работа по ФГОС
статья на тему

Коржикова  Анастасия Сергеевна

    Задача современной образовательной   системы –

                                                                     не напичкать ученика  фундаментальными

                                                      знаниями, а сформировать навыки

                                                                           успешной социальной адаптации, способности

                                 к  самообразованию...

                                                          А.М. Кондаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по ФГОС

    Задача современной образовательной   системы –

                                                                     не напичкать ученика  фундаментальными

                                                      знаниями, а сформировать навыки

                                                                           успешной социальной адаптации, способности

                                 к  самообразованию...

                                                          А.М. Кондаков

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Два года назад наша школа активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, став единственной из  школ города пилотной школой. Одним из экспериментальных классов был  выбран  1 «Б» класс,  классным руководителем которого я и являюсь.

Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического  потенциала образовательного учреждения. Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе школы  была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете.

На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, педагоги школы для реализации ФГОС НОО оставили УМК «Перспективная начальная школа» и «Школа России», потому что наша школа на протяжении многих лет успешно использовала эту образовательную систему.

"Перспективная начальная школа" и системно-деятельностный подход, лежащий в её основе, полностью соответствует всем требованиям, заложенным во ФГОС второго поколения.

           С  внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя  должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

В основу моей деятельности в апробации стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении  с применением инновационных технологий, т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

   Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой  образовательного  и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая  организацию  усвоения, то есть умения учиться.

Кроме того,  программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта  к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.  И оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения школьников.

      Что сделано мною  в данном направлении за прошедшие два года?

       В начале первого  учебного года в экспериментальном классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система  работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась  целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах. Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для первоклассников, второклассников,  типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы  изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.

   Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:

  1. планирование,
  2. формирование,
  3. диагностика,
  4. план корректировки,
  5. подбор заданий,
  6. рефлексия.

           Так, например, для подведения итогов за первое полугодие 1 класса была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов обучающихся  с приложением листа в виде рисунка со снеговиками.

За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребенок получил образовательную карту для самооценки, приложение с   условными обозначениями:

Красный – «У меня получилось!»

Желтый – «Внимательным надо быть!»

Зеленый – «Надо стараться!»

Синий – «Надо тренироваться!»

           После выполнения контрольных заданий дети постепенно раскрашивали своих снеговиков и делали соответствующие выводы. Новогодний праздник все встречали с прекрасным настроением.

    Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью  всех уроков в  классе. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры».

       Кроме того,  для отслеживания качества обучения обучающимися отдельных предметов  (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир), использовался Мониторинг, при создании которого мы исходили  из Требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется  личностным, метапредметным и предметным результатам.  

  Процесс усвоения знаний учащимися - индивидуальный, поэтому надо использовать различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

      Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности школьников на родительском собрании решили   создать для учащихся  «Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности, т.к. в нем отражены достижения детей не только в учебе, но и внеучебной  деятельности.

Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу  известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

С целью определения интересов учащихся для занятий внеурочной деятельностью в нашей школе  родителям и их детям были предложены опросники, по результатам которых были сформированы группы детей для занятий по интересам.

             Внеурочная деятельность в  классе была организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно - активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличалась от урочной системы обучения и была представлена  следующими направлениями: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное,  художественно-эстетическое.

       Спортивно-оздоровительное направление представлено занятием  «Уроки здоровья». Цель которого - формирование навыков здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающей среды. Ребята с большой радостью идут на эти занятия, потому что они знают, что учитель в очередной раз приготовил для них что-то интересное и увлекающее. Это и различные эстафеты, гимнастика, игры со спортивными предметами (обруч, мяч), бег с препятствием. На каждом занятии в игровой форме учитель выполняет с ребятами упражнения, позволяющие укрепить их здоровье и привить интерес к спорту.

       Дети в основном  не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются  творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение 2 лет обучения  проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников.

    Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися

           По результатам первой ступени обучения мы представляем себе такого выпускника начальной школы: это

  1. ученик, обладающий исследовательским интересом,
  2. коммуникативностью,
  3.  ответственностью,      
  4. имеющий  навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

    Опыт двух лет обучения  апробации условий введения ФГОС второго поколения позволил нашей школе сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения необходимо, ведь Стандарты второго поколения – это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.

Коржикова А. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по ФГОС нового поколения

Обобщение опыта работы по ФГОС представлено в виде выступления на семинаре и презентации....

Из опыта работы по ФГОС 2

Начальная школакак образовательная модель,формирующая условиядля реализации  новыхгосударственныхобразовательных стандартов...

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

Итоги и анализ работы по ФГОС за 2011-2012 учебный год.

Итоги и анализ работы по ФГОС за 2011-2012 учебный год....

Работаем по ФГОС. Рабочая программа по литературному чтению УМК "Перспектива" 2 класс

Рабочая программа курса «Литературное чтение» для  2 а класса на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта программы начального...

Отчёт о работе по ФГОС МБОУ "НШДС"

Опыт первого года работы в условиях введения ФГОС второго поколения в штатном режиме позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения давно назре...

Итоговая контрольная работа по окружающеми миру в 4 классе (спецификация, структура, варианты работ) по ФГОС. УМК любой.

Итоговая контрольная работа по окружающему миру подходит любому УМК.Назначение итоговой работы- выявить и оценить уровень подготовки учащихся 4 класса по окружающему миру,выявить сформированност...