Эмоциональное благополучие детей в системе предшкольного и начального образования
опыты и эксперименты (1 класс) по теме
Эмоциональное благополучие детей в системе
предшкольного и начального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эмоциональное благополучие детей в системе
предшкольного и начального образования»
Эмоциональное благополучие – это положительно окрашенное эмоциональное самочувствие человека в условиях определённой среды (школа, семья, детский сад, и др.), характеризуемое ощущением защищённости, принятия, доверия, нужности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, потребности в самовыражении, общении.
Для развития эмоциональной сферы дошкольника много может дать фольклор. Крохотные потешки и большие сказки становятся для ребёнка настоящей «школой эмоций», вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев.
Сопереживание персонажам художественного произведения представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социальные эмоции закрепляются в кукольном спектакле, игре-беседе с персонажами, творческой ролевой игре по сюжету.
Постигая что-то неизвестное для себя, ребёнок пытается опираться на те образы, которые у него уже сложились. Отвлечённые словесные рассуждения понимаются им с большим трудом, но если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко.
Игры-драматизации, «живые картинки» или мимические, пантомимические этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и др.) литературных героев, связаны с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С их помощью дети знакомятся с элементами выразительных движений – мимикой, жестом, позой, походкой. В ходе игры ребята не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Они включают фантазию, чувства. Одно из условий этих видов творческой деятельности по следам прочитанного произведения – отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. В сюжет игры могут включаться творческие идеи и предложения самих детей.
Чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придают им особую окраску и выразительность.
Перечисленные навыки и приёмы, которые приобретают дети в дошкольных учреждениях, играют немало важную роль на уроках литературного чтения в начальной школе.
Когда речь идёт о математическом развитии дошкольников, то особую значимость приобретают интеллектуальные чувства, которые рассматриваются в психологии как переживания, возникающие в процессе умственной деятельности. К ним относят любопытство, любознательность, удивление, уверенность или сомнение в правильности решения задачи, чувство юмора и иронии, чувство нового, побуждающее к поиску более глубоких знаний.
Для дошкольников постижение элементарной математики является нелёгким процессом. Они знакомятся с многочисленными математическими понятиями и способами действий, учатся «восходить» от конкретного к абстрактному, решают задачи, осуществляют логические действия, устанавливают логические связи, рассуждают и делают выводы, но процесс обучения и должен быть трудным, чтобы содействовать развитию ребёнка. К старшему дошкольному возрасту дети достигают достаточно высокого уровня наглядного мышления, но сама по себе наглядность не способствует развитию логического мышления. Этому содействуют модели, которые отображают изучаемые объекты и отношения между ними в схематической форме. Моделирование способствует не только развитию мышления, но и таких психических функций, как воображение и память. В современных программах математического развития дошкольников активно реализуется принцип моделирования. Но, к сожалению педагоги не всегда понимают назначение моделей и правильно организуют работу с ними. При этом новый вид деятельности (мышление моделями) вызывает у ребёнка определённое напряжение, что, в свою очередь, может привести к подавлению образного мышления, снижению творческого потенциала, преобладанию репродуктивного мышления. Эти факторы требуют бережного использования моделирования в ходе математических занятий.
Чувства дошкольников имеют следующие особенности: способность к сочувствию и соучастию; положительное отношение к определённым качествам и опыту сверстника или выдуманного персонажа; понимание комического и прекрасного. Анализ перечисленных характеристик позволяет выявить пересечения особенностей развития дошкольников и понятия об интеллектуальных чувствах.
В соответствии с компонентами, составляющими интеллектуальные чувства, можно выделить некоторые виды заданий, которые можно включить в процесс математического развития дошкольников. Такие виды заданий часто используют учителя в начальной школе на начальном этапе обучения в школе. Их цель: пробудить у ребёнка положительные переживания и эмоции в процессе умственной деятельности. В качестве оборудования можно использовать модели различных видов: предметы окружающей обстановки и их изображения, сюжетные картинки, знаковые модели, отображающие различные ситуации, и задания к ним, сформированные на естественном языке в занимательной и доступной форме. При этом слово выступает в качестве знака, который «применяется как средство для различных интеллектуальных операций».
