Эмоциональное благополучие детей в системе предшкольного и начального образования
опыты и эксперименты (1 класс) по теме

Короткова Виктория Ивановна

Эмоциональное благополучие детей в системе

предшкольного и начального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Эмоциональное благополучие детей в системе

предшкольного и начального образования»

        Эмоциональное благополучие – это положительно окрашенное эмоциональное самочувствие человека в условиях определённой среды  (школа, семья, детский сад, и др.), характеризуемое ощущением защищённости, принятия, доверия, нужности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, потребности в самовыражении, общении.

        Для развития эмоциональной сферы дошкольника много может дать фольклор. Крохотные потешки и большие сказки становятся для ребёнка настоящей «школой эмоций», вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев.

        Сопереживание персонажам художественного произведения представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социальные эмоции закрепляются в кукольном спектакле, игре-беседе с персонажами, творческой ролевой игре по сюжету.

        Постигая что-то неизвестное для себя, ребёнок пытается опираться на те образы, которые у него уже сложились. Отвлечённые словесные рассуждения понимаются им с большим трудом, но если те же знания выразить  наглядно, он усвоит их легко.

        Игры-драматизации, «живые картинки» или мимические, пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и др.) литературных героев, связаны с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С их помощью дети знакомятся с элементами выразительных движений – мимикой, жестом, позой, походкой. В ходе игры ребята не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Они включают фантазию, чувства. Одно из условий этих видов творческой деятельности по следам прочитанного произведения – отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. В сюжет игры могут включаться творческие идеи и предложения самих детей.

        Чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придают им особую окраску и выразительность.

        Перечисленные навыки и приёмы, которые приобретают дети в дошкольных учреждениях, играют немало важную роль на уроках литературного чтения в начальной школе.        

Когда речь идёт о математическом развитии дошкольников, то особую значимость приобретают интеллектуальные чувства, которые рассматриваются в психологии  как переживания, возникающие в процессе умственной деятельности. К ним относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность или сомнение в правильности решения задачи, чувство юмора и иронии, чувство нового, побуждающее к поиску более глубоких знаний.

        Для дошкольников постижение элементарной математики является нелёгким процессом. Они знакомятся с многочисленными математическими понятиями и способами действий, учатся «восходить» от конкретного к абстрактному, решают задачи, осуществляют логические действия, устанавливают логические связи, рассуждают и делают выводы, но процесс обучения и должен быть трудным, чтобы содействовать развитию ребёнка.        К старшему дошкольному возрасту дети достигают достаточно высокого уровня наглядного мышления, но сама по себе наглядность не способствует развитию логического мышления. Этому содействуют модели, которые отображают изучаемые объекты и отношения между ними в схематической форме. Моделирование способствует не только развитию мышления, но и таких психических функций, как воображение и память. В современных программах математического развития дошкольников активно реализуется принцип моделирования. Но, к сожалению педагоги не всегда понимают назначение моделей и правильно организуют работу с ними. При этом новый вид деятельности (мышление моделями) вызывает у ребёнка определённое напряжение, что, в свою очередь, может привести к подавлению образного мышления, снижению творческого потенциала, преобладанию репродуктивного мышления. Эти факторы требуют бережного использования моделирования в ходе математических занятий.

Чувства дошкольников имеют следующие особенности: способность к сочувствию и соучастию; положительное отношение к определённым качествам и опыту сверстника или выдуманного персонажа; понимание комического и прекрасного. Анализ перечисленных характеристик позволяет выявить пересечения особенностей развития дошкольников и понятия об интеллектуальных чувствах.

В соответствии с компонентами, составляющими интеллектуальные чувства, можно выделить некоторые виды заданий, которые можно включить в процесс математического развития дошкольников. Такие виды заданий часто используют учителя в начальной школе на начальном этапе обучения в школе. Их цель: пробудить у ребёнка положительные переживания и эмоции в процессе умственной деятельности. В качестве оборудования можно использовать модели различных видов: предметы окружающей обстановки и их изображения, сюжетные картинки, знаковые модели, отображающие различные ситуации, и задания к ним, сформированные на естественном языке в занимательной и доступной форме. При этом слово выступает в качестве знака, который «применяется как средство для различных интеллектуальных операций».

