Я работаю по ФГОС.
статья (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
«Введение ФГОС в начальной школе»
Начальное образование – это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования – развивать и совершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях.
Сегодня УУД придается огромное значение. В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. УУД – это навыки, которые закладываются на всех уроках:
- Личностные.
- Познавательные.
- Коммуникативные.
- Регулятивные.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Смысловые акценты УУД | Русский язык | Литературное чтение | Математика | Окружающий мир |
Личностные | жизненное самоопределение | нравственно-этическая ориентация | смысло-образование | нравственно-этическая ориентация |
Регулятивные | целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, русский язык, окружающий мир, технология, физическая культура) | |||
Познавательные общеучебные | моделирование (перевод устной речи в письменную) | смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания | моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач | широкий спектр источников информации |
Познавательные логические | формулирование личных, языковых, нравственных проблем, самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера | анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия | ||
Коммуникативные | использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. |
Учителю необходимо учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:
- состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
- уровень развития речи;
- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
- умение контролировать свои действия на уроке;
- стремление принимать и решать учебную задачу;
- навыки общения со сверстниками.
Развитие УУД на примере учащихся 1 класса:
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 класс | 1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2.Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3.Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4.Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2.Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, угольник. | 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2.Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4.Слушать и понимать речь других. 5.Участвовать в групповой работе и работе в парах. |
Новые стандарты, новый подход к обучению требуют новых учебных пособий. Требования к учебным пособиям:
- Гриф МО РФ;
- Гриф ФГОС (прошли апробацию и по ним можно работать);
- Содержание учебников в УМК разное, подход к образовательному процессу тоже различный. К концу обучения на первой ступени образования все учащиеся приходят с одинаковым объёмом ЗУН. Во всех учебниках есть герои-помощники (сквозные), которые учатся вместе с детьми, выполняют различные задания, попадают в разные ситуации и ищут выход из них, просят помощи, рассуждают вместе с детьми.
В учебниках появились новые виды заданий:
- Странички для любознательных.
- Проверь себя.
- Работа в группе, в паре.
- Задания повышенной сложности.
- Тесты.
В урочной деятельности главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять. В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.
В своей работе я применяю следующие современные технологии, направленные на решение учебных задач:
- Развивающее обучение.
- Проблемное обучение.
- Разноуровневое обучение.
- Использование исследовательского и проектного методов обучения.
- Игровые методы.
- Обучение в сотрудничестве.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
Для фиксирования результатов учебной и внеурочной деятельности первоклассников создается «Портфолио», что соответствует требованиям новых стандартов. Оно служит хорошим стимулятором учебной деятельности учащихся, в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеурочной деятельности.
Рекомендую создавать «Портфолио» по следующим направлениям:
- материалы промежуточных и итоговых стандартизированных работ;
- детские работы;
- материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности (участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях).
Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, потому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме. Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.
Внеурочная деятельность.
Во внеурочную деятельность входит:
- Индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки;
2. Индивидуальные и групповые консультации;
3. Экскурсии, кружки, олимпиады, соревнования.
В начальной школе формируется познавательная активность, рождается радость познания и интерес. А самое главное, чтобы ребенок шел в школу с желанием. Также очень важным считаю тесное сотрудничество между учителем и родителями. Троица образования и воспитания: учитель –ученик - родитель. Такое сотрудничество возможно, если строить его общими усилиями, используя современные педагогические технологии, при которых шансы на взаимопонимание учителей, детей и родителей возрастают.
Внедрение и работа по ФГОС создают необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, а также способствует развитию творческих способностей школьников. Этому нужно учиться с 1 класса, в этом и заключается идея новых стандартов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по ФГОС нового поколения
Обобщение опыта работы по ФГОС представлено в виде выступления на семинаре и презентации....
Из опыта работы по ФГОС 2
Начальная школакак образовательная модель,формирующая условиядля реализации новыхгосударственныхобразовательных стандартов...
работа по ФГОС
Задача современной образовательной системы –...
Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).
Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...
Итоги и анализ работы по ФГОС за 2011-2012 учебный год.
Итоги и анализ работы по ФГОС за 2011-2012 учебный год....
Работаем по ФГОС. Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 2 а класса на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта программы начального...
Отчёт о работе по ФГОС МБОУ "НШДС"
Опыт первого года работы в условиях введения ФГОС второго поколения в штатном режиме позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назре...