ЗАДАНИЯ НА ПРОБУЖДЕНИЕ ЧУВСТВА НОВОГО
Дошкольник переживает это чувство нового в процессе открытия субъективно нового, ранее неизвестного. Оно побуждает к поиску более глубоких знаний и выражается в инициативных, творческих действиях.
Педагог показывает различные предметы, например матрёшку, кубик, чашку с блюдцем, мягкую игрушку (или их изображения), и читает стихотворение.
У каждого предмета
Есть важные приметы.
Кошечка – пушистая,
Розочка – душистая.
Мячик можно прокатить,
Дом из кубиков сложить.
Нет предметов без примет!
Расскажи про свой предмет!
Ребёнок выбирает понравившийся ему объект и рассказывает о нём.
ЗАДАНИЯ НА ПРОБУЖДЕНИЕ ЛЮБОПЫТСТВА И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ
Данные переживания – характерная особенность дошкольников, которая выражается в потребности познать окружающий мир и самого себя. Реализация этой потребности возможна через включение ребёнка в разнообразную деятельность, приобщение к опытному изучению действительности.
Педагог может дать каждому ребёнку по четыре кубика и прочитать стихотворение.
Четыре кубика в корзине:
Зелёный, красный, пара синих.
Давай поможем гномикам
Из них построить домики!
Но есть мечта у гномиков –
Жить в непохожих домиках!
Педагогу следует обратить внимание детей на последнее условие: построить из четырёх кубиков домики, отличающиеся друг от друга по цвету, форме, размеру. То же самое можно выполнить в процессе рисования или раскрашивания.
ЗАДАНИЯ НА ПРОБУЖДЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ, ИЛИ СОМНЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Содержание заданий этого вида послужить ситуации, в которые включены обстоятельства, провоцирующие ребёнка на ошибку, но при этом требующие от него максимального внимания.
Педагог читает стихотворение.
Василиса в узелочек
Завязала свой платочек,
А в платочке спрятала
Зёрнышко от яблока.
Чтоб надёжным был секрет,
Уложила всё в конверт.
А потом конверт в коробку
Вася бросила так ловко!
Но в коробке мало толку
Место ей на верхней полке!
И теперь никто на свете
Не узнает о секрете!
- Что спрятала в конверт Василиса?
Организовать деятельность детей поможет предметно-схематический рисунок, который сориентирует их в последовательности действий.
ЗАДАНИЯ НА ПРОБУЖДЕНИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА
Выполнение заданий вида: «Два пера три свиристели потеряли и взлетели. Следом зайчики взлетают. Сколько перьев потеряют?» побуждает дошкольников к переживаниям, которые выражаются в способности подмечать комические стороны или какие-либо противоречия в предлагаемых ситуациях.
Эти задания вызывают у детей особый интерес, так как после их выполнения они предпринимают самостоятельные попытки выдумать похожие противоречивые ситуации.
Задания, нацеленные на пробуждение у дошкольников положительных эмоций в процессе умственной деятельности, можно включать в занятия, связанные с изучением любого математического содержания. В процессе работы с ними дети осуществляют различные действия: наблюдают, выделят признаки предметов, устанавливают логические связи и др. Это способствует созданию благоприятной, эмоционально комфортной среды для математического развития дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального образования.
На ступени предшкольного образования личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется прежде всего личностной гот...
Презентация: "Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке детей в системе "Детский сад - начальная школа"
В данной презентации освещается ход работы по эксперименту "Детский сад - начальная школа"...
Одарённые дети в системе работы учителя начальных классов
Выступление на методическом объединении...
Родительское собрание. Тема : Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.
Цель: формирование у родителей «педагогической компетентности». познакомить родителей младших школьников с понятиями...
Презентация к родительскому собранию на тему "Эмоциональное благополучие детей в семье"
Презентация предназначена для использования педагогами на родительском собрании в начальной школе...
Система оценки результатов начального образования.
Система оценки личностных, метапредметных и предметных результатов в начальной школе.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
В данной статье отражены преимущества совместнойдеятельности детей и взрослых как эффективного средства эмоциональногоразвития детей предшкольного возраста, доказана эффективностьиспользования данной ...