ЗАДАНИЯ НА ПРОБУЖДЕНИЕ ЧУВСТВА НОВОГО

Дошкольник переживает это чувство нового в процессе открытия субъективно нового, ранее неизвестного. Оно побуждает к поиску более глубоких знаний и выражается в инициативных, творческих действиях.

Педагог показывает различные предметы, например матрёшку, кубик, чашку с блюдцем, мягкую игрушку (или их изображения), и читает стихотворение.

У каждого предмета

Есть важные приметы.

Кошечка – пушистая,

Розочка – душистая.

Мячик можно прокатить,

Дом из кубиков сложить.

Нет предметов без примет!

Расскажи про свой предмет!

Ребёнок выбирает понравившийся ему объект и рассказывает о нём.

ЗАДАНИЯ НА ПРОБУЖДЕНИЕ ЛЮБОПЫТСТВА И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ

Данные переживания – характерная особенность дошкольников, которая выражается в потребности познать окружающий мир и самого себя. Реализация этой потребности возможна через включение ребёнка в разнообразную деятельность, приобщение к опытному изучению действительности.

Педагог может дать каждому ребёнку по четыре кубика и прочитать стихотворение.

Четыре кубика в корзине:

Зелёный, красный, пара синих.

Давай поможем гномикам

Из них построить домики!

Но есть мечта у гномиков –

Жить в непохожих домиках!

Педагогу следует обратить внимание детей на последнее условие: построить из четырёх кубиков домики, отличающиеся друг от друга по цвету, форме, размеру. То же самое можно выполнить в процессе рисования или раскрашивания.

ЗАДАНИЯ НА ПРОБУЖДЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ, ИЛИ СОМНЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Содержание заданий этого вида послужить ситуации, в которые включены обстоятельства, провоцирующие ребёнка на ошибку, но при этом требующие от него максимального внимания.

Педагог читает стихотворение.

Василиса в узелочек

Завязала свой платочек,

А в платочке спрятала

Зёрнышко от яблока.

Чтоб надёжным был секрет,

Уложила всё в конверт.

А потом конверт в коробку

Вася бросила так ловко!

Но в коробке мало толку

Место ей на верхней полке!

И теперь никто на свете

Не узнает о секрете!

- Что спрятала в конверт Василиса?

Организовать деятельность детей поможет предметно-схематический рисунок, который сориентирует их в последовательности действий.

ЗАДАНИЯ НА ПРОБУЖДЕНИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА

Выполнение заданий вида: «Два пера три свиристели потеряли и взлетели. Следом зайчики взлетают. Сколько перьев потеряют?» побуждает дошкольников к переживаниям, которые выражаются в способности подмечать комические стороны или какие-либо противоречия в предлагаемых ситуациях.

        Эти задания вызывают у детей особый интерес, так как после их выполнения они предпринимают самостоятельные попытки выдумать похожие противоречивые ситуации.

        Задания, нацеленные на пробуждение у дошкольников положительных эмоций в процессе умственной деятельности, можно включать в занятия, связанные с изучением любого математического содержания. В процессе работы с ними дети осуществляют различные действия: наблюдают, выделят признаки предметов, устанавливают логические связи и др. Это способствует созданию благоприятной, эмоционально комфортной среды для математического развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального образования.

На ступени предшкольного образования личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется прежде всего личностной гот...

Презентация: "Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке детей в системе "Детский сад - начальная школа"

В данной презентации освещается ход работы по эксперименту "Детский сад - начальная школа"...

Одарённые дети в системе работы учителя начальных классов

Выступление на методическом объединении...

Родительское собрание. Тема : Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.

Цель: формирование у родителей «педагогической компетентности».            познакомить  родителей младших школьников с понятиями...

Презентация к родительскому собранию на тему "Эмоциональное благополучие детей в семье"

Презентация предназначена для использования педагогами на родительском собрании в начальной школе...

Система оценки результатов начального образования.

Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов  в начальной школе.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

В данной статье отражены преимущества совместнойдеятельности детей и взрослых как эффективного средства эмоциональногоразвития детей предшкольного возраста, доказана эффективностьиспользования данной ...