Родительское собрание. Тема : Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.
методическая разработка (4 класс)
Цель: формирование у родителей «педагогической компетентности».
познакомить родителей младших школьников с понятиями «компетентность», «аффект», «стресс»;
формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности;
разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
Тема : Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.
Цель: формирование у родителей «педагогической компетентности».
познакомить родителей младших школьников с понятиями «компетентность», «аффект», «стресс»;
формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности;
разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности.
Ход собрания.
- Вступление.
Уважаемые родители!
Тема нашего собрание «Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.
Для того чтобы начать обсуждение данных вопросов хочет познакомить вас,
с некоторыми понятиями которые встретятся в течении обсуждения. Компетентность – совокупность личных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетентность в деятельностной форме. В этом случае само название компетентность будут определять суть соответствующего метода обучения. Компетентность в деятельностной форме подразделяются:
Ценностно-смысловые компетентности предполагают умения:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетентности:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
- выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
- использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
- иметь опыт восприятия картины мира.
Социокультурные компетентности:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
- уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
- владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
- владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Коммуникативные компетентности:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетентности:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетентности:
- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств. [2]
В определении проблем взаимодействий образовательного учреждения и семьи лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные должны помогать, поддерживать, направлять, дополнять их воспитательную деятельность.
Приоритет семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и образовательного учреждения. Новизну этих отношений можно определить понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».Здесь задается ценностно – смысовые компетентности
Взаимодействие является способом организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения.
Основным является семья и взаимодействие мастера производственного обучения и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в определенной семьи.
Следовательно, от участия родителей в работе образовательного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса и прежде всего дети.
Доверие родителей к мастеру производственного обучения складывается из уважения к опыту, знаниям, компетенции мастера производственного обучения в вопросах воспитания, но, главное, из уважения к личности.
Мастер производственного обучения должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. К ним можно отнести краткую, но содержательную беседу о наиболее значительном в поведении и деятельности ребенка.
Открытость образовательного учреждения дает возможность родителям в любое удобное для вас время прийти на урок, понаблюдать за своим ребенком. При этом происходит невольное сравнение успехов ребенка с другими детьми, а действия родителя с действиями мастера производственного обучения.
Да вы можете сказать взаимодействия мастера производственного обучения с семьей постоянно меняются. Но предпочтение отдается:
1. Индивидуальным формам работы ;
2. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания;
3. Воздействие на ребенка через семью;
4. Взаимодействие в коллективных формах.
Одной из важнейших задач совместной деятельности образовательного учреждения и семьи является единый подход к реализации целевых установок и повышение содержательности и результативности воспитания детей. Важно, чтобы родители осознали целевые установки воспитания, в основе которых лежит необходимость гражданского формирования личности, и обращали внимание не только на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом развитии. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей детей. Совместная деятельность дает возможность глубже изучить интересы и увлечения детей, способствовать их развитию.
В системе совместной работы образовательного учреждения и семьи большое значение имеет привитие детям трудолюбия, формирование интереса к производственным профессиям, приобщение к посильной трудовой деятельности.
Важнейшей проблемой в рамках взаимодействия образовательного учреждения и семьи является развитие активности детей в работе над своими личностными качествами. В этом плане наиболее интенсивно развиваются те дети, родители которых поддерживают благоприятный микроклимат в семье и служат для них примером во всем.
Вывод: Из всего выше сказанного, я, думаю вы понимаете, что для того чтобы ваши дети были компетентны и вели себя компетентны в различных жизненных ситуациях, прежде всего родители должны компетентны во всех жизненных вопросах, умели дать совет своему ребенку и объяснить как поступить в той или иной ситуации.
- Эмоциональное благополучие детей в семье.
Как вы думаете от чего зависит формирование личности вашего ребенка? Каким вы хотите вырастить вашего ребенка?
Каждому из них хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых разных жизненных ситуациях.
Однако медики бьют тревогу: в школе большой процент учащихся страдает нервными заболеваниями. Наши дети не владеют умением радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. И в этом виноваты мы, взрослые! Пытаясь максимально защитить свое дитя, мы оберегаем его, предупреждая желания и потребности ребёнка, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу.
Ребёнок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально. Он владеет небогатым арсеналом средств для выражения эмоций, а значит – будет вынужден их подавлять. Это, в свою очередь, приведет к нарушениям взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, страхам, депрессиям. Неумение жить в гармонии с собой станет причиной нарушений физического здоровья, различных заболеваний.
Потребность в выражении эмоций существует с самого раннего детства, и начинать учить ребёнка выражению своих эмоций следует как можно раньше. Однако наиболее актуальной эта проблема становится, когда ребёнок попадает в школу.
- Как выразить эмоции и «сохранить лицо» в среде сверстников?
- Как реагировать на эмоции других людей?
- Как вести себя, чтобы быть правильно понятым?
Все эти вопросы рано или поздно приходится решать каждому ребёнку.
