Статья "Когнитивный опрос учащихся на уроке"
статья (4 класс) на тему

ЧЕРЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОПРОСА ВЕДЕТ К ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ. ОНИ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ НАМНОГО РАСКОВАННЕЕ, ЧЕМ ПРИ ОБЫЧНОМ ОПРОСЕ: ЗДЕСЬ МОЖНО ХОДИТЬ ПО КЛАССУ, ОБРАЩАТЬСЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kognitivnyy_opros.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Когнитивный опрос учащихся на уроке»

Сведения об авторе : Хлюстова  Галина Николаевна

                                     учитель начальных классов

                                     353730

                                     Краснодарский край

                                     ст. Каневская

                                     ул. Тракторная д.21 кв.15

Название ОУ :            МБОУ СОШ № 1 им Г.К. Нестеренко

                                     353730

                                     Краснодарский край

                                     ст. Каневская

                                     ул. Горького, 61

2011 год

ЧЕРЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОПРОСА ВЕДЕТ К ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ. ОНИ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ НАМНОГО РАСКОВАННЕЕ, ЧЕМ ПРИ ОБЫЧНОМ ОПРОСЕ: ЗДЕСЬ МОЖНО ХОДИТЬ ПО КЛАССУ, ОБРАЩАТЬСЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

      В настоящее время ученые - дидакты, учителя большое внимание уделяют вопросам повышения эффективности урока. Урок - это область, дающая возможность реализации творческих замыслов педагога на всех этапах его ведения, будь то опрос, объяснение или закрепление материала. Везде можно применить творческий подход, везде можно найти резервы. Однако следует отметить, что исследователи работают в основном над методикой объяснения и закрепления материала и меньше внимания уделяют методике и технике опроса. А ведь проверка знаний дает возможность установить актуальный уровень знаний ученика и, опираясь на него, наметить дальнейший путь его обучения и развития. Кроме этого, опрос - это и повторение, и закрепление знаний, и от того, насколько он будет эффективным, зависит дальнейшая перспектива обучения учащихся.

Так, взаимоопрос, например, осуществляется мной на уроке следующим образом. Учащимся первого ряда дают карточки с заданиями. Задания должны предполагать лаконичный ответ, или ответы из нескольких предложенных заданий, или же указать неверный ответ, или же дописать определение и т.п. Вариантов может быть большое количество в зависимости от специфики предмета. Количество вопросов и их степень трудности должны быть одинаковые в карточках вариантов.

Получивший карточку на отдельном листочке пишет свою фамилию, номер выбранного ответа, который он считает правильным, и передает свою карточку и свой ответ на следующую парту, по своему ряду. Получивший карточку должен её проверить и оценить, поставив отметку. При этом он пишет на карточке примерно следующее: «такой-то (указывается фамилия) оценил такого-то (фамилия) на ...», ставит отметку и передает карточку и листок с оценкой на следующую по ряду парту, делая на листочке мотивировку ответа. Например, «Семенов оценивает Иванова на «5». Все правильно». Или же Семенов оценил Иванов на «2». Неправильные ответы № 3,4 правильно будет ..., и дает правильный, по его мнению, ответ. Получивший карточку должен просмотреть и ответы первого учащегося  и  оценку  второго,  и оценить, но уже не первого учащегося, а второго, который: проверял первого и поставил ему отметку. Если отметка, по его мнению, поставлена верно - он оценивает её на отлично, если неверно, то ставиться отметка «2» и после этого пишется свой вариант и карточка с отметками передается дальше. Следующий учащийся так же оценивает предыдущего, внося при необходимости свои коррективы. После проведения такого вида опроса учитель оценивает учащихся, проводя подробный анализ ответов и оценок. Задания лучше всего давать по вариантам. Вначале лучше брать два варианта, так как их легче анализировать и анализ охватит сразу большое количество учащихся, но постепенно можно свести к большому количеству, вариантов.

        Учитель зачитывает все положения и вопросы, относящиеся к определенному варианту, и вместе с учащимися выбирают правильные ответы. Затем отмечается, правильно или неправильно выполнил задание первый учащийся. Если задание выполнено правильно, ставится положительная отметка, если неправильно - неудовлетворительная. А как оценил второй учащийся своего товарища? Если он оценил его правильно, поставив «5» или «2» в зависимости от выполненного задания, ответ оценивается на «5», если задание выполнено верно, если же оценил неверно, он получает  «2». Следующий учащийся оценивается таким же образом. Например, первый учащийся выполнил задание на «2». Второй, не найдя у него ошибку, пишет «Все правильно» и оценивает ответ на «5». Третий замечает ошибку в оценке ответа учащимся у своего товарища и ставит ему соответственно «2», а четвертый, за то, что третий правильно оценил второго учащегося, ставит ему «5».

