Эмоциональное благополучие школьников.
учебно-методический материал на тему
Характеристика эмоционального благополучия школьников. Уровни развития познавательной позиции учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное благополучие школьников
Эмоциональное отношение к учебе — важный компонент познавательной позиции ученика. Это устойчивое личностное отношение школьника к учебе, имеющее определенные уровни развития: от негативно-отрицательного, нейтрально-безразличного до позитивно-положительного (радости познания). Опыт переживания положительных эмоций в детстве — необходимая предпосылка развития положительного эмоционального отношения школьника к познавательной деятельности.
Радость познания — индикатор позитивного отношения школьников к учебной деятельности. Учебный материал усваивается легче и надолго сохраняется в памяти ученика , если его усвоение эмоционально окрашено и прочувствовано ребенком.
Характеристика эмоционального благополучия
1. Наличие положительного отношения к школе в целом.
2. Здоровые взаимоотношения со сверстниками и учителем (учитель — друг, единомышленник, помощник).
3. В учебной деятельности нет соперничества. Царит атмосфера сотрудничества и взаимопомощи в учебном труде. Сравнение ученика с самим собой «вчерашним», осознающим собственное продвижение вперед, а не с одноклассниками.
4. Процесс познания вызывает у ученика позитивные чувства.
5. Наличие умственной раскрепощенности (отсутствие страха допустить ошибку и быть за нее наказанным словесно, в виде плохой оценки или в какой-то иной форме).
6. Осознание школьником своих возможностей (я «смогу», «я сумею», «если трудно, мне помогут»»вместе мы справимся с трудностями»).
Испытание радости от своих интеллектуальных побед. Познавательные задания учебной программы должны быть по силам ученику, связаны с преодолением трудностей в «зоне ближайшего развития».
7. Познавательная деятельность вызывает стремление к самостоятельному поиску знаний, который доставляет радость ученику.
8. Наличие рефлексии чувств (понимание причины эмоционального состояния, умение осознать свое переживание, объяснить его возникновение и преодолеть в деятельности).
9. Развитие самоконтроля, умения искать причины неудач в самом себе (не выучил, не проявил трудолюбия, поленился).
Уровни развития познавательной позиции учащихся:
Очень высокий: - высокая познавательная активность; - обобщенный учебно-познавательный интерес; - способность ориентироваться в незнакомом учебном материале; - стремление понимать закономерности и причинно-следственные связи; - свойственна радость познания; - положительное, ответственное эмоциональное отношение к учебе; - высокое трудолюбие; - ярко выраженное упорство и настойчивость в поиске решений; - стремление добиваться результата в учебе честным трудом; - усвоение знаний на уровне понимания; - в учебе привлекает и радует процесс познания, а не отметка; - учится с большим удовольствием; - сформировано отношение к себе как к школьнику; - свойственно предпочтение индивидуальных занятий в свободное время (чтение, просмотр познавательных телепередач) перед другими; - семье характерна благополучная ситуация и поощрение родителями познавательной деятельности. | Высокий: - высокий уровень развития познавательной активности; - устойчивый учебно-познавательный интерес; - положительное, ответственное эмоциональное отношение к учебе; - свойственна радость познания; - высокое трудолюбие; - честность в достижении учебных результатов; - настойчивость в достижении цели; - усваивает знание на уровне понимания; - учится с большим удовольствием; - сформировано отношение к себе как к школьнику; - при постановке цели и поиске решений задачи действует с некоторой осторожностью; - требует участия и поддержки учителя; - уверенно применяет знания в знакомой ситуации; - в семье наблюдается благополучная ситуация. |
Средний: - имеет средний (ближе к высокому) уровень развития познавательной активности; - ситуативный учебный интерес; - у одних возможен «уход от трудностей», у других — ярко выраженное стремление к их преодолению; - в большинстве свойственно неустойчивое положительное эмоциональное отношение к учебе; - характерны эмоции удивления и радости больше на необычность, новизну и развлекательность материала; - эмоциональное отношение к учебе переменчивое; - понимание и принятие цели, поставленной учителем; - выполнение учебных действий по образцу; - положительные эмоции от пребывания в школе; - присутствует интерес к отметке учителя; - усвоение знаний происходит в значительной степени на уровне запоминания; - проявляет избирательный интерес к отдельным предметам или темам; - отношение к роли ученика различное: а) школа привлекает больше внеучебными сторонами, учится без особого желания либо с желанием, но не в полную силу; б) отношение к себе как к школьнику сформировано, но учеба дается нелегко, и ученик очень старается; - развитие нравственно-волевых качеств (упорство, трудолюбие, ответственность и правдивость) различно: от среднего до высокого уровня; - семейная ситуация разная, родители не особенно настойчивы в своих требованиях. | Низкий: - низкая познавательная активность; - учебный интерес практически не обнаруживается; - характерно отрицательно-негативное либо безразлично-равнодушное эмоциональное отношение к познанию; - учеба не доставляет радость, скорее вызывает отрицательные переживания; - имеют место пробелы в знаниях; - проявляет интеллектуальную лень; - низкий уровень развития нравственно-волевых качеств (упорство, трудолюбие, ответственность и правдивость); - отношение к роли ученика не сформировано: не хочет учиться, а родители заставляют это делать; - возможны пропуски занятий; - семейная ситуация разная, чаще неблагополучная; - возможно отклоняющееся поведение (агрессивность). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное благополучие ребенка в школе
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятель...

Эмоциональное благополучие детей в системе предшкольного и начального образования
Эмоциональное благополучие детей в системепредшкольного и начального образования...

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду
На воспитателей ложится обязанность и ответственность за эмоциональное благополучие ребенка. Их взаимоотношения с ребенком, их внимание и забота, желание создать эмоциональный комфорт (а в худше...
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
В наше время люди из-за динамичного жизненного ритма не могут уделять должного внимания всем вещам, которые важны. Например, психологической атмосфере в семье начинают уделять меньше внимания. Н...

Об эмоциональном благополучии младших школьников в образовательном процессе
В статье содержится краткая теория вопроса, приводятся примеры из практики работы по поддержанию эмоционального благополучия младших школьников....

Заседание родительского клуба "Эмоциональное благополучие ребёнка"
Заседание родительского клуба "Эмоциональное благополучие ребёнка"...
Родительское собрание. Тема : Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.
Цель: формирование у родителей «педагогической компетентности». познакомить родителей младших школьников с понятиями...