно нравится детям, когда они сами задают друг другу вопросы или участвуют в диалоге наравне со мной.
В целях развития мышления учащихся на более высоком уровне, креативного мышления задаю вопросы, используя таксономию целей Блума, так как её использование позволяет мне побуждать к деятельности все типы интеллекта учеников на каждом уроке. Например: вопросы, направленные на проверку фактических знаний учащихся – Расскажите, что вы знаете об имени существительном. Расскажите таблицу умножения на 6. Перечислите знакомые вам явления природы. Сформулируйте, что такое треугольник. Вопросы, связанные с пониманием учебного материала – Приведи примеры геометрических фигур. Расскажи своими словами содержание мифа «Борьба Ра с Апопом». Докажи, что квадрат – это тоже прямоугольник.
Применение учебного материала – Реши задачу по образцу. Измени вопрос задачи так, чтобы она решалась двумя действиями. Найди в толковом словаре значение слова «око».
Вопросы, связанные с анализом – Сравни существительное и прилагательное по плану. Классифицируй части речи.
Вопросы, связанные с синтезом – Придумайте задачу по данной схеме. Что произойдёт, если исчезнут части речи?
Оценка учебного материала – Оцените работу друг друга по критериям. Выскажите замечания по работе соседа. Разработайте в группе критерии оценки решения задачи.
Таким образом, предлагаемые мной вопросы содействую развитию у учеников мышления более высокого порядка, формированию ключевых понятий по предметам начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценивание устных ответов и письменных контрольных работ учащихся начальной школы
Оценивание устных ответов и контрольных работ по русскому языку и математике в начальной школе....
Статья "Когнитивный опрос учащихся на уроке"
ЧЕРЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОПРОСА ВЕДЕТ К ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ. ОНИ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ НАМНОГО РАСКОВАННЕЕ, ЧЕМ ПРИ ОБЫЧНОМ ОПРОСЕ: ЗДЕСЬ МОЖНО ХОДИТЬ ПО КЛАССУ, ОБРАЩАТЬСЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ...
опрос учащихся
предложение...
Опрос-голосование.Источник : Независимый Сервис для Проведения Опросов и Голосований
http://<form method="post" action="http://www.rupoll.com/vote.php"><input type="hidden" name="poll_id" value="tzpspgxy"><table align=center style="font-family:Tahoma; font-size:12pt" wi...
Использование интерактивной системы контроля и мониторинга качества знаний VOTUM для организации опроса учащихся
Мастер-класс "Использование интерактивной системы контроля и мониторинга качества знаний VOTUM для организации опроса учащихся"...
Когнитивный опрос учащихся на уроке
Статья по когнитивному опросу учащихся на уроке...
Приемы дифференциации обучения при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся с ОВЗ в 3-4 классе
Описаны приёмы дифференциации обучения, позволяющие ребенку добиться успеха....