1.Мотивационный. Словесный, репродуктивное задание. | 2 мин. | - На прошлом уроке вы писали контрольную работу, вы решали задачи на одновременное движение. При решении задач вам приходилось выполнять действия с величинами. - Вспомните, что такое величина? (Величина – это свойство предмета, которое может быть измерено и результат измерения выражен числом.) - Какие величины вы знаете? (Длина, масса, время, площадь, объём.) - Что вы умеете делать с величинами? (Умеет сравнивать, выполнять действия.) - Сегодня на уроке вы вспомните, как выполнять действия с именованными числами. - А если вы сегодня будете повторять величины, какую ещё цель можно поставить перед собой? (Проверить свои умения работать с именованными числами.) - Как вы сегодня будете работать? (…) - По какому плану вы работаете на уроке самопроверки? (…) - Что вам может помочь в работе? (Эталоны, внимательность, алгоритм выхода из затруднения.) - Чтобы работа была успешной с чего надо начать? (Надо повторить все, что мы знаем о задачах на движение.) |
Слушать задачу, отвечать на вопросы.
Определять тему и цель урока.
| Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
2.Актуализация знаний. Наглядный: презентация
Словесный, Слово учителя, Беседа. | 5-7мин. | Математический диктант: - Ответьте на вопросы устно и запишите только ответы: - Какую часть тонны составляют 4 ц?
- Какую часть часа составляют 4 мин?
- Какую часть дм2 составляют 4 см2?
- Какую часть метра составляют 4 мм?
Учащиеся выполняют задание, записывают ответы, один ученик записывает ответы на закрытой части доски.
Учащиеся проверяют задание. - Что вам помогло выполнить задание? (Таблицы мер.) Вывешиваются таблицы мер (Д-7, Д-8, Д-9, Д-10). - Что интересного в полученном ряде чисел? (Все дроби с числителем 4, …) - Какая дробь лишняя? (, т.к. знаменатель дроби не единица с нулями.) Эта дробь убирается из ряда. - Найдите закономерность и продолжите ряд на два числа. (.) - Пользуясь таблицей мер площади, составьте подобную задачу с ответом . (Какую часть м2составляют 4 см2.) - По таблице мер массы составьте аналогичную задачу с ответом . (Какую часть ц составляют 4 г.) - О каких величинах вы говорили? (Длина, масса, время, площадь.) - Какие величины вы ещё знаете? (Объём, скорость, производительность, …) На доску вывешивается таблица мер объёма (Д-11). - Является ли величиной доска, на которой вы пишите? (Нет, т.к. доска это предмет, а величина свойство предмета.) - Как измерить величину? (Надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.) На доску вывешиваются эталоны Д-2. - Что происходит со значением величины при уменьшении мерки, увеличении мерки? ( Она увеличивается, уменьшается.) На доску вывешивается эталон (Д-3). - Какое действие надо выполнить при переходе к более мелким меркам? К более крупным? (Умножить, разделить.) На доску вывешивается эталон Д-4. На доску вывешивается карточка: 2 м 5 см = см 180 с = мин 3 кг 16 г = г 200 ц = т 1 ч 8 мин = мин 500 см2 = дм2 - Что общего в заданиях каждого столбика? (В первом столбике переход к более мелким меркам, а во втором – к более крупным; в первом столбике составные именованные числа, а во втором – простые.) - Какой знак подразумевается между различными частями составных именованных чисел? (Знак сложения.) - Выразите данные величины в указанных величинах. Задание выполняется фронтально. 2 м 5 см = 205 см 180 с = 3 мин 3 кг 16 г = 3016 г 200 ц = 20 т 1 ч 8 мин = 68 мин 500 см2 = 5 дм2 - Сравните 8 м3 и 9 см. (Сравнить нельзя, т.к. даны разные величины.) - При каком условии можно сравнить именованные числа и выполнить с ними арифметические действия? (Когда даны значения одной и той же величины, причём они выражены в одинаковых единицах измерения.) На доску вывешивается эталон Д-5. На доске карточка с выражениями: 2 м 5 см + 15 см 1 ч 8 мин : 4 3 кг 50 г ⋅ 2 - Чтобы выполнить действия, что надо сделать? (Надо все величины выразить мелкими единицами измерения, входящих в запись, выполнить действия, результат выразить в возможно более крупной единице измерения.) На доску вывешивается алгоритм действий с составными именованными числами (Д-6). - Выполните действия. Задание выполняется фронтально: 2 м 5 см + 15 см = 205 см + 15 см = 220 см = 2 м 20 см; 1 ч 8 мин : 4 = 68 ми : 4 = 17 мин; 3 кг 50 г ⋅ 2 = 3050 г ⋅ 2 = 6100 г = 6 кг 100 г. - Как ещё можно было выполнить действия в первом и третьем примерах? (Можно выполнить действия по разрядно: к 5 см прибавить 15 см, 3 кг умножить на 2 и 50 г умножить на 2.) - Что вы повторили? (Величины, правила измерения величин, правила сравнения величин, правила выполнения действий с именованными числами.) - Как вы дальше будете проверять свои знания? (Мы напишем самостоятельную работу и проверим её.) | Решать математический диктант.
Проверять задание.
Делать вывод.
Отвечать на вопросы.
Участвовать в учебном диалоге.
Сравнивать столбцы.
Выполнять задание, проверять фронтально.
Сравнивать.
Проверять по эталону.
Выполнять действия.
Участвовать в учебном диалоге.
Планировать дальнейшую деятельность. | Коммуникативные: : высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий.
|
3.Решение учебной задачи. Словесный, беседа.
| 7-10 мин. | Самостоятельная работа № 1 (10 минут). Учащимся раздаётся текст с самостоятельной работой № 1 (Р-1). – Выполните задание самостоятельно. Учащиеся выполняют работу. – Вы выполнили задание. Что нужно сделать дальше? (Надо проверить свою работу.) - Как вы будете проверять свои работы? (Проверим сначала по образцу и выясним, какие задания выполнены правильно, а какие задания выполнены не правильно.) По окончании самостоятельной работы учитель на доске предлагает ответы (Д-12). Учащиеся проверяют работу, и результаты фиксируют во второй графе таблицы Р–5. Дети ставят знаки «+», если задание выполнено правильно, или «?», если задание выполнено с ошибкой. - Вы можете определить, в каком месте вы ошиблись, и по какой причине допустили ошибки? (Нет.) - Что вам поможет определить место и причину ошибки? (Эталон для самопроверки.) - А те, у кого ответы совпали с образцом, вам, зачем проверять себя по эталону для самопроверки? (Нам необходимо проверить ход решение, оформление.) - Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг, соотнося с эталонами.) - Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Подчеркнем место ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение.) Учащимся раздаются эталоны для самопроверки (Р-2). Если есть возможность можно использовать презентацию. Учащиеся проверяют свои работы, подчёркивают место ошибки и определяют, в каком правиле допустили ошибки. Учитель на доске фиксирует допущенные ошибки. – Сколько человек допустили ошибки в первой задаче? Во второй задаче? И т.д. – поднимите руки. Учитель записывает количество детей, допустивших ошибки. – У кого все задачи решены правильно? (…) – Вы определили место затруднения, что дальше? (Надо понять причину затруднения.) – Почему возникло затруднение в первой задаче? Какими формулами вы должны были воспользоваться? – Уточните цель своей дальнейшей работы. (Исправить ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.) - Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм выхода из затруднения, эталоны.) – Как будете исправлять свои ошибки? (Исправим ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки, решим аналогичные задания.) – У кого все задачи решены правильно? Что вам следует делать дальше? (Мы будем выполнять дополнительные задания.) Дети, у которых работа выполнена правильно, получают дополнительное задание: №№ 3, 8 стр. 123.
Далее дети исправляют ошибки. Выполняют задание для тренинга № 2 (а, в, д, е), стр. 123 и проверяют себя по образцу Р-7. Учитель при необходимости оказывает им помощь. Результатом работы на данном этапе должен быть выбор и уточнение учащимися способов действий, в которых были допущены ошибки. – Каждый из вас самостоятельно исправил свои ошибки. При решении, каких задач было допущено больше ошибок? (...) Учитель обращает внимание детей на таблицу фиксации на доске. – Как исправляли ошибки? (Определили место, причину, исправили ошибки, потренировались в решении аналогичных заданий.) Дети проговаривают правила, на которые были допущены типичные ошибки, и заполняют четвертую графу таблицы. 1).Самостоятельная работа. Учитель раздает самостоятельную работу № 2 Выполните эти задания самостоятельно. 2). Проверка самостоятельной работы по эталону. Правильность работы проверяется по эталону для самопроверки Р–4. Дети заполняют пятую графу таблицы. Учащиеся, которые выполняли дополнительное задание, проводят самопроверку своих работ, используя карточку Р-6. – Кому удалось выполнить вторую самостоятельную работу без ошибок? Как вы это сделали? (Я исправил ошибки, и не допустил подобных ошибок в самостоятельной работе № 2.) |
Выполнять заданиею
Составлять план действий.
Проверять задание по эталону самопроверки.
Исправлять ошибки.
Находить место затруднения, причину затруднения.
Повторить правила, на которые были допущены ошибки.
Решать дополнительные задания.
.
Повторить правила.
Выполнять самостоятельную работу, проверять по эталону. | Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
Регулятивные: учащиеся самостоятельно выполняют задания.
|
4.Закрепление. Практический, самостоятельная работа. | 15 мин. | № 10 (а), стр. 124. Задание выполняется по одному ученику по одному действию у доски с комментарием, остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях. 2 1 5 6 8 3 7 4 (300 000 – 857 ⋅ 308) : 4 ⋅ 800 – (166 704 : 276) ⋅ (4 731 075 : 675) = 2 975 364 1) 857 ⋅ 308 = 263 956; 5) 36 044 : 4 = 9 011; 2) 300 000 – 263 956 = 36 044; 6) 9 011 ⋅ 800 = 7 208 800; 3) 166 704 : 276 = 604; 7) 604 ⋅ 7009 = 4 233 436; 4) 4 731 075 : 675 = 7009; 8) 7 208 800 – 4 233 436 = 2 975 364
№ 9 (1, 2), стр. 124. 1) неграмотный 2) 4 - |
Выполнять задания самостоятельно.
Проверять задание по эталону.
| Регулятивные: учащиеся самостоятельно выполняют задания.
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
5.Рефлексия. Словесный, репродуктивное задание.
Домашнее задание:
| 3 мин. | – Чему был посвящён сегодня урок? (Мы повторяли и проверяли умение действовать с именованными числами.) – Какие цели вы ставили в начале урока? (Понять свои затруднения и ошибки, и исправить их.) – При решении, каких задач были допущены ошибки? – Назовите причины типичных ошибок.(…) – Что вам помогло преодолеть затруднения? (Эталоны, эталон для самопроверки, алгоритм исправления ошибок.) – Над чем вам надо еще поработать? (…) - Как вы проверяли свои знания? (…) - Кому удалось на уроке поработать с дополнительными заданиями и справиться с ними?
№ 2 (б, г, ж – л), стр.123; № 9 (3 – 5) , стр. 124; № 10 (б), стр. 124.
| Участвовать в содержательной рефлексии. Отвечают на вопросы.
Обобщать изученное.
| Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; донести свою позицию до других. |