          Учащиеся получают следующие отметки: первый учащийся за свои ошибки получает отметку «2», второй - за неправильную оценку ответа товарища получает тоже «2», третий за нахождение ошибки и правильную оценку получает «5» и четвертый учащийся за правильную оценку третьего также получает «5».

Но бывает и так, что второй учащийся, как и в первом случае, не имея достаточных знаний, ставит первому за неправильный ответ «5», а последующие, ориентируясь на данную отметку, тоже оценивает впереди сидящего на «5». Ясно, что данные учащиеся материала не знают и поэтому, естественно, получают неудовлетворительные отметки.

Таким образом, оценки наугад ни к чему хорошему не приведут. Учащиеся это быстро понимают и уже ориентируются не на отметку, которую поставил впереди сидящий товарищ, а на степень правильности выполнения задания, на имеющиеся у себя знания. На первых порах анализ должен быть очень подробным. Скрупулезно разбирается каждый ответ и каждая отметка. Вначале учащиеся путаются при оценке и оценивают не тех, кого надо. Часто в место того, чтобы оценить своего по ряду, они оценивают выполнившего задание первым. Нужно подробно и терпеливо разъяснять, кого и за что оценивать, как мотивировать свою оценку. Через 2-3 занятия учащиеся хорошо усваивают этот метод опроса и уже не допускают ошибок. Необходимость подробного анализа отпадает. Учитель обращается к нему лишь в случае грубых ошибок.

     Ценность данного вида опроса и в том, что, помимо того, что проверяются знания учащихся, у них вырабатывается умение оценивать своих товарищей объективно, без ложного чувства «товарищества» и взаимовыручки. При данном опросе нельзя поставить  отметку как говориться, «за красивые глазки». Если из «чувств товарищества» ученик поставил своему другу «5», когда тому положено «2», то ему грозит, что следующий оценивающий поставит ему отметку «2». А если и остальные поставят друг другу отличные отметки, то преподаватель неминуемо оценит их объективно на «2». Этот вид опроса очень нравиться учащимся, вызывает у них интерес и вырабатывает принципиальность и самокритичность. При оценке лучше всего использовать «5» и «2». Единственная ошибка ведет к неудовлетворительной отметке. Это снижает колебания учащихся в выборе отметки, вырабатывает у них категоричность во времени. Наш опыт показывает, что отметки «3» и «4» вызывают у учащихся сомнения, как оценить, большие колебания, затягивают опрос и вызывают споры и неудовольствия в дальнейшем.

      Применение же двух оценок снимает это негативное явление. Необходимости довести до сознания учащихся, что данная отметка - это не критерий актуализации всех его знаний, а только её часть, а общая отметка будет выставлена в зависимости от всех видов опроса. Необходимо всегда поддерживать перспективу на положительную оценку по всем видам опросам в дальнейшем.

В первое время такой вид опроса занимает много времени, но потом он осуществляется очень быстро, и карточка буквально «пролетает» по рядам. Вначале данный вид опроса прорабатывается изолированно от других видов опросов. Но по мере его усвоения его необходимо комбинировать с другими  видами опроса, так как учащиеся, которые не задействованы, начинают отвлекаться, поэтому  их также необходимо активизировать. Для этого я использую еще три вида опроса: тихий опрос, магнитофонный опрос и самоопрос.

Тихий опрос - это краткий опрос учащегося преподавателем у его стола. Это краткая беседа по теме или разделу. Здесь возможны опросы, на которые учащийся не смог ответить раньше, возможны задачи на решение некоторых житейских ситуаций или по материалу предыдущего урока.

Магнитофонный опрос - это разновидность «тихого опроса». Ученики самостоятельно берут билет с вопросом или заданием и отвечают на него на магнитофон. Магнитофонов желательно иметь два на класс.

Чтобы не было путаницы на различных видах опроса, я применяю следующую схему, которую вначале подробно объясняю учащимся. Схема в виде таблицы устанавливается на доске, и ребята всегда могут правильно сориентироваться

Ряды парт

Последовательность

 прохождения опроса

I

II

III

IV

1

В ->

О ->

М ->

С ->

2

С ->

В ->

О ->

М ->

3

М ->

С ->

В ->

О ->

4

О ->

М ->

С ->

В ->

 

Где:

1- 4 - ряды парт:

I - IV - последовательность перехода учащимся от одного вида опроса к  другому;

В - взаимоопрос (карточка); О - «тихий опрос»; М - магнитофонный опрос; С - самоопрос.

     Например, 1-й ряд получает карточку - задание. В это время 2-й идет на «тихий опрос». Третий ряд идет на магнитофонный опрос, четвертый – на самоопрос. Выполнившие задание по карточке идут к стенду самоопроса, который уже освободится к этому времени. Учащиеся, закончившие у преподавателя «тихий опрос», начинают выполнять задания по карточке, которая к этому времени к ним подошла. Учащиеся с магнитофонного опроса идут на «тихий опрос», а с самоопроса - на магнитофонный опрос и т.д. Такая последовательность не предполагает путаницы на каком - либо виде опроса, рационально распределяет их на каждом его виде, максимально используя отведенное время. Таким образом, учащиеся за один урок проходят 4 вида опроса и получают 4 отметки, что позволяет объективно оценивать их уровень знаний.

