Я работаю по ФГОС.
статья (1 класс) на тему

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Введение ФГОС в начальной школе»

Начальное образование – это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования – развивать и совершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях.

Сегодня УУД придается огромное значение. В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. УУД – это навыки, которые закладываются на всех уроках:

  1. Личностные.
  2. Познавательные.
  3. Коммуникативные.
  4. Регулятивные.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Смысловые акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Личностные

жизненное самоопределение

нравственно-этическая ориентация

смысло-образование

нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, русский язык, окружающий мир, технология, физическая культура)

Познавательные общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

Познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем, самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Учителю необходимо учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:

  • состояние здоровья детей;
  • успеваемость по основным предметам;
  • уровень развития речи;
  • умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
  • умение контролировать свои действия на уроке;
  • стремление принимать и решать учебную задачу;
  • навыки общения со сверстниками.

Развитие УУД на примере учащихся 1 класса:

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2.Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3.Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4.Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2.Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в  своей деятельности простейшие приборы: линейку, угольник.

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2.Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4.Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4.Слушать и понимать речь других.

5.Участвовать в групповой работе и работе в парах.

   

          Новые стандарты, новый подход к обучению требуют новых учебных пособий. Требования к учебным пособиям:

  1. Гриф МО РФ;
  2. Гриф ФГОС (прошли апробацию и по ним можно работать);
  3. Содержание учебников в УМК разное, подход к образовательному процессу тоже различный. К концу обучения на первой ступени образования все учащиеся приходят с одинаковым объёмом ЗУН. Во всех учебниках есть герои-помощники (сквозные), которые учатся вместе с детьми, выполняют различные задания, попадают в разные ситуации и ищут выход из них, просят помощи, рассуждают вместе с детьми.

В учебниках появились новые виды заданий:

  • Странички для любознательных.
  • Проверь себя.
  • Работа в группе, в паре.
  • Задания повышенной сложности.
  • Тесты.

В урочной деятельности главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять. В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.

          В своей работе я применяю  следующие современные технологии, направленные на решение учебных задач:

  1. Развивающее обучение.
  2. Проблемное обучение.
  3. Разноуровневое обучение.
  4. Использование исследовательского и проектного методов обучения.
  5. Игровые методы.
  6. Обучение в сотрудничестве.
  7. Информационно-коммуникационные технологии.
  8. Здоровьесберегающие технологии.

          Для фиксирования результатов учебной и внеурочной деятельности первоклассников создается «Портфолио», что соответствует требованиям новых стандартов. Оно служит хорошим стимулятором учебной деятельности учащихся, в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеурочной деятельности.

Рекомендую создавать «Портфолио» по следующим направлениям:

- материалы промежуточных и итоговых стандартизированных работ;

- детские работы;

- материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности (участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях).

Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, потому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме. Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

                     Внеурочная деятельность.

Во внеурочную деятельность входит:

  1. Индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки;

         2. Индивидуальные и групповые консультации;

         3. Экскурсии, кружки, олимпиады, соревнования.

В начальной школе формируется познавательная активность, рождается радость познания и интерес. А самое главное, чтобы ребенок шел в школу с желанием. Также очень важным считаю тесное сотрудничество между учителем и родителями. Троица образования и воспитания: учитель –ученик - родитель. Такое сотрудничество возможно, если строить его общими усилиями,  используя современные педагогические технологии, при которых шансы на взаимопонимание учителей, детей и родителей возрастают.

Внедрение и работа по ФГОС создают необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, а также способствует развитию творческих способностей школьников. Этому нужно учиться с 1 класса, в этом и заключается идея новых стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по ФГОС нового поколения

Обобщение опыта работы по ФГОС представлено в виде выступления на семинаре и презентации....

Из опыта работы по ФГОС 2

Начальная школакак образовательная модель,формирующая условиядля реализации  новыхгосударственныхобразовательных стандартов...

работа по ФГОС

Задача современной образовательной   системы –...

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

Итоги и анализ работы по ФГОС за 2011-2012 учебный год.

Итоги и анализ работы по ФГОС за 2011-2012 учебный год....

Работаем по ФГОС. Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для  2 а класса на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта программы начального...

Отчёт о работе по ФГОС МБОУ "НШДС"

Опыт первого года работы в условиях введения ФГОС второго поколения в штатном режиме позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назре...