Наша задача – помочь ему в этом.
И сразу хочется задать вопрос, компетентны ли во всех этих вопросах?
2.Анализ анкетирования.
3. Выступление классного руководителя.
Аффект – это сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Например, горе при потере близкого человека, радость при успехе.
Любое чувство может переживаться в аффективной форме.
Причины аффекта:
- конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение(очень ярко у маленьких детей).
- конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к человеку и его неуверенности в собственных силах (наблюдается, когда родители предъявляют к ребёнку повышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).
Последствия аффекта:
- Меняется внимание и восприятие. Человек удерживает во внимании только те предметы, которые связаны с переживанием.
- Человек «теряет голову».все поступки его не разумны или, если это касается учебной деятельности, ребёнок начинает допускать промахи там, где раньше он этого никогда не делал.
- Заканчивается аффект упадком сил. Человек хочет спать, не хочет выполнять то, что от него в данный момент требуется.
Стресс –реакция организма при резких и сильных воздействиях на него, когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность. Он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникать дрожь. В состоянии стресса человек плохо себя контролирует и действует неэффективно.
Необходимо четко осознавать, что вреден не сам по себе стресс, а неспособность ребёнка позитивно пережить отрицательные эмоции. Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить толчком к развитию различных болезней. Кроме того, отрицательные эмоции могут накапливаться, в результате чего может случиться «аффективный взрыв».
Таким образом, профилактика психосоматических расстройств и «аффективных взрывов» должна быть связана с формированием речевых и моторных навыков выражения эмоциональных состояний.
Мини-анкета «Лицо – зеркало души».
Учитель предлагает родителям, отвечая на вопросы, выбрать соответствующую картинку.
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
- С каким лицом чаще всего общается с вами ребёнок?
- Каким, на ваш взгляд, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами? А ваше лицо?
- Что можно сделать для того , чтобы ваши эмоции не всегда были «написаны» на лице?
Одним из возможных вариантов ответа на последний вопрос может стать прием «Эмоция убегает».
Прием «Эмоция убегает».
Человек должен задуматься над вопросом: «Какую эмоцию он сейчас испытывает и почему?» в этом случае сама эмоция исчезает («убегает»).
Алгоритм аутотренинга:
«Как улучшить свое настроение?»
- Встаньте перед зеркалом или представьте, что перед тобой зеркало.
- Смотри в зеркало и меняй выражение лица с грустного и неуверенного на спокойное и довольное.
- Если тебе это удалось, то распрями плечи, подними голову, смотри прямо и уверенно, дыши спокойно.
Если нет, то попробуй вспомнить самый прекрасный момент из своей жизни.
4.Повтори про себя: «Я спокоен. У меня все получится. У меня прекрасное настроение»(повторяй, пока настроение не улучшится, можно вернуться к шагу №2).
«Витаминка для обретения душевного равновесия».
Это упражнение помогает обрести душевное равновесие и справиться с отрицательными эмоциями, в частности, с гневом. Если человек переполнен гневом, то ему трудно контролировать происходящее вокруг. Важно сначала уменьшить количество гнева, а потом разобраться с возникшей ситуацией.
1-й шаг. Постарайся понять: действительно ли ты сейчас очень сердит? Обрати внимание на свое тело. Где в теле сидит твой гнев? Попробуй расслабить мышцы лица и разжать кулаки.
2-й шаг. Мысленно посчитай до десяти и произнеси «охлаждающие» слова: «Я могу с этим справиться», «Ему не удастся разозлить меня», или: «Спокойствие, только спокойствие!»
3-й шаг: Похвали себя сам за хорошую работу, скажи себе: «Ты действительно справился!», «Молодец, ты устоял», «Молодец, ты вел себя так, как будто тебя невозможно разозлить».
6.Подведение итогов.
Рефлексия.
Каждый из нас слышал такую поговорку «Дети – это цветы жизни».И сейчас мы с вами постараемся составить модель современного ребенка (модель цве
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»
Собрание проводится для родителей первоклассников...
Выступление на МО «Создание условий для формирования ключевых компетентностей в процессе обучения младших школьников»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.Компетенция в переводе с латинского означает круг ...
Родительское собрание во 2 классе по теме: Роль родителей в формировании УУД младшего школьника
Собрание...
Родительское собрание Тема: Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.
Задачи:· показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребенка;· р...
Родительское собрание . Тема: «Роль родителей в формировании УУД младшего школьника"
Цель:• оказание помощи родителям в формировании УУД младшего школьникаЗадачи: • расширить объем знаний родителей о ФГОС, о формах и методах решения возникших проблем с деть...
Презентация к родительскому собранию на тему "Эмоциональное благополучие детей в семье"
Презентация предназначена для использования педагогами на родительском собрании в начальной школе...
Презентация для родительского собрания Тема:" Роль родителей в формировании УУД младших школьников"
В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Главная цель: развитие лично...