    Отметки по всем видам опроса можно суммировать и выставить общую итоговую отметку.

При правильной организации этот вид опроса не занимает более 20 минут, однако его лучше использовать на повторительно - обобщающих уроках, отводя на них все время, запланированное на данное занятие.

Данный опрос позволяет охватить целый раздел программы и даже несколько разделов. Причем недавно пройденный материал лучше проверять на «тихом опросе», где преподаватель может корректировать знания по ходу опроса, а материал, который был пройден раньше, лучше распределить на другие виды опроса.

Необходимо чередовать и ряды парт. Карточку, которую на первом занятии я положила на первый ряд, на втором можно положить на второй ряд, а на третьем - на третий, но все равно он будет считаться первым, и распределение по видам опроса надо начинать от него. Если количество рядов будет больше четырех, отсчет их надо продолжать с начала по предложенной схеме.

Для демонстрации хода проверки знаний и их конечного результата я применяла листы опроса, на которых демонстрируются отметки по каждому виду опроса. Это обычные альбомные листы, на которых по вертикали фломастерами пишутся фамилии учащихся, а по горизонтали - выставляются отметки. Для того чтобы не заготавливать каждый раз новый лист, можно использовать узенькую полоску бумаги, которая прикрепляется против фамилии учащихся. После урока она снимается и заменяется другой. На каждом листе отмечается крупным шрифтом вид опроса. Они вывешиваются на доску и заполняются по ходу опроса. Таким образом, учащимся видно, с какой эффективностью и скоростью проходит опрос. Это хорошо стимулирует их активность.

      В конце опроса обязательно нужно сделать краткий анализ ответов, используя листы опроса, указывая, какие были недостатки, как в знаниях учащихся, так и организации проведения опроса, и обязательно отмечаются достижения. Я никогда не думала, что нашла универсальное средство проверки знаний учащихся: у комбинированного вида опроса есть достоинства и недостатки. Одним из существенных его недостатков является утомляемость учащихся, особенно при первых применениях всех четырех вариантов. Особенно устают школьники, которые плохо переключаются, которым нужно спокойствие, малоизменяющаяся обстановка, привычный способ работы. Поэтому данный вид комбинированного опроса необходимо применять не очень часто, чередуя его с другими, привычными видами актуализации знаний.

    Практика показала, что наиболее целесообразно применять данный опрос по прохождению нескольких тем, объединенных сходным содержанием. В конце года я проводила анкетирование с целью выяснить отношение учащихся к данному виду опроса. Почти все учащиеся отмечали положительность влияния такого вида опроса на уровень их знаний, на повышение интереса к предмету.

Чередование различных видов опроса ведет к повышению активности обучаемых. Они чувствуют себя намного  раскованнее, чем при обычном опросе: здесь можно ходить по классу, обращаться к преподавателю и т.д. Много дает  данный вид опроса для выработки у учащихся личностных качеств. У них вырабатывается дисциплинированность и организованность, выдержка, формируется правильная самооценка, повышается уровень притязаний.

Кроме этого, данный вид опроса снимает известную психологическую напряженность у учащихся перед опросом - напряженность ожидания «вызовут или не вызовут». Снимается страх перед возможностью получить отрицательную оценку, ибо даже неуспех на двух видах опроса дает возможность получить положительную отметку.

Более того, комбинированный опрос облегчает труд преподавателя. Постепенно у него накапливается целый «арсенал» вопросов для «тихого» и магнитофонного опросов, карточек - заданий по самоопросу. Комбинируя их, он легко может осуществить опрос по любым пройденным темам, «освежая» тем самым знания учащихся по знакомому им материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...

опрос учащихся

предложение...

Организация деятельности учащихся по развитию одаренности у учащихся на уроках.

Цели, основные задачи в работе с одаренными детьми. Ведущие виды деятельности, интересы и наклонности одаренных детей. Проектирование индивидуальной программы развития одаренности. Роль учителя, услов...

Опрос учащихся и реакция на их ответы.

В статье содержатся размышления о развитии критического креативного мышления учащихся посредством их опроса и реакции учителя на ученические ответы....

Использование интерактивной системы контроля и мониторинга качества знаний VOTUM для организации опроса учащихся

Мастер-класс "Использование интерактивной системы контроля и мониторинга качества знаний VOTUM для организации опроса учащихся"...

Когнитивный опрос учащихся на уроке

Статья по когнитивному опросу учащихся на уроке...

Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся

В представленных материалах опубликованы доклад, презентация и буклет по теме "Рефлексия деятельности учащихся. . В данной статье я постаралась привести примеры из собственого опыта о том